БОРИС ПИНХАСОВИЧ: МНЕ НЕ ВСЁ РАВНО, ЧТО ПЕТЬ

Борис ПинхасовичМолодой солист оперной труппы Михайловского театра Борис Пинхасович уже на протяжении нескольких лет считался восходящей звездой петербургской вокальной школы. И вот на IV Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской, прошедшем в середине мая в столице, он взял первую премию. При этом место победительницы в женской номинации осталось вакантным. Сегодня Борис любезно согласился ответить на вопросы нашего корреспондента.

В ДУШЕ Я СКОРЕЕ ВАГНЕРИАНЕЦ

Борис, скажите, Вам все равно, что петь или у Вас есть какие-то пристрастия? Я так спрашиваю потому, что часто приходится слышать от солистов: не важно, что звучит, важно, что это пою (играю) Я!

- У меня принцип мышления следующий: не существует интересной или неинтересной музыки, разумеется, здесь я имею ввиду музыкальные произведения разных стилей, эпох, направлений, жанров, которые являются золотым фондом музыкального наследия вообще, соответственно, понятие «неинтересности» может быть сформулировано исключительно к тем произведениям, которые уж на самом деле не представляют, на мой взгляд, большой художественной ценности. Я имею ввиду скорее современное творчество многих молодых и не совсем композиторов, поскольку в стремлении создать нечто совершенно новое и доселе неизвестное в плане гармонии, а вернее ее отсутствия, ритмов и т.д., напрочь пропадает самое главное, что должно волновать и трогать душу – наличие простой и красивой, душевно глубокой и совершенной мелодии!!! Именно поэтому мне не все равно, что петь! В частности, могу сказать, что в душе я скорее вагнерианец, чем белькантист.

В связи с первым второй вопрос. У Вас ведь нет, наверное, разумной возможности отказываться от ангажемента. Каким путем Вы идете, если надо петь музыку, которая Вам неприятна или непонятна?

- Когда случается петь музыку, которая является неинтересной лично для меня с художественной точки зрения, но заявлена в грядущем ангажементе и, как часто бывает, является еще и премьерным показом, то приходится все с той же строгостью подхода и анализа, «делать» эту музыку и стараться отыскать в ней то, что может быть интересно как мне, так и слушателю, а зачастую вдыхать в эту музыку ту жизнь, которая, похоже, и не была заложена самим творцом «шедевра».

Слышал, что Галина Вишневская и Ваш нынешний педагог Ирина Богачева никогда не были единомышленницами. Вы не боитесь стать заложником этого конфликта?

- Я ничего не знаю о конфликте двух великих певиц. Видимое же снаружи, их человеческое отношение друг к другу, добрые глаза и открытые души говорят о том, что это как раз Единомышленницы, исповедующие одну линию глубинного музицирования в пении!

Скажите, а как живется оперным солистам в условиях всемирного кризиса и рецессии? Гонорары не сильно упали?

- Я первый год только работаю в Михайловском театре, поэтому мне неизвестны планки гонораров и их кризис, то, что я имею, стараюсь отрабатывать сполна и не жалуюсь..

НЕ НАДО ОРАТЬ

Вы испытываете какие-то трудности, если зал полупустой или наполнен случайной публикой?
 
 - Это не трудность, когда зал не полный – это налет некоего разочарования в конкретном моменте времени, но он сразу проходит и ты творишь и отдаешься тем людям, которые наполнили зал в тот или иной вечер. Но вот когда публика бывает случайной, или как говорят проходящей, зашедшей так, время провести, это печально. Поскольку не всегда такая публика может оценить исполнение по достоинству, а может быть и наоборот. В основном, к великой печали, действует известный принцип: хлеба и зрелищ. И зачастую взятая ором и непонятной частью тела верхняя нота – для кого-то повод орать «браво!» и самая яркая точка концерта!            

А как Вы считаете, интерес к опере и к академической музыке в целом в мире сейчас на подъеме или в упадке?

- Думаю, что существует проблема общего профессионального упадка и засилие дилетантизма в исполнительстве. А интерес публики постоянно переживает некоторые взлеты и падения. Но есть любители поднять панику, покричать об апокалиптическом  закате интереса к великому Искусству. Я не из их числа.

Многие дирижеры и певцы не любят современной режиссуры, когда, к примеру, зритель, придя на «Волшебную флейту» обнаруживает, что Царица ночи оказывается руководителем крупной американской корпорации и выезжает на сцену на «Бентли», а принц Тамино - рядовым клерком, а на сцену выползает на четвереньках в неглиже, и т.д. Вы к этому относитесь спокойно?

- Отношусь отвратительно! это позор и владычество сатаны в святом храме искусства...

Значит, Вы убежденный сторонник так называемого «нафталина»?

- Нет, я сторонник замечательных классических постановок наших великих  режиссеров-музыкантов: Покровского, Темирканова, Гаудасинского и многих других. Такие постановки все равно должны обязательно оставаться в репертуаре театров как золотые образцы. И поверьте, петербургская публика  любит такие постановки и чтит их...

Да, петербургская публика чрезвычайно консервативна, иной раз напоминает мне гоголевскую Коробочку...

НЕМНОГО О ЛИЧНОМ

Какое значение для Вас имеет аккомпанемент и насколько Вы зависите от концертмейстера?

 ансамбль фронтовиков "Огонек"- Роль концертмейстера в сотрудничестве с певцом – главная, главенствующая!!! Концертмейстер – это не только тот музыкант, который дышит с певцом одним воздухом и внимательно слушает его, дополняя, а где-то и украшая, в моменты своего сольного высказывания, владея всей красотой звучания фактуры инструмента и исполняемого произведения. Я работаю с прекрасными пианистами, среди них: Елена Гаудасинская, Наталья Дудик (ведущий концертмейстер Михайловского театра). Особенно хочу рассказать о своем сотворчестве с народным артистом России, профессором СПб Консерватории Павлом Егоровым – это знаменитый пианист и музыкант, с которым мне посчастливилось сделать программы из песен Шумана и Свиридова, оставившие яркий след в моей жизни и, я надеюсь, в жизни многих наших слушателей. С маэстро Егоровым нас сближают и наши родные корни: его (Павла Григорьевича) родная мама, на протяжении многих лет дружила и творчески сотрудничала в дуэте с моей родной бабушкой, поэтому с ранних лет дома мне доводилось слышать имя "известного пианиста Павла Егорова".            

Борис, а Вам хватает время на семейную жизнь? Есть ли у Вас какие-то хобби, от которых Вы не в силах отказаться даже из-за работы?

- Семья - моя жизнь, она неразлучна со мной. Поэтому времени хватает, но работа, вернее, музыка-первое и самое главное. А поскольку семья и любовь -это самая красивая и глубинная музыка для меня,то мы вместе и все проходит в гармонии... А хобби как таковых нет, люблю природу, общение с ней, но это не хобби, скорее потребность - потребность жить, мыслить, страдать, поскольку без очищения в страдании не может прийти долгожданное счастье...

на фото: 2-я слева - бабушка Бориса Пинхасовича, с гармонью - Прасковья Егорова

в команде ленинградского клуба фронтовиков с зажигательным названием - "Огонек"

1