ВАСИЛИЙ МОЛОДЯКОВ: "НЕ ВЕРЬТЕ КИТАЙЦАМ, ИНВЕСТИЦИИ ПРИНОСЯЩИМ..."

Василий Молодяков

Строительство “Китайской жемчужины”, а попросту питерского чайнатауна, в ближних предместьях нашего города, равно как и участившиеся за последнее время деловые визиты губернаторов Матвиенко и Сердюкова в Китайскую народную Республику, заставляют нас всерьез задуматься о недалекой перспективе соседства с компактными поселениями китайцев. И не просто китайцев, а китайцев, зараженных идеями маоизма. Анекдот советских времен о том, что “на китайско-финской границе все спокойно”, становится с каждым днем все меньше похожим на анекдот и все больше похожим на неотвратимое и жуткое будущее нашей страны. А что думают о перспективах китаизации России специалисты – историки и политологи, – те, кто знаком с проблемой не понаслышке?

Имя Василия Молодякова памятно читателям первых, самых интересных и неожиданных выпусков дугинского альманаха “Элементы”. Те, для кого геополитика не пустое слово, внимательно следят за выходом его книг и статей, посвященных острым углам и поворотам истории Японии ХХ столетия, ее отношений с СССР и Россией.

Сегодня Василий Элинархович Молодяков постоянно проживает в Токио, он – доктор политических наук, старший научный сотрудник Университета Такусёку, автор многих книг по вопросам геополитики и истории международных отношений. Его видение проблем новейшей истории и перспектив развития глобальных политических отношений отличается глубиной осмысления и высоким профессионализмом историка-исследователя. Недавно посетив наш город, Василий любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

Василий, Вы по образованию – историк, живете и преподаете в Японии, вероятно, Вам со стороны и с высоты Вашего исторического образования и опыта лучше видны некоторые тенденции развития сегодняшней исторической ситуации. Какой Вы видите политическую карту мира середины XXI века?

- Давайте исходить из того, что человечество не потеряет окончательно голову, что не случится ядерной катастрофы, что в Землю не врежется громадный метеорит. То есть, события будут идти, так сказать, своим чередом, “в штатном режиме”.

Два изменения политической карты мира я считаю абсолютно неизбежными, обусловленными объективными причинами и не зависящими от воли конкретных людей. Это объединение Кореи и трансформация – мне не хотелось бы употреблять слово “распад” – Украины. В первом убеждает судьба Германии или Вьетнама – государств, искусственно, “по-живому” разделенных в угоду политическим расчетам сверхдержав. Во втором – судьба Чехословакии и Югославии, искусственных государств, появившихся на карте в результате Версальского и других договоров, которые только с очень злой иронией можно называть “мирными”. Все мало-мальски знакомые с историей люди понимают, что главной причиной Второй мировой войны был Версальский договор, а не злая воля Сталина или Гитлера. Когда леди Асквит, жену британского премьера времен Первой мировой войны, в тридцатые годы спросили, где родился Гитлер, она четко и невозмутимо ответила: в Версале.

Еще три события, три изменения политической карты представляются мне неизбежными, но они в большей степени зависят от воли конкретных сил и конкретных людей, а потому могут произойти в ближайшие десять лет, а могут и более чем через полвека. Первое – самое важное и в то же время самое непредсказуемое – объединение России и Белоруссии в единое государство. Второе – поглощение Тайваня Китайской Народной Республикой. Третье – подписание мирного договора между Японией и Россией с передачей Японии так называемых “северных территорий”, всех четырех или трех островов южной части Курильской гряды.

Очень возможны некие территориальные изменения на Северном Кавказе, но тут я затрудняюсь делать конкретные прогнозы. Уверен, что в ближайшие годы определится судьба Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья, но вхождение в состав Российской Федерации – вовсе не единственный из возможных вариантов. Надо поставить вопрос, насколько это выгодно РФ. Думаю, что проблема оторванных от “метрополии” анклавов – вроде Калининграда – в будущем только обострится. До войны, конечно, не дойдет, как это было в случае Восточной Пруссии, но положение не вполне нормальное. Полагаю, что в обозримом будущем решится и судьба Косово. Решится в пользу той стороны, за которой будет стоять “мировая политкорректность”. Других возможных изменений политической карты Европы я, признаться, не вижу. Она все еще слишком неоднородна, чтобы слиться в единое государство.

- А что Вы – как востоковед и как геополитик – думаете о “китайском факторе”? Для России, и для Петербурга в частности, сегодня – в свете строительства питерского чайна-тауна – это более чем актуально.

- Сто лет назад Валерий Брюсов прозорливо сказал: “нищий Китай станет Крезом XXI века”. Оценивая “китайский фактор” в мировой политике, необходимо четко помнить несколько вещей. Во-первых, Китай абсолютно никому не подконтролен. Во-вторых, он традиционно придерживается стратегии “бить варваров руками других варваров”. В-третьих, это безумно пассионарная нация. Китайцы медленно, но уверенно поглощают малонаселенные российские территории. Не надо закрывать на это глаза, хотя мощное китайское лобби в России, в том числе в СМИ, утверждает обратное.

