Что Вы об этом думаете, Бог? ("Die Zeit", Германия)

сикстинская капеллаБеседа со Всевышним по поводу 500-летней годовщины создания фрески Микеланджело в Сикстинской Капелле в Риме

Die Zeit: Большое Вам спасибо за то, что Вы нашли время для этого разговора.

Бог: Да не стоит. Время для меня не проблема.

- 500 лет назад Микеланджело снял покров с фрески в Сикстинской капелле. Для нас, для людей, это повод для празднования. А для Вас?

- Для меня тоже, я радуюсь каждый раз, когда я на нее смотрю. Однако я должен сказать, что я нерегулярно бываю в Ватикане.

- Почему так?

- Это как у близких родственников: ты их знаешь, любишь, но они действуют тебе на нервы, то есть на дух.

- Что вас радует в этой фреске?

- Она прекрасна. Вы, люди, имеете ужасную склонность к отвратительному, а отвратительное есть одна из форм зла. Однако картины и скульптуры Микеланджело принадлежат к числу наиболее прекрасных вещей из того, что было создано человеком, и за это я его люблю.

- Микеланджело показывает Вас за работой: Вы ставите на правильное место Солнце и Луну, Вы создаете растения и зверей, а затем и человека. Это изображение верно?

- Можно так сказать, я с этим согласен.

- Все это было именно так?

- Нет. Я подумал о Солнце и Луне, и теперь они светят. Я подумал об Адаме, и он стал живым. Дело и мысль для меня одно и то же.

- У Микеланджело все было иначе. Ему потребовалось больше четырех лет для того, чтобы расписать потолок. А Вы сотворили мир за шесть дней.

- И так тоже можно сказать, это не будет неверным. Если судить с точки зрения человека, то я не затратил на сотворение мира и секунды.

- Микеланджело изображает вас мускулистым человеком с бородой. Вы находите себя похожим?

- Существует много моих изображений, но ни одно из них не охватывает меня полностью. Я уже говорил: я есть, кто я есть. И так должно оставаться.

- Какое изображение представляется Вам наиболее близким?

- Иногда я себя проявляю. Один из тех, которым я себя показал, - его звали Илия – тогда сказал: «И вот подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и разрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа. Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа. Потом появился огонь, но и в огне не было Господа. После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь. Услышав это, Илия закрыл свое лицо одеждой». Это был мой человек.

- Адам на фреске выглядит утомленным, его рука вяло свисает. Восторг выглядит иначе.

- Это легко объяснить. Он только что проснулся и он чувствует, что его ожидает.

- Но похож ли он на Вас?

- Вы, люди, рассуждаете о богоподобии человека, и это меня радует. Но то изображение, на которое указывает моя вытянутая рука и этот повелительный указательный палец, с помощью которого я пробуждаю Адама, является прекрасным, но это всего лишь изображение. На самом деле Адам совершенно на меня не похож, но у меня есть сходство с тем Адамом, которого Микеланджело представляет как идеального человека. И это о’кей, поскольку Адам красивый мужчина, а Ева – красивая женщина. Она безмолвно смотрит на меня – это одна из форм почитания, которая мне нравится.

- Оба они совершат предательство, когда вкусят от запретного плода. Почему Вы это допустили?

- Я задумал людей свободными – в отличие от небесных светил, флоры и фауны, в отличие от ветра и погоды, которые подчиняются установленным мной законам. И поскольку человек свободен, он может сделать выбор в пользу зла. 

- Но Вы запретили ему вкушать от древа познания и тем самым заманили его и заставили нарушить этот завет для того, чтобы он осознал свою свободу.

- Нет, его свобода также позволяла ему соблюдать этот завет.

- Почему стесняются Адам и Ева?

- Потому что они смотрят друг на друга глазами другого. Теперь человек не один, и он выставлен на обозрение другого. Мое намерение состояло в том, чтобы человек был не один. Но есть пренебрежительный взгляд, а есть любящий. Какой доминирует – это решает человек. Если вы друг друга любите, то не должны стесняться друг друга.

