КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАМРОНИИ С 4 ПО 15 ИЮНЯ 2012 ГОДА

БЗФ   VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»

Художественный руководитель — Юрий ТЕМИРКАНОВ

 4 июня в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный Дню рождения Евгения МРАВИНСКОГО. Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр петербургской филармонии выступит под упарвлением Василий СИНАЙСКОГО. В программе: Р. ШТРАУС — Метаморфозы, БРУКНЕР — Симфония №9.

По благородной традиции Санкт-Петербургская филармония ежегодно отмечает день рождения Е.А.Мравинского — великого дирижера, возглавлявшего Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии на протяжении 50 лет — с 1938 года по 1988. На этот раз дань памяти Мравинскому отдаст Василий Синайский. Успех пришел к этому маститому дирижеру в 1973 году в виде золотой медали Международного конкурса дирижеров им. Герберта фон Караяна в Западном Берлине. После этой победы Василий Синайский стал ассистентом Кирилла Кондрашина в оркестре Московской филармонии В 1991-96 гг. Василий Синайский возглавлял Московскую филармонию, затем был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов, главным дирижером симфонического оркестра Мальме и главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си.

В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си Синайский постоянно участвует в фестивале «Би-Би-Си Промс», а также выступает в Бриджуотер-холле в Манчестере. Кроме этого Василий Синайский сотрудничал с ведущими симфоническими коллективами мира, среди которых лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Королевский оркестр Концертгебау, Лондонский филармонический оркестр и многие другие.

6 июня в Большом зале филармонии состоится совместное выступление двух хоровых коллективов — Хора мальчиков Санкт-Петербургского хорового училища имени М.И.Глинки и Хора мальчиков Атланты (США). В программе: СТРАВИНСКИЙ, СВИРИДОВ, ТАНЕЕВ. ГЕНДЕЛЬ, ПЁРСЕЛЛ, ШУБЕРТ, ТОМПСОН, ЭЛГАР, ПОРПОРА, спиричуэлc.

Хор мальчиков Атланты под руководством Флетчера Вулфа был создан в 1959 году. В течение полувека хор выступил практически на всех престижных концертных площадках мира и на многих международных музыкальных фестивалях. Коллектив принимал участие в концерте для глав государств и представлял Джорджию и Соединенные Штаты в качестве послов доброй воли и культуры во время своих многочисленных турне за рубежом. Хор мальчиков Атланты — частый гость масштабных событий: у коллектива за плечами пять выступлений перед Папой Иоанном Павлом II в Риме. Президент Картер пригласил их выступить на его инаугурации — это было одно из многих приглашений спеть в Белом доме. Хор стал первым коллективом Атланты, выступившем за рубежом и получившим признание — ещё один бренд города (наряду со всемирно известной компанией из Атланты Coca-Cola). Если считать с момента создания коллектива, то уже тысячи молодых людей прошли сквозь его ряды. В настоящее время многие из этих молодых и уже не очень молодых людей составляют замечательный мужской хор. Это братство певцов включает все расы, национальности и социальные слои, и они не только великолепно поют, но всячески способствуют развитию коллектива. Часто мужской хор выступает в концертах и на гастролях с хором мальчиков. Их выступления состоялись в таких крупных соборах, как базилика св.Марка, св.Франциска Ассизского и св.Петра в Италии. Во Франции оба коллектива выступали в соборе Парижской Богоматери, в Шартре, Шантийи, а также, имели честь выступить в церкви Мадлен на концерте, посвященном 100-летию легендарного педагога Нади Буланже. Ещё при жизни, Надя Буланже (преподаватель Флетчера Вулфа) приглашала хор выступить в Шато-де-Фонтенбло в своей знаменитой серии концертов. В Австрии коллектив выступал в престижном венском Музикферайн, на фестивале Моцартеум в Зальцбурге; в России — в Большом зале петербургской филармонии и в зале Капеллы; в Англии — в соборе св.Павла, Вестминстерском аббатстве, Вестминстерском соборе и на площади Сент-Джонс; в Шотландии — на Эдинбургском фестивале, а также в различных турне для британского Совета искусств. Состоялись концерты в Мексике, на Аляске, в Новой Шотландии, Марокко, Испании, Португалии, Югославии, Чехословакии, Венгрии. Это, конечно, не полный список выступлений хора под руководством Флетчера Вулфа, нельзя не упомянуть и о многочисленных выступлениях в Атланте с местным симфоническим оркестром. На протяжении многих лет Флетчер Вулф общался и сотрудничал со своим учителем и наставником, известным дирижером Робертом Шоу — признанным мастером, лауреатом премии Грэмми. Хор также неоднократно выступал с маэстро Йоэль Леви, который отдал своего сына в этот коллектив.

