ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ПЕТЕРБУРГ В ОКТЯБРЕ

павел коган в бзф спбСкверный петербургский климат кажется одной из наиболее надежных причин обилия в нашем городе концертных площадок и их высокой посещаемости. И в самом деле, кому же долгими и сырыми осенними петербургскими вечерами захочется бродить по улицам или скучать взаперти?

Количество публики в залах, таким образом, обычно пропорционально погоде: чем хлеще метель, тем больше аншлаг.

Нынешний октябрь не стал исключением: большой и малый зал филармонии регулярно наполнялись толпами благодарных посетителей – тем более, было что послушать. Репертуарная политика Филармонии отличается исключительной взвешенностью: это разумное сочетание признанных классических вещей в сочетании с редко исполняемыми произведениями и премьерами; выступления петербургских маэстро и коллективов соседствует с гастролями прославленных мировых звезд и оркестров.

Начался месяц с гастролей Московского государственного симфонического оркестра под руководством не нуждающегося в отдельном представлении Павла Когана. В первый вечер москвичи сыграли исключительно редко исполняемый поздний Концертштюк Шумана для четырех валторн с оркестром и циклопических размеров 8-ю симфонию Брукнера. Этот вечер был, несомненно, удачнее следующего, где тот же коллектив исполнил последнюю симфонию Моцарта (№41 «Юпитер») и 4-ю Прокофьева, которая, к слову, тоже редкая птица в наших залах. Если Шуман был вдохновенно пропет, а симфония Брукнера мощно и совершенно выстроена наподобие огромного готического храма, то в Моцарте слышалась излишняя аффектация, а Прокофьев выглядел немножко лоскутно, что, впрочем, является скорее недостатком произведения, чем исполнителей. Что же до Павла Когана, стоит отметить, что прочесть с таким немыслимым совершенством титаническую партитуру 8-й Брукнера мог только очень зрелый мастер после многих и многих репетиций и только с «родным» оркестром, который на лету ловит не только жесты, но и взгляды своего хозяина.

Следующим гостем Филармонии был жизнерадостный и артистичный главный дирижер Брюссельского филармонического оркестра Мишель Табачник, который, продирижировав оркестром Темирканова, предоставил нашему вниманию блистательных и в то же время аутентичных Дебюсси и Равеля, сдобрив их миниатюрной 4-й симфонией Шумана во втором отделении.

Хорошо знакомый нашей публике германский дирижер и органист Лео Кремер на сей раз скорее огорчил, чем порадовал: он сыграл одну из лондонских симфоний Гайдна (№ 104) с очень смешным танцевально-дискотечным финалом, прелестный Флейто-арфовый концерт Моцарта и наполненную бодростью и свежестью 4-ю симфонию Бетховена, но… воспользовался для этого маленьким Камерным оркестром, составленным из музыкантов ЗКР, лишив нас возможности насладиться всеми красками большого оркестрового состава.

Зато настоящим праздником стало выступление Эрмитажного оркестра 22 октября в Малом зале, где молодой дирижер Владимир Фаншиль очень живо и увлекательно продирижировал моцартовским «Юпитером», знаменитым Адажио для струнных Барбера, «Временами года в Буэнос-Айресе» Пьяцоллы-Десятникова и маленьким, но очень популярным оркестровым интермеццо Генделя «Прибытие царицы Савской».

Ну а первый в этом сезоне концерт Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга, которым дирижировал его создатель и руководитель 20-летний Мигран Агаджанян, был подлинным открытием. Если солисты – пианист и скрипач – выглядели просто хорошими мастерами своего дела, то оркестр и дирижер блистали. Казалось бы, предельно заигранная Пятая симфония Бетховена прозвучала как будто написанная вчера – свежо, полным звуком, с отличным 3 forte в Финале, с очень живым дыханием и полнокровной ритмикой.

Посетили наш город в прошедшем месяце и два первоклассных пианиста – ирландец Барри Дуглас, известный у нас в стране благодаря победе в 1986 году на конкурсе Чайковского, и британец Сэм Хэйвуд. Первый в Большом зале представил программу из раннего и позднего Брамса, второй – романтическую программу, включавшую  си-минорную Сонату Листа, два экспромта Шуберта, 4-ю балладу и 2-е скерцо Шопена, в Малом. Изюминкой программы Хэйвуда стала практически неизвестная у нас одночастная Соната Вагнера ми мажор «В альбом Матильде Везендонк». Игру обоих маэстро отличали благородство, сдержанность и свобода.

Надолго запомнится петербуржцам Рахманинов в исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра под руководством выпускника петербургской Консерватории Гинтараса Ринкявичуса: новосибирцы подтвердили свою высочайшую репутацию, заработанную в годы, когда коллективом руководил маэстро Арнольд Кац.

фото Ильи КиряковаЗакончился месяц российской премьерой гигантского вокально-оркестрового полотна нашего современника и бывшего соотечественника, ныне проживающего во Франции Александра Раскатова «Misterium Magnum» в исполнении Basel Philarmoniker и его главного дирижера Дэнниса Рассела Девиса. Во втором отделении базельцы играли Альтовый концерт Шнитке с Башметом и увертюру «1812» Чайковского, поставленную в программу, очевидно, ради юбилея изгнания наполеоновских войск из России. Было очень странно, что где-то в середине первого отделения начался массовый исход слушательниц бальзаковского и постбальзаковского возраста, так как, покупая билет, они же осознавали, что идут на современную музыку! Чего же они ожидали? Что Раскатов пишет в манере Бетховена или Генделя? Мне «Misterium Magnum» показался вполне симпатичным и отчасти вполне традиционным произведением, может быть, только чуть затянутым: интересен взгляд современного композитора на стихи Тютчева, Ницше и других известных поэтов.

1