ИНТЕРАКТИВНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Илья Жигунов

 У любого искусства есть возраст. Русская поэзия знала век золотой и век серебряный. Кто-то говорит о 60-ых "эстраднических" годах прошедшего столетия, как о веке бронзовом, а на 80-е пришелся расцвет подгитарной бард-рок поэзии.
А что же нынешнее время? Ведь и сейчас поэты пишут стихи, которые востребованы и читателем, и слушателем, а успех прозы тех же Лимонова, Мамлеева или Пелевина не позволяет говорить об упадке этого жанра. Безусловно, и от нашего времени останутся какие-то имена, вот только какие? Могли ли Тютчев и Фет предвидеть свою посмертную славу, а Бенедиктов, Кукольник и Надсон - полное забвение?
Да, нынешние поэты не собирают стадионов, не издают своих книг большими тиражами. Но на рубеже тысячелетий у поэзии появился новый читатель - интерактивный. Несколько лет назад в одном из питерских кафе даже проводился конкурс под названием "Я памятник себе воздвиг интерактивный!".
Идея воздвижения интерактивного памятника принадлежала неутомимому Владимиру Антипенко. Стихи победителей конкурса попадали в интернет на страницы Золотой книги.
Действительно, сегодня поэт, если он хочет, чтобы его услышали, первым делом создает свою поэтическую страничку (кто-то даже сайт) или отправляет образцы своего творчества по электронной почте какого-либо из уже существующих интернет-изданий, публикующих стихи. Вот, например, стихи замечательного петербургского поэта Ильи Жигунова, сегодняшнего гостя нашей редакции, мы нашли на сайте www.stihi.ru. 

жигунов ОПЯТЬ - ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!
(искусство быть посторонним)

- Илья, в одном из интервью вы говорили о том, что поэтом можно быть только до 25 лет.  Насколько мне известно, вам уже больше, а вы продолжаете писать. Чем вы это объясните?
Хмм.Тут есть два варианта. Первый ? либо я не поэт. Второй ? либо мне нет двадцати пяти. Выбирайте сами.
- Тут выбирать не приходится, потому, что я часто сталкиваюсь с вашим поэтическим творчеством.  Ваши стихи часто без рифмы, без определенной ритмической тенденции, просто поток сознания. Так ли это?
Я считаю, что поэзия не определяется только рифмой. Это всего лишь одна из многих составляющих стихотворного произведения. Я не подбираю, не рифмую слова, они действительно идут потоком, и я не вмешиваюсь в этот процесс. Для меня текст нечто живое, существующее по своим законам. Таким образом, талант автора - талант невмешательства. Это и позволяет быть открытым, сопереживающим и вдохновенным.
- Тогда, судя  по вашему высказыванию, любой может творить?
Так и есть. Совершенно не важно, чем занимается человек, куда важнее, творчески ли он подходит к своему делу. В любом жизненном проявлении можно почувствовать, увидеть поэзию. Поэзия это не застывший текст. Сама жизнь поэтична.  
- А приведите пример чего-нибудь необычного, вдохновившего вас на написание текста.
Ну вот, например, сегодня я проходил мимо Владимирской церкви, где как обычно, бабушки торгуют всякой всячиной. Я увидел в развалах старых вещей готовую концепцию фотоцикла. Достал фотоаппарат, начал снимать и одновременно стали возникать словесные ассоциации, которые затем реализуются в книгу-синтез (фотографии и тексты).   
- Но я знаю, что, несмотря на большое количество стихов, у вас нет ни одной изданной книги?   
У меня есть собственные Handmade книги, они в одном - двух экземплярах. Это я делаю осознанно, потому что для меня книга состоит не только из самих текстов. Важную роль играет оформление: фотография, коллаж, перформанс, инсталляция, презентация. И если издать такую книгу, то она будет просто недоступна читателю, так как будет стоить очень дорого, и поэтому нет смысла их издавать.
- Получается, что Вы существуете в догуттенберговском культурном пространстве. А как же вы доносите свое творчество до читателя?
Я сторонник публичных выступлений. С движением Послушайте! я принимаю участие в разных акциях - мы проводим чтения в школах, клубах, на телевидении, радио, ездим в другие города. Сейчас меня можно часто увидеть в Театре Поэтов на Пушкинской, 9. Недавно мы сделали проект Мясо ангелов с Татьяной Шемберовой и Анастасией Чариной. Это соединение декламации, музыки, костюмов, декораций, таким образом, и происходит общение с читателем-зрителем.
- Да, я видел этот проект. Тематика ваших произведений очень необычна. Меня интересует альтернативное сознание.Расскажите об этом подробнее.
Альтернативное сознание (я называю его антропатология) - это измененное сознание, которое может проявляться у людей в состоянии аффекта, в стрессовых ситуациях, под воздействием различных веществ. В эти моменты восприятие мира обостряется, человек находится ближе к самому себе настоящему. Тогда зачастую может проявиться его предназначение. Еще Святой Лука в одной из своих проповедей прямо указывал, что грехом является сокрытие собственных возможностей и талантов, то есть неправильное понимание своего предназначения.
- Так ведь и сам поэт находится в альтернативном сознании во время творческого акта. В это время и рождается принципиально новое?
Да. Тогда поэт способен извлекать из подсознания предыдущий культурный опыт человечества. И чем дальше поэт способен двигаться к архаичному мышлению, тем больше вероятность, что он создаст нечто авангардное. Яркий пример, заумь А.Крученых, супрематизм К.Малевича, аналитический метод П.Филонова.  
- И последний вопрос: какая ваша мечта на сегодняшний день? 
Побывать на Тибете.
- Илья, спасибо за интересную беседу. Желаю вам пребывать в альтернативном сознании чаще, удивляя нас своими новыми проектами.


                                                                      Беседовал Вячеслав КОЧНОВ



Они сражались за Родину
Меня привели в кинематограф,
поставили за экран и завели фильм.
По мне топтались кони,
целовались лохмотьями губ солдаты;
на мне горели травы
и разрывались снаряды.
Но почему-то  н и к т о  не заподозрил,
не обнаружил меня, погибшего смертью героя,
когда в зале включили свет.



Хуанхэ


Зарёван в кипени трав...
Глаза брызгаю.- Прав
на бескрайнем от поцелуев море.-
Где ты моя - Хуанхэ?
Где волосы в смелых косицах
вершин обнимают стаи?
Проститься... Рас-стаять
по склону тепла над небом.
Хуанхэ, вспоминай меня!
Я изрыт за молвой тростника,
в говорливой беседе веера.
С Севера только свитки -
и все самому себе...
С кем ты моя, Хуанхэ?
Долгих проводов чёрные перья;
стрелы твоих бойцов...
Я - в лицо позолотой,
иероглифом по губам.
Позови меня, Хуанхэ!
Здесь не помнят меня самшитом;
созерцать не зовут женьшень.-
Только вёсла плескают на берег
ряску памяти рысью звонкой.
Ну, а мне бы с тобой - Хуанхэ!
...Лишь с тобой...



*       *       *
Эйфель - Башня -
Сумбур конструкций.
Покорение Парижа -
Железная грыжа.
Посвятите меня в пространства
транспарантов и кунсткамер,-
фиолетовый на крыше замер...
Трубочист - чист - бел -
заболел из аборта снега,
выдавил себя из сознания,
стёр с подоконника смерть.


*     *     *
Черные клавиши ласкали женщину.
Она керамикой позвоночника
расстегнула улыбку,
потом искрами метаболизма выбросилась из окна.-
Весна её не простила.

 {jcomments on}

1