ХОР МАЛЬЧИКОВ Хорового училища имени М.И.Глинки при Государственной академической (бывшей Императорской) Певческой капелле один из старейших профессиональных коллективов. Его истоки восходят к 1479 году, когда высочайшим указом великого князя Иоанна III был основан Хор малолетних певчих при созданном ранее Хоре Государевых певчих дьяков. В 1703 году Хор принимал участие в торжествах по случаю основания новой столицы России - Санкт-Петербурга, и вся дальнейшая история коллектива оказалась связанной с этим городом. В Хоре малолетних певчих получили образование Д.Бортнянский, М.Березовский, С.Давыдов, В.Пашкевич, М.Глинка, А.Алябьев, М.Балакирев, А.Лядов, Н.Римский-Корсаков, А.Аренский. Выпускниками училища были В.Чернушенко, Д.Китаенко, А.Дмитриев, В.Атлантов, Р.Мартынов, С.Бычков, А.Чистяков, В.Нестеров, А.Борейко и многие другие деятели отечественной музыкальной культуры. В последние десятилетия Хором мальчиков руководили выдающиеся хоровые дирижеры А.Свешников, П.Богданов, Ф.Козлов. С 1991 года коллектив возглавляет В.Беглецов. Хор гастролировал в Великобритании, Германии, Дании, Франции, Швейцарии, Голландии, Австрии, США, выступал в известных концертных залах, в том числе в берлинской Филармонии, лондонском Альберт Холл, участвовал в международных хоровых фестивалях в Швейцарии (1992), Франции (1994), Латвии (1995), а также в специальных культурных программах ООН "Самлит - 1995" (в Дании) и "300-летие со дня установления дипломатических отношений России с Нидерландами" (1996, Голландия). Регулярно осуществляет записи на телевидении, радио и на CD. В настоящее время хором руководит Василий ГРАЧЕВ.

7 июня в Большом зале филармонии с уникальным проектом «КРЕСТЬЯНСКАЯ ДЕВУШКА», в который вошли цыганские мотивы и джазовые обработки классической музыки, выступит знаменитая скрипачка Виктория МУЛЛОВА и ансамбль Мэтью БЕРЛИ.