- На картине Микеланджело, где изображен всемирный потоп, он показал людей, которые спасаются на острове и укрываются от ливня под навесом. Они охвачены паникой и страхом. Ковчег для многих уже недосягаем, они утонут. Зачем Вы устроили это судилище?

- Зло в людях меня возмутило. Коррекция показалась мне необходимой. К сожалению, она ничего не принесла.

- Почему Бог должен исправлять себя?

- Он не должен, он может.

- Зачем вообще вы сотворили Адама? Вам стало скучно?

- Сотворение Адама было экспериментом, результата которого я сам ожидал с нетерпением. Он не закончился провалом, так считает и Микеланджело.

- В чем состоит его самое большое достижение?

- Он настолько совершенно отразил дольний мир, что он стал горним. Его посюсторонний мир является потусторонним миром, а его потусторонний мир является посюсторонним миром. 

- Микеланджело не смог бы создать свои произведения без помощи тогдашнего Папы Юлия II. Как вы его оцениваете?

- Папы – это люди. Я не хочу этого менять, и вы с этим должны смириться. Но среди всех моих представителей он был не самым плохим. 

- В самом страшном его военном походе погибли 12 тысяч человек. Это было на Пасху в 1512 году, за полгода до открытия картин. Мартин Лютер назвал его «кровопийцей».

- Здесь я, к сожалению, вынужден согласиться с Лютером. И, тем не менее, как это часто бывает, он видит только одну сторону. Юлий II не только вел войны, но также поддерживал архитектуру и искусство в большей степени, чем кто-либо до него. Чего бы достигли такие художники как Рафаэль или Браманте, Микеланджело или Себастьяно дель Пьомбо без Папы? Он сделал возможным одну из самых прекрасных эпох в истории искусства. 

- Судя по всему, вы любите искусство?

- Действительно, оно принадлежит к числу немногих человеческих дел, которые меня впечатляют. Микеланджело однажды сказал, что удачное полотно является «не чем иным, как отблеском совершенства творения Бога». Хорошо сказано.

- Юлия II и некоторых других Пап критиковали за их любовь к роскоши.

- И справедливо. Богатство, если оно становится самоцелью, является грехом. Но если человек злоупотребляет даже своей свободой для накопления богатства, то будет лучше, если эти богатства будут использоваться для прекрасного. Богатые люди сегодня богаче всех тех богатых, кто жил раньше, но они бесстыдно умножают безобразное.

- Вы восхваляете Микеланджело за его искусство. А не пытался ли он играть роль второго творца, который хотел сделать то же самое еще раз?

- Конечно, он был тщеславен и был переполнен честолюбием. Но я смотрю не только на мотивы, меня радуют и результаты. Тщеславны и честолюбивы многие, но только немногие зовутся Микеланджело.

- С 1536 по 1541 он украсил торцевую стену Сикстинской капеллы изображением Страшного суда. Там все у него почти все обнажены. И за это некоторые люди его резко критиковали. 

-  А что меня здесь должно беспокоить? Многие мои представители не имели никакого отношения к живому Эросу. Но если он с любовью подходит к людям, то я это очень приветствую, а позднейшие закрашивания обнаженных тел представляются мне всего лишь комичными. Однако я признаю, что в склонности Микеланджело к нудизму можно видеть определенную слабость. Но вы не должны забывать, что он, прежде всего, был скульптором. Тело было для него чудом, и он хотел исследовать его прекрасную тайну. И ему это удалось, как никому другому. Меня он элегантно прикрыл ниспадающими сукном. Я вижу в этом знак уважения.

- 500 лет для нас – это большой период. Переживут ли эти картины еще 500 лет?

- Люди любят говорить, что я всеведущ. Но то, что вы делаете и позволяете делать, мне неизвестно – именно потому, что я даровал вам свободу. Подумайте вот о чем: я послал своего Сына на Землю для того, чтобы открыть вам путь к спасению. Тем не менее, пока вы не решили окончательно ни за, ни против. Конечно, я могу в любой момент вмешаться и завершить эксперимент – каков бы ни был результат. Но это была бы вторая коррекция. А время для этого еще не настало.

Оригинал публикации: Gott, was meinen Sie dazu?

1