МИШЕЛЬ ТАБАЧНИК: МУЗЫКА КАК ПОИСК ЛЮБВИ

МИШЕЛЬ ТАБАЧНИКоригинал: http://old.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10292590@SV_Articles

ФОТО ЕЛЕНЫ ПОПОВОЙ

На прошлой неделе наш город посетил один из самых именитых мировых дирижеров – швейцарец Мишель Табачник. С его появлением связаны два события – традиционная встреча с журналистами в кассах Большого зала Филармонии и субботний концерт, где под его руководством темиркановский оркестр сыграл «Море» Дебюсси, «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля и 4-ю симфонию Шумана.

Мишель Табачник – франко-бельгийский дирижер с одесской фамилией, родившийся в Швейцарии – невероятно обаятельный человек и собеседник. Жестикуляцией и мимикой он чем-то, пожалуй, напоминает Луи де Фюнеса. На встрече с журналистами и меломанами в кассах Большого зала Филармонии, как только он начал отвечать на первый же вопрос, аудитория как будто проснулась.

Кто-то думал – очевидно, из-за малороссийского звучания фамилии – что маэстро говорит по-русски. Однако это оказалось не так, и мсье Табачник предложил переводчику на выбор три языка – французский, немецкий и английский. Остановились на родном для него французском. Вот о чем, среди прочего, маэстро поведал.

О ДИАЛОГЕ С ОРКЕСТРОМ. С оркестром (Заслуженный коллектив России – прим. ред.) общий язык мы нашли не сразу. Я привык к совсем другому прочтению Дебюсси и Шумана. Поэтому вместо того, чтобы гулять по вашему прекрасному городу, я был вынужден немало времени посвятить репетициям. В результате мы пришли к общему пониманию, и я хотел бы продолжить сотрудничество с оркестром Темирканова.

michel tabachnik in sankt-petersburgО КОМПОЗИТОРАХ. У каждого из великих композиторов есть свой язык, своя философия. Это очень важно понимать: когда берешься за отдельно взятое произведение того или иного мастера, надо иметь в виду все его творчество и знать черты эпохи, в которую от творил. Бах – это высокая духовность, строгость, трансцендентное, по слову Канта, видение мира; Бетховен – это, прежде всего, человеческие страсти, самоутверждение; Дебюсси – поэзия природы, которая живет сама по себе вне человеческого бытия. Далее, начиная с Шенберга, Веберна, Мессиана – современная музыка – Штокхаузен, Булез – это исследование сути бытия, непостижимой привычными средствами. Ведь не случайно атональная система Шенберга появилась одновременно с «Черным квадратом» Малевича, абстрактной живописью Кандинского и теорией психоанализа Зигмунда Фрейда.

О ПРОФЕССИИ ДИРИЖЕР. Дирижерскому искусству нужно очень долго учиться, но научить ему можно только человека, уже родившегося дирижером. Дирижер ведь должен быть не только музыкантом, но и дипломатом, и политиком. А чтобы объяснить свое понимание музыки оркестру посредством жеста, нужно иметь подлинную харизму, а это большая редкость. Поэтому у меня так мало конкурентов (смеется).

О СОВРЕМЕННОСТИ. Я не люблю записываться на CD. Мне по нраву те времена, когда каждый концерт был уникальным явлением – так было у Никиша или Вайнгартнера. Сейчас все стараются играть перфекционно, потому что на всех концертах идет запись в CD-формате. Особенно это касается американских оркестров. А перфекционизм убивает живую эмоцию, ради которой люди приходят на концерт. Поэтому я так люблю играть на востоке – в Праге, Варшаве, Будапеште, в России. Здесь и публика, и оркестры более эмоциональны.

ОБ УЧИТЕЛЯХ. Я учился у трех великих дирижеров – Герберта фон Караяна, Пьера Булеза и Игоря Маркевича. Караян научил меня искать музыку по ту сторону нотной записи, Булез наоборот – учил очень точно понимать, что записано в нотах, а Маркевич был гениальным безумцем, который говорил мне, что музыку надо швырять в зал.

О ПУБЛИКЕ. Вы говорите, что в России принято аплодировать всему, что бы ни сыграли – выражать публичное неодобрение свистом или топотом считается у вас некорректным. В Европе по-другому: бывает, меня освистывают. Но тогда я поворачиваюсь в зал и говорю: ну, извините меня, что вам сегодня не понравилось. А вообще скандал бывает исключительно плодотворен. В 1913 году в Париже была освистана премьера «Весны священной» Стравинского, и скандал только подхлестнул дальнейший интерес слушателей к этому выдающемуся произведению. На юбилей той самой премьеры «Весны…» в будущем 2013 году я получил заказ ровно в день в день продирижировать концертом, в котором я исполню поэму Стравинского и свое собственное произведение, написанное специально для этого события. Заказчик сказал мне – если не будет скандала, я тебе просто не заплачу (смеется)… Ну это, конечно же, шутка – заплатит!

мишель табачникО ЛЮБВИ. На самом деле у любого человека – и у современника Баха, и у нашего современника – есть базовая потребность, от которой никому еще не удавалось уйти. Это желание любить и быть любимым. И если современный композитор говорит об этом на сложном и непонятном языке, нужно постараться выучить этот язык, и вы узнаете о нашем мире и о любви много нового.

Справка ВечеСПб:

Мишель Табачник изучал игру на фортепиано, искусство композиции и дирижирования в Женеве, где его учителя Пьер Булез, Герберт фон Караян и Игорь Маркевич оказали ему огромную поддержку. Вскоре Табачник стал ассистентом Игоря Маркевича в Оркестре радио и телевидения Мадрида. Четыре года Табачник работал бок о бок с Пьером Булезом в оркестре ВВС в Лондоне.

Эти обстоятельства позволили ему находиться в самой гуще течений современной музыки, глубоко проникнуть в стилистику Штокхаузена, Берио, Лигети и Мессиана. Им впервые исполнено множество сочинений Яниса Ксенакиса, который считал Табачника одним из лучших интерпретаторов своей музыки.

Мишель Табачник - постоянный дирижер в крупнейших оперных домах мира в Париже, Женеве, Цюрихе, Копенгагене, Лиссабоне, Риме, Монреале, Генуе, Москве.

Важной частью своей работы Табачник считает время, проведенное с молодыми музыкантами. Он постоянно дирижирует различными юношескими оркестрами, на протяжении четырех лет (1985-1989) возглавлял молодежный оркестр в Квебеке, и в течении двенадцати лет работал с Молодежным оркестром Средиземноморья, который создал в 1984 году.

Педагогическая деятельность Мишеля Табачника проходила в консерваториях Лиссабона, Парижа, Брюсселя, Стокгольма, где он давал мастер-классы. Табачник постоянно преподавал дирижирование в Университете Торонто (1984 - 1991) и в Королевской академии музыки в Копенгагене (1993-2001).

1