Огромный интерес вызывает каждый приезд одной из самых прекрасных и необычных скрипачек в мире — Виктории Мулловой. Особенно если она выступает со своей эксклюзивной программой в сопровождении ансамбля ее супруга и постоянного сценического партнера Мэттью Берли. Виктория Муллова закончила ЦМШ и Московскую консерваторию. Ее необыкновенный талант привлек международное внимание, когда она стала лауреатом Первой премии на конкурсе им. Я.Сибелиуса в Хельсинки (1980) и на конкурсе им.П.И.Чайковского (1982), за которым последовало её драматическое и нашумевшее бегство на Запад в 1983 году. Этот шаг открыл ей дверь на большую эстраду, а природное любопытство и широта кругозора позволили Мулловой существенно раздвинуть рамки классического скрипичного исполнительства. Интерес к аутентичному исполнительству привел Викторию к сотрудничеству с лучшими коллективами старинной музыки, такими как Оркестр эпохи Просвещения, “Il Giardino Armonico”, «Венецанское барокко», Orchestre Révolutionnaire et Romantique. Творческие эксперименты с современной музыкой начались в 2000 году альбомом «Зазеркалье», в котором она исполнила джаз и поп-музыку, аранжированную для неё Мэттью Берли. Виктория продолжает свой творческий поиск, заказывая сочинения у молодых композиторов, таких как Фрейзер Трейнер и Томас Лархер; недавно В.Муллова выпустила новый альбом «Крестьянская девушка» - совместный проект с ансамблем Мэттью Берли, в котором они исполняют музыку различных музыкальных стилей, берущих начало в классике, цыганских напевах и джазе. Проект был представлен в августе 2011 года на фестивале Би-Би-Си ПРОМС; сейчас Муллова концертирует с этой программой в странах Европы и в России. Виктория играет на инструменте Страдивари 1723 года «Жюль Фальк» или на инструменте работы Джованни Баттиста Гваданини.

8 июня с АКАДЕМИЧЕСКИМ СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ петербурсгкой филармонии под управлением Владимира АЛЬТШУЛЕРА выступит известный корейский пианист Кун-Ву ПАК. В его исполнении прозвучат фортепианные концерты русских композиторов — РИМСКОГО-КОРСАКОВА и СКРЯБИНА. Так же в исполнении оркестра прозвучит Вторая симфония СКРЯБИНА.

Русская симфоническая музыка конца XIX – начала XX века представлена в последнем концерте серии БЗФ сезона 2011/2012 «По странам мира». Эта серия - одна из старейших среди абонементных циклов Большого Зала филармонии, концерты, представляющие музыку разных народов и стран, проходят в филармонии уже более сорока лет и знакомят слушателей как с признанными шедеврами мирового репертуара, так и с более редко исполняемыми сочинениями. К таким, в частности, относится фортепианный концерт Римского-Корсакова. Это сочинение было написано между 1882 и 1883 годами и впервые он было исполнено в марте 1884 Милием Балакиревым. Концерт посвящен Ференцу Листу; в основу его кострукции положен Листовский второй фортепианный концерт , сочинение в одной части, но с несколькими контрастными разделами.

Концерт Скрябина появился на свет в 1896 году, став его первой оркестровой партитурой. Концерт впервые исполнен 11 октября 1897 г. в Одессе автором; на втором рояле ему аккомпанировал пианист В.И.Сафонов.

Кун-Ву Пак считается одной из наиболее важных фигур фортепианного исполнительства своего поколения. «Настоящий, аутентичный виртуоз!...» (Фигаро). «Пак — новый Бузони?» (Фанфара). «Пак — это просто феномен» (Всеобщая Франкфуртская газета). Кун Ву Пак впервые выступил, когда ему было 10 лет, исполнив с Корейским национальным оркестром концерт Грига. В возрасте 15 лет пианист поехал учиться в Нью-Йорк к Розине Левин в школу Джулиард, и в Лондон к Илоне Кабос. Также учился в Италии у Гвидо Агости и Вильгельма Кемпфа. Пак — победитель Наумбургского конкурса и золотой медалист Международного конкурса Бузони. Уже на заре своей карьеры выступал в Линкольн-центре в Нью-Йорке (исполнял сочинения Мориса Равеля) и в Карнеги-холл. Музыкант тесно сотрудничает с такими дирижерами как Лорин Маазель, Марис Янсонс, Сэр Невилл Марринер, Вольфганг Заваллиш, Михаил Плетнев, Дмитрий Китаенко, Джеймс Конлон, Джон Нельсон и Элиаху Инбал; выступает с оркестрами: Нью-Йоркская филармония, Лондонский симфонический, оркестр BBC, оркестр Парижа, Берлинский симфонический, Венгерский Национальный оркестр, Филармония Осло, Варшавская филармония, Английский камерный оркестр. Пак — частый гость музыкальных фестивалей в Берлине (Berlin Festwochen), Экс-ан-Провансе, Ла Рок д'Атерон (La Roque d’Antheron), Кольмаре, Монтрё, Дубровнике, Альдебурге, на Московском Пасхальном фестивале. Стал первым корейским артистом официально приглашённым Китайским правительством (октябрь 2000 года). По приглашению маэстро Пендерецкого исполнил его новый фортепианный концерт под руководством автора.

