ФЛОРЕНЦИЯ

Firenza  Обзорная экскурсия по Флоренции началась уже во второй половине дня. В лучах заката передо мной вставали громады соборов, облицованные панельками разноцветного мрамора. Всё это выглядело мощно и дорого, всё это было большое и пёстрое. И ни разу я не подумала: "Какая красота!". Часто Флоренцию показывают с высоты птичьего полёта. Теперь я понимаю, почему - это самый выигрышный ракурс. Но вот мы вышли на Piazza della Signoria. "Это Palazzo Vekkio, что значит Старый Дворец, а это знаменитый фонтан "Нептун", - сказала наш гид итальянка Татьяна (по крайней мере так она представилась).

Тут я просто расхохоталась, настолько тупая самодовольная физиономия оказалась у этого Нептуна. "Автор Микеланджело", - комментировала Татьяна. Что-о-о-о-о? Я в шоке! "Правда, голову делал другой скульптор", - заключила Татьяна, и я с облегчением вздохнула и огляделась. Площадь Синьории, всем известная по фотографиям и картинкам, кажется родной и знакомой. Вот суровый как тюрьма Старый Дворец, вот памятник Козимо Медичи, вот круглая плита на месте казни Савонаролы и вот он, идеальный, божественный Давид. Это копия, оригинал в Галереи Академии, но я верю в точность подражания, потому что поражает. Справа постоянная выставка скульптур - Лоджия Ланци с Персеем Бенвенуто Челлини. Челлини, этот виртуоз, этот Вивальди в лучших своих произведениях, личность необыкновенная, скульптор, художник, писатель, воин, обвинялся в краже папских драгоценностей, бежал из тюрьмы, скитался, дрался, был обласкан и отвергнут - жизнь через край.

ПерсейДавид и Персей - это то, ради чего надо ехать во Флоренцию, даже если не посетить Санта Кроче, последний приют Микеланджело, Данте, Галилея, Макиавелли. Имена, имена, они в Италии на каждом шагу. Здесь, во Флоренции, просто дух захватывает от незримого присутствия этих титанов - гениев Возрождения. Вот церковь, около которой Данте впервые встретил Беатриче. А вот и дом, где он жил. Входим во дворик и откуда-то сверху звучит "Вальс цветов" из Щелкунчика. "Русская музыка! Как будто специально для вас", - улыбается Татьяна.

    Флоренция! Четырехзвездочный отель в центре города! Неужели это правда? Я улыбаюсь в предвкушении чего-то удивительного. И правда, было чему удивиться. По фанерной лестнице отеля мы с Ксюшей поднялись в номер. Открыв дверь, мы отшатнулись - в нос ударил запах клопомора. Грязные стены давно и грубо вымазаны краской "под мрамор", под потолком на всю длину комнаты фанерный короб, в котором что-то дрожит и булькает. Мебель с претензией на антиквариат, а на самом деле просто хлам. Ксюша бросилась открывать окно и тут же воскликнула: "Оно не на улицу! Тут какая-то подсобка!". С мечтами о свежем воздухе пришлось расстаться. В санузле не повернуться, штанга для душевой шторки еле держится. Мы договорились шторкой не пользоваться, а то штанга грохнется, разобьет всю сантехнику, а мы - плати. Полночи задыхаясь от запаха дихлофоса я слушала, как гремели ставни (что странно - окно было единственным, что выглядело надежно и плотно закрывалось), а в "антикварном" комоде скреблась крыса. После этой флорентийской ночи я поняла, что в разговорнике неспроста содержится выражение "Nella nostra camera ci sono insetti" (у нас в номере насекомые) - наверное, и такое бывает.
     Планируя свою поездку, я решила, что в Пизу не поеду - пожертвую наклонной башней ради волшебной Флоренции. Но после "нескучной" ночи прогулочного настроения не возникало, тем более, что накрапывал прохладный дождик. Я поехала и не пожалела. Во-первых, сакраментальное "ну когда ещё я там побываю?", во-вторых, Д`Аннунцио восхищался асамблем Пизы, а его мнению можно доверять, в третьих, и правда интересно, даже просто смотреть из окна автобуса на итальянский пейзаж (опять же "ну когда ещё я здесь побываю?") всегда интересно. Мы ехали по холмистой местности, где островками расположены живописные городки и деревушки, виноградники, цыпляче-желтые поля рапса, за городом вдоль трассы тянутся питомники декоративных посадок - колонии апельсиновых, лимонных деревцев, кипарисов, пальм и многих неизвестных мне видов растений всевозможных форм и расцветок. На вершинах гор часто виднеются развалины замков и крепостных стен, иногда заметно, что древности подверглись обновлению и там живут люди. Иногда встречаются устремленные вверх, будто выросшие из скал, городки с облепившими склоны домами.  
     Пиза - это не только падающая башня, но и такие же сверкающие голубоватым мрамором прекрасный Собор и Баптистерий с недоделанным (говорят, так и задумано) куполом. Они расположены на воспетой Д`Аннунцио Площади Чудес, которая представляет собой поле, и в том их своеобразие - обычно вокруг соборов чуть ли не вплотную теснятся дома. А в похожем на маслёнку Баптистерии когда-то крестили Галилея.  
     Было солнечно и ветренно, а когда мы бежали к автобусу начал накрапывать дождик, и я на бегу за 3 евро купила у афро-европейца зонтик (одноразовый, конечно же) с городами Италии. Во Флоренции нам предстояло посетить Галерею Уффици, забрать вещи из крысиного отеля, сесть в автобус и отправиться в пригород Болоньи.  
     Ещё в автобусе одна из наших туристок заявила, что живопись ей неинтересна, она ничего в ней не понимает и в Уффици не пойдет. Тогда Оля ответила: "А Вы попробуйте, сходите - понравится и поймете, вот увидите". Я не сомневалась, я ждала этого события. Галерея Уффици - не дворец, а просто череда залов ("уффици" - офисы). А там самое прекрасное из всего, что только можно вообразить: Джотто, Тициан, Боттичелли, Рафаэль. Только здесь я по-настоящему почувствовала Рафаэля. А вот его автопортрет - легкий поворот головы, темные глаза - прямо перед моими глазами. На расстоянии вытянутой руки. Господи! Он смотрит на меня! Из своего 16 века! А может, он и правда видит нас, восхищенных и равнодушных, молитвенно сложивших руки и тыкающих пальцем в древнее золото рамы? Выходим из зала, я обрачиваюсь - смотрит. Мне страшно смотреть и страшно отвернуться. Ну вот, приеду из Италии, диагноз: сошла с ума в Галерее Уффици.
     Переходим в следующий зал, полный подростков, лезут за ограждение, лапают холст. Наша Татьяна спросила: "le francais? deutsch?". Оказалось - бритиши. И тут она заорала: "Это И-ТАЛЬ-ЯНС-КИЙ музей! А вы как У СЕБЯ дома!" Я, как жуткий полиглот, конечно, не всё поняла, но это было сильно.

1