ВАСИЛИЙ СИНАЙСКИЙ: «Не дирижерская мафия, а дирижерская каста!»

василий синайский

29 декабря в Большом зале Филармонии - ВАСИЛИЙ СИНАЙСКИЙ. В программе концерта симфонические произведения Дворжака и Чайковского, а также Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Шопена (солист – Мирослав Култышев).

Выпускник петербургской Консерватории Василий Синайский, поднявшись до всех мыслимых высот в профессии дирижера, занимающий ныне пост главного дирижера Большого театра, недавно приехал в alma mater, чтобы продирижировать консерваторским студенческим оркестром. В программе концерта, прошедшего 2 ноября, прозвучали произведения Лядова, Прокофьева, Шостаковича. Несмотря на чрезвычайную занятость маэстро нашел возможность ответить на наши вопросы.

Василий Серафимович, как Вы считаете, можно ли сделать дирижера из любого музыканта-инструменталиста? Или дирижерский дар передается по наследству? Вот, к примеру, все три сына Курта Зандерлинга стали дирижерами…

- Я вообще считаю, что дирижеров не должно быть много. Конечно, мы знаем много дирижерских династий… Однако превратить инструменталиста в дирижера очень сложно: здесь идет отсев порядка 95 %.

Как Вы относитесь к разговорам о дирижерской мафии, диктующей законы рынку академической музыки, порожденным скандальными книгами Лебрехта?

- Лебрехт и его книги всем нам хорошо известен, он всегда пишет парадоксальные вещи. Конечно, он немного сгущает краски, но все, что он говорит, не лишено оснований. Существует скорее не дирижерская мафия, а дирижерская каста. Дирижер ведь по природе своей большой начальник: в его власти наказать или уволить провинившегося музыканта. Часто люди чувствуют себя вознесенными над толпой, зачастую вовсе этого не заслуживая. Раньше дирижеров было меньше, и каждый из них ценился как штучный товар, дирижеры были более яркими и сильными.

В России производится избыточное количество музыкантов – мы активно экспортируем их в развитые страны. Как Вы считаете, не пора ли подумать о воспитании достаточного количества качественных потребителей классической музыки? Почему в среднеобразовательных школах всем нам объясняют, что такое таблица Менделеева, нас всех заставляют прыгать и подтягиваться, но нашим детям не удосуживаются объяснить, что такое тональность, не учат петь в хоре, хотя это такие же основы мироздания, как и законы Ньютона? Ведь тот же Пифагор, надо полагать, объяснение тональной системы ставил гораздо выше в иерархии ценностей, чем пресловутую школьную теорему.

- На мой взгляд, у нас в стране общий уровень музыкальной культуры катастрофически низок. Он совершенно не соответствует тем потребностям и тем заслугам, которые у нашей страны перед классическим музыкальным искусством имеются. Сейчас в музыкальных школах-десятилетках недоборы, что раньше было немыслимо. Консерватория сейчас тоже испытывает большой голод по всем инструментам. Надо заинтересовывать ребенка классической музыкой в школе как можно раньше – ведь в этом есть и большой моральный аспект.

Василий Серафимович, Вы часто выступаете в разных станах мира. Скажите, чем на Ваш взгляд, отличается сегодня наша публика от западной и восточной?

- Публика и в одной стране бывает очень разной. Это зависит от многих факторов: и от темперамента, и от того, насколько хорош данный оперный театр, концертный зал и симфонический оркестр. Я считаю, что нет специально русской или западной публики. Любая публика, как правило, интуитивно чувствует, где хорошее исполнение, а где не очень. Я живу в Голландии, где знаменитый зал Концертгебау, в котором и звезды выступают, и проходят обычные концерты – публики много всегда, и она, как мне кажется, очень хорошо понимает уровень данного исполнения.

Вячеслав Кочнов. I know the wayА как Вы относитесь к записи? Я знаю, что есть такие дирижеры, которые не любят записываться, считая каждый концерт уникальным явлением?

- Это вечный спор, и никто в нем не прав на 100%. Есть великие имена и с той и с другой стороны. Я лично люблю запись за то, что на ней можно исправить отдельные технические моменты, но с вдохновением в студии бывает достаточно сложно.

Скажите, а как по-Вашему дирижер должен быть одет? Вы сами за классический фрак или допускаете вольность в одежде? У кого Вы заказываете Ваш фрак?

- Я дирижирую в английском фраке. Он, наверное, несколько старомоден, но он мне нравится и удобен. Но многие дирижеры сейчас перешли на сюртук, на смокинг, так что традиция постепенно размывается. Я недавно выступал со скрипачкой, которая перед выходом на сцену сбрасывала туфли и играла босиком. Причем, это было прописано у нее в контракте!

Кто из композиторов для Вас сейчас наиболее актуален, к кому Вы, может быть, потеряли интерес?

- В Большом театре, где я сейчас работаю, приоритет отдается русской музыке. И в связи с этим многие произведения русских композиторов я открываю для себя заново. С возрастом я стал понимать, как сложно исполнить музыку Бетховена или Брамса ярко и осмысленно. В связи с этим ощущением у меня новое отношение к классике. Современные композиторы меня сейчас привлекают меньше – им я отдал дань в годы моей молодости, когда в Ленинграде, в Москве, в Риге я продирижировал многими премьерами. Сейчас мне уже не хочется разбрасываться.

Какими проектами Вы занимаетесь сейчас в Большом театре? Что Вы думаете о современных постановках, вокруг которых зачастую разгорается столько скандалов?

- Совсем недавно я выпустил две премьеры: это «Золотой петушок» Римского и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса – опера, которая в Большом раньше никогда не ставилась и прошла с большим успехом. В настоящий момент мы восстанавливаем знаменитый балет Григоровича «Иоанн Грозный» и выпускаем «Князя Игоря» в очень яркой и неожиданной интерпретации Юрия Любимова, у которого, несмотря на его годы, много свежих и оригинальных идей.

А как Вы вообще относитесь к современным постановкам, которые порождают столько споров?

- Большой театр сейчас смело экспериментирует, и лично мне это нравится. Вы, наверное, слышали, какую бурю поднял «Золотой петушок» Кирилла Серебренникова. Но когда хор и певцы просто стоят и поют, это же скучно! Люди приходят все-таки в театр, а не в храм, и хотят видеть постановку, действие. Хотя, конечно же, необходим разумный баланс между замыслом автора произведения и фантазией постановщика.

Скажите, у Вас хватает времени на что-нибудь кроме музицирования – на семью, хобби и т.д.?

- Свободное время, которого катастрофически мало, стараюсь посвящать общению с внуками и их музыкальному воспитанию…

1