Репертуар музыканта широк: от Баха до Штокгаузена, от Бузони до Скрябина, от Листа до Мессиана. В 2000 году исполнил азиатскую премьеру фортепианного концерта Бузони в Сеуле. Пианист создал большое количество записей: Скрябин, Лист, полное собрание сочинений Мусоргского, все концерты Рахманинова и Рапсодия на тему Паганини (с Владимиром Федосеевым). Его запись всех фортепианных концертов Прокофьева получила премию “Diapason d’or” (Золотой диапазон, 1993) и награду “Nouvelle Academie du disque”. В 2000-м году в ознаменование юбилейного года И.С.Баха, пианист записал транскрипции Бузони органных произведений Баха, вслед за фортепианным альбомом произведений Форе, получившим все престижные награды Франции. На его счету запись полного собрания сочинений Шопена для фортепиано с оркестром с Энтони Витом и оркестром Варшавской филармонии. В 2005 году Кун Ву Пак начал проект записи «Все сонаты Бетховена» для компании Decca. Первый том сонат (с 16 по 26 сонату) был выпущен в 2005 году. В 2007 году Кун Ву Пак друг за другом дал 8 концертов, исполнив с огромным успехом все сонаты Бетховена в Китае и Корее. Кун Ву Пак живёт в Париже, является артистическим директором музыкального фестиваля в Динаре (Франция), в 2000 году был награжден званием «Шевалье ордена искусств и литературы» от правительства Франции.

9 июня Юрий ТЕМИРКАНОВ и ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии посвятят свой концерт творчеству БЕТХОВЕНА: прозвучит Шестая «Пасторальная» симфония и Концерт для фортепиано с оркестром №5. Солист — американский пианист Владимир ФЕЛЬЦМАН.

Владимир Фельцман родился 60 лет тому назад в Москве, в семье известного композитора Оскара Фельцмана. В отличие от отца, работавшего в жанре «легкой», массовой музыки, сын выбрал путь сугубо классического музыканта, чей репертуар простирается от барочной музыки до композиторов XX века. Пианист выступает во всем мире, в том числе в лучших его залах, таких как Карнеги холл, Нью-Йорк, Сантори Холл, Токио, на фестивалях в Аспене, Ravinia и La Jolla. Карьера Владмиира Фельцмана началась в 11 лет, когда он дебютировал с оркестром Московской филармонии. Окончил Московскую консерваторию как пианист (у Я.Флиера), занимался также дирижированием. В 1971 году был удостоен Гран-при на Международном конкурсе М.Лонг - Ж.Тибо в Париже. Сегодня Владимир Фельцман - профессор Нью-Йоркского университета и Маннес колледжа.

14 июня ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит следующую программу: БРАМС — Вариации на тему Гайдна, ЭЛГАР -Концерт для виолончели с оркестром, БЕТХОВЕН — Симфония №8. Солист - концертмейстер группы виолончелей ЗКР Дмитрий ХРЫЧЕВ.

