КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРСГКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 17 ПО 31 МАЯ 2012 ГОДА

БЗФ            17 мая в Большом зале петербургской филармонии — ОРГАННЫЙ ВЕЧЕР. В исполнении немецкого органиста Роланда ШТАНГЬЕ прозвучат сочинения БАХА, ШУМАНА, ЛИСТА, КАРГ-ЭЛЕРТА, ГИЛЬМАНА, ДЮПРЕ и импровизации на заданную тему.

            Роланд Мария Штангье — профессор органа и импровизации Эссенского университета Фольксванг с 1994 года. Начиная с 2