Китаю выгодно практически любое развитие событий в Северо-Восточной Азии. Ядерные амбиции Ким Чен Ира – только Пекин в состоянии влиять на северокорейского лидера, от которого можно ожидать всего чего угодно. Это настоящая угроза, причем для всех его соседей! Объединение Кореи – Южная Корея будет так долго и мучительно “переваривать” Северную, что на много лет, если не десятилетий перестает быть серьезным экономическим конкурентом. Независимый Тайвань – можно постоянно нервировать американцев и японцев угрозой его поглощения. Присоединение Тайваня – бесплатное получение 17-й экономики мира. Российско-японские трения – возможность изображать друга России и под шумок “осваивать” Дальний Восток и Восточную Сибирь, пока там не останется ни одного русского. Российско-японское сближение вызовет недовольство Вашингтона и отвлечет внимание от дальнейшей экономической экспансии Китая во все стороны. Напугать Пекин могут разве что согласованные действия США, России, Японии и, пожалуй, еще Индии, но такой сценарий по многим причинам представляется маловероятным.

- Значит, Вы считаете, что никаких серьезных противоречий с Японией у Российской Федерации нет?

- Россия не относится к числу внешнеполитических приоритетов Японии. Япония не относится к числу внешнеполитических приоритетов России. Вот, пожалуй, все, что можно сказать о нынешнем состоянии двусторонних отношений. Ни с той, ни с другой стороны не видно никакого проявления политической воли. Зато и для Москвы, и для Токио приоритетом является Пекин. Россия пытается представить Китай как своего стратегического союзника. Япония делает все, чтобы только его не сердить. Никого не удивило, что первые визиты нового премьер-министра Абэ были в Пекин и в Сеул. Заметьте, не в Вашингтон! Между тем любой, подчеркиваю – любой, партнер Китая – в силу чисто объективных, геополитических причин – рискует оказаться в положении героя известного стихотворения Киплинга “Мировая с Медведем”. Раньше Россию изображали в виде медведя, но это время прошло безвозвратно. С китайским “медведом” в одиночку не справится ни Россия, ни Япония – я имею в виду политическое и экономическое противостояние, а не войну. А Америка далеко, и у нее своих забот хватает…

России нечего бояться Японии. Японии нечего бояться России. Зато у обеих стран есть все основания, скажем прямо, опасаться дальнейшего усиления Китая, а также роста там безработицы и избыточного населения. Куда оно двинется? Но этого, похоже, в полной мере не понимают ни в Москве, ни в Токио. Зато понимают в Пекине.

- В Европе и США, на Дальнем Востоке, да и в России тоже, все сильнее раздаются голоса тех политических сил, которые после Нюренбергского процесса были вычтены из публичной политики…

- Я не верю в то, что носители “политически некорректных” взглядов получат право голоса в “либеральной” Европе. Там сформировалось совершенно оруэлловское общество, докатившееся до такого позора, как “дело” Дэвида Ирвинга. Американский историк Гарри Барнес еще много десятилетий назад удачно назвал это “либеральным тоталитаризмом”. Разумеется, Европа может жить, как ей заблагорассудится, но учить русских демократии ей точно не стоит. Об этом надо говорить прямо и не стесняться.

- Василий, спасибо Вам большое за интереснейший рассказ. Я знаю, что Вы – автор многих книг по обозначенной теме, две из которых выходят в свет сейчас, в декабре. Хочу сказать Вам, что в Петербурге у Вас немало читателей, от лица которых я должен выразить благодарность за Ваш труд и постоянное внимание к столь важным для России вопросам.

Беседовал Вячеслав КОЧНОВ

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ВАСИЛИЯ МОЛОДЯКОВА

1. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX – начала ХХ веков. М.;Токио, 1996.

2. Подсудимые и победители. (Заметки и размышления историка о Токийском процессе). Токио, 1996.

3. “Мой сон, и новый, и всегдашний…”. Эзотерические искания Валерия Брюсова. Токио, 1996.

4. Консервативная революция в Японии: идеология и политика.

5. Несостоявшаяся ось: Берлин – Москва – Токио. М., 2004

6. Россия: удачи минувшего века. М., 2004 (в соавторстве с Г. Бордюговым и Б. Соколовым).

7. Россия и Япония: меч на весах. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948). М., 2005.

8. Россия и Япония: рельсы гудят. Железнодорожный узел российско-японских отношений (1891-1945). М., 2006.

9. Эпоха борьбы. Сиратори Тосио (1887-1949) – дипломат, политик, мыслитель. М., 2006.

10. Гото Симпэй и российко-японские отношения. М., 2006

11. История Японии. ХХ век. М., 2006 (в соавторстве с Э. Молодяковой и С. Маркарьян).

{jcomments on}
1