Заключительный концерт серии «Юрий Темирканов и его оркестр» дарит слушателям встречу с дирижером Николаем Алексеевым и виолончелистом Дмитрием Хрычевым. В сопровождении прославленного оркестра Дмитрий Хрычев, возглавляющий группу виолончелей этого оркестра, исполнит Концерт Элгара. Это сочинение называют краеугольным камнем виолончельного репертуара, однако, как это часто случается с шедеврами, его путь не был усыпан розами. Так, первое исполнение Концерта почти провалилось из-за несогласованности действий солиста и оркестра; причиной тому стало малое количество репетиций. Концерт был написан Элгаром в 1919 году, и отражает, в первую очередь, впечатления художника о Первой мировой войне. Ощущения смятения, страха, глубокой печали и меланхолии превалируют в данном сочинении. Ошеломительный успех и второе рождение получил Концерт спустя много лет, в 60-х годах, когда его исполнила великая английская виолончелистка Жаклин Дю Пре. Накатывающие волны Элгаровских мелодий напророчили ей печальную судьбу: ранняя тяжелая болезнь и смерть унесла дю Пре к отчаянию многочисленных почитателей ее огромного таланта.

Сочинения Брамса и Бетховена, которые прозвучат также в этом концерте, оттенят тревожную выразительность музыки Элгара. Закончится концерт блестящим финалом Восьмой симфонии Бетховена, где чувства упоения жизненными силами, юмора и задор сочетаются с танцевальностью и нехитрой радостью деревенского праздника.

15 июня последний в этом сезоне концерт популярного абонемента «Во фраках и в джинсах» пройдет под управлением известного литовского маэстро Гинтараса РИНКЯВИЧЮСА. Под его управлением в первом отделении прозвучит Концерт для скрипки и фортепиано МАРТИНУ, солистами в котором выступят дочери маэстро — скрипачка Сауле и пианистка Рута РИНКЯВИЧЮТЕ. Второе отделение программы представит публике QUEEN-симфонию КАШИФА, написанную на темы легендарного коллектива Фредди Меркьюри. В концерте принимают участие: АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии, ХОР СТУДЕНТОВ Спб.консерватории и ДЕТСКИЙ ХОР ТВ и радио Санкт-Петербурга. Соло на виолончели Евгений ПИЛИПЧУК.

Гинтарас Ринкявичюс окончил Ленинградскую государственную консерваторию и аспирантуру Московской консерватории (класс Юрия Симонова). Трижды побеждал на конкурсах - Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве (1983 г. ), Международном конкурсе Фонда Герберта фон Караяна (1985 г. ) и Международном конкурсе дирижеров имени Яноша Ференчика в Будапеште (1986 г. ) . Со дня основания Литовского государственного симфонического оркестра (1988 г.) является его главным дирижером и художественным руководителем. С этим оркестром гастролировал в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Зальцбурге, выступал на международных фестивалях. Преподает в Литовской академии музыки (профессор). В 1996-2003 гг. был музыкальным директором и главным дирижером Латвийской Национальной Оперы. Постоянно гастролирует во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Испании, Португалии, Швеции, Финляндии, Венгрии, Чехии, Австрии, Греции. Выступал с ведущими оркестрами России, Германии, Финляндии, Латвии и Эстонии, с выдающимися музыкантами - Гидоном Кремером, Наталией Гутман, Олегом Каганом, Виктором Третьяковым, Юрием Башметом, Давидом Герингасом, Николаем Петровым, Лианой Исакадзе, Питером Донохоу, Александром Князевым, Матти Салминеном, Виолеттой Урманой, Сергеем Лариным, Паатой Бурчуладзе и другими. С 2003 г. является главным дирижером Оперы Мальме. Удостоен Национальной премии Литвы и ордена Великого князя Гедимина (за концертные программы с Литовским государственным симфоническим оркестром, 1994 г., 1997 г. ), Национальной музыкальной премии Латвии (за постановку опер "Аида",1997 г., и оперы "Евгений Онегин", 2000 г. ) . Имеет также норвежский королевский орден "За заслуги" и латвийский орден Трех звезд. В Большом театре в 2004 г. осуществи постановку балета "Ромео и Джульетта" (версия Деклана Доннеллана - Раду Поклитару). Дирижирует также операми "Пиковая дама" П. Чайковского и "Богема" Дж.Пуччини. С 2007 года назначен на пост художественного руководителя и главного дирижера Новосибирского Академического симфонического оркестра.

1