Владимир Самойлов: «Переезд ВМА на задворки Петербурга — ушерб обороноспособности страны»

Владимир Самойлов, ВМАВладимир Самойлов, заведующий кафедрой нормальной физиологии Военно-медицинской академии, генерал-майор медицинской службы в отставке, профессор, д.м.н.

Ситуация вокруг Военно-медицинской академии сейчас складывается очень неприятная и сложная. В результате, в плохом положении могут оказаться и наша армия, и городское здравоохранение. Переезд ВМА на задворки Петербурга больно ударит по многим аспектам жизни страны. Это нанесет глубокий и серьезный ущерб обороноспособности России и оказанию медицинской помощи в стране.

Не буду бросаться лозунгами. Я в академии работаю уже 47 лет, а если добавить еще 6 лет учебы, то получится больше, чем полвека (с некоторыми перерывами, пока я служил в войсках). За все это время и модернизации были, и множество изменений, но до того, что сейчас происходит, академия никогда не доходила. Я много занимаюсь историей медицинской науки и науки в целом. За всю историю, начиная с Петра Великого, ничего подобного не было.

Это настоящее варварство — другого слова нет. В своем обращении Санкт-Петербургский союз ученых прямо обвинил инициаторов всей этой кампании по переезду и тех, кто проводил ее весьма своеобразно: в течение двух лет скрывая от общественности все то, что они замыслили, не обсуждая, не спрашивая специалистов. В ответ мы слышим совершенно абсурдные заявления явно непрофессиональных людей. Например, говорится, что в академии не соблюдаются гигиенические условия. Но надо понимать, если ВМА была недавно пролицензирована, без соответствующих условий этого невозможно было бы сделать. Так что это поклеп на высокую комиссию, которая проводила лицензирование, это совершенная неправда - ложь в этих документах по концепции проекта проскальзывает на каждом шагу.

Читаешь: «в министерстве обороны прекрасно понимают всю сложность, масштабность и высокую стоимость заявленного проекта». Да, 20 миллиардов уйдет только на разработку проекта, а в целом на это нужен триллион с лишним рублей! Неужели больше некуда пустить бюджетные средства? Неужели не существует больше у минобороны или в здравоохранении других проблем, на которые можно потратить эти деньги, когда нет, в общем-то, нужды делать то, что предлагается. В документах также сказано, что реализация проекта послужит интересам не только военного ведомства, но и всей России. Извините, реализация этого проекта очень дурно повлияет на многие процессы в жизни нашей страны.

Мы ведь не просто отметаем с порога проекты модернизации, у нас есть свой. Так почему не обсудить все проекты? Как положено, по закону: нужно устраивать тендеры, проводить конкурсы. А здесь — все втихую, без огласки... А ведь есть варианты.Например, на нашей территории есть здания, не находящиеся под охраной государства, не имеющие исторической или архитектурной ценности. Есть участок в 8 гектаров, где можно снести старое общежитие, действительно не имеющее никакого значения, и гараж, и построить клинический корпус. У нас отобрали уже 49-й городок — Обуховскую больницу, что на Фонтанке, 106. Если это действительно уже произошло, и нам говорят, что необратимо, то те клиники, которые там располагаются, можно было бы перенести в этот новый современный корпус, построив это здание и заплатив за это ровно в 100 раз меньше, чем за тот проект, который предлагает минобороны.

Говорят и о том, что общежитие у нас плохое, несовременное. Конечно, мы согласны с этим. Но недавно в центре Петербурга вдруг сломали клинический корпус, который начинали строить еще до 1990-х. Министерство обороны на этом месте сейчас возводит военную гостиницу, рядом с железной дорогой и Анатомическим корпусом. Они там вовсю работают, уже сломали то, что осталось от прежнего «недостроя», продолжают стучать. И историческое здание рядом — лучший Анатомический институт мира на протяжении более 100 лет — уже получил трещины, это здание разрушается от строительства. Тем не менее гостиница — это, конечно, хорошо, вот она и должна быть общежитием для слушателей академии и гостей. Вот и все — нужно построить лишь два здания, а не какой-то комплекс далеко за пределами центра.

Когда я познакомился с концепцией этого нового медицинского центра, у меня сложилось впечатление, что ее писали люди, которые считают, что академия — это только клиническое учреждение, больница. ВМА — это, прежде всего, учебное заведение. Этого не поняли авторы проекта. Вуз тем и отличается от школы, что занимается еще и научной деятельностью, а медицинский вуз — это еще и клиника, где те же самые люди, что учат и занимаются наукой, лечат больных на хорошем уровне. Но лечебная, научная работа крутится вокруг учебного процесса, подчинена ему. Берутся те больные, с помощью которых можно обучить человека, сделать его настоящим врачом.

А еще военно-медицинская академия всегда выполняла миссию, далеко выходящую и за вышеуказанные рамки. Она была культурным центром нашей страны. Даже Нобель получил нитроглицерин из рук Зимина здесь - здесь он учился химии. В этом же здании Бородин написал все свои произведения. Сюда сегодня приезжают студенты из разных стран . Так что же получается, приедут эти люди, и мы их поселим в лес, на болото, за 30 с лишним километров? Участвовать в культурной и общественной жизни города тогда им точно не удастся.

1