ДВА КОНЦЕРТА КОНЦА МАЯ

Только Гендель

ФОТО ЕЛЕНЫ ПОПОВОЙ

О том, что гениальная музыка современна всегда, а посредственная неинтересна ни современникам, ни потомкам, говорилось много. Кому сейчас нужны опусы Сальери? Я из любопытства послушал в сети: да, Пушкин был гениально прав – потрясающая серость.
В последних числах мая получилось так, что с разницей в сутки, я оказался сначала в Гербовом зале Эрмитажа на вечере, посвященном столь незаслуженно редко исполняемому у нас Генделю, а затем в Глазуновском зале Консерватории на концерте, составленном из произведений современных петербургских композиторов, преподающих в стенах вуза.

Концерт в Эрмитаже, прошедший в рамках очередного Хорового фестиваля, назывался JUST HANDEL (Только Гендель), играл московский барочный оркестр Pratum Integrum, пели Международный Фестивальный хор под управлением Юлии Хуторецкой, сопрано Яна Иванилова и контратенор Дмитрий Синьковский. Вел программу Артем Варгафтик, постоянно подчеркивавший актуальность тем, затронутых генделевскими либреттистами. "Что может быть современнее разборки любовников на Кипре или любви втроем?" - задавал риторические вопросы Варгафтик, а публика громко и охотно аплодировала музыкантам.
Надо отметить, что постановки опер Генделя столь популярные и, более того, модные в последние два десятилетия на Западе, у нас до сих пор не в чести. Ни один столичный или петербургский музыкальный театр так и не удосужился поставить ни одну из десятков опер Генделя. На вопрос, почему так, обычно отвечают, что у российских музыкантов нет достаточного опыта исполнения Генделя.

На что я обычно возражаю, что всё когда-то бывает первый раз. В любом случае Юлия Хуторецкая, Яна Иванилова, Дмитрий Синьковский и музыканты из оркестра Pratum Integrum восполняют по мере сил этот досадный пробел и делают это на уровне высочайших мировых стандартов.

Совсем другое впечатление я вынес из стен Консерватории с концерта современных петербургских композиторов.
Из восьми авторов пять представили сочинения для хора, кроме того, можно было отметить популярность античной тематики.
В начале председатель городского Союза композиторов Григорий Корчмар лично исполнил четыре умеренно скучные и очень "ученые" фортепианные пьесы, посвященные разным композиторам от Гайдна до Шостаковича, а отсутствовавший в зале Александр Мнацаканян предложил публике столь же ученую и не менее заунывную Пассакалию для органа в исполнении молодой и очень энергичной органистки. Евгений Петров, представив четыре хора на стихи русских поэтов, дал понять, что видит себя местоблюстителем Георгия Свиридова. Геннадий Белов, похожий на пожилого фавна, искренне рассмешил зал драматической постановкой с хорами на стихи Сапфо, где сначала пять очень симпатичных девушек пели о том, что они "измучены Эросом", а потом взывали к Невинности - "куда ты уходишь?" Невинность же, которую играла одна из "нимф", сурово отвечала "я больше к тебе никогда не вернусь!" И далее в том же духе: один из хористов после концерта поделился со мной, что ему было очень стыдно участвовать в этом, по его выражению, "позоре". "Композиторы нашего колхоза" - так надо бы назвать этот концерт, прибавил он.

Единственным произведением, от которого повеяло подлинным ароматом современного музыкального искусства, можно, наверное, считать "Через Стикс" Александра Радвиловича - хрупкую и изящную пьесу для экзотического инструментального состава (4 разные флейты + вибрафон, маримбафон, глиссандирующий колокол - изобретение автора). Сочинение 1995 года, по словам композитора, навеяно скульптурой "Ладья Харона" одного современного немецкого скульптора.

Ну что же, спасибо и на том. Наверное, во все времена выдающиеся произведения искусства возникали на фоне преобладающей посредственности - так было и при Генделе, так происходит и в наши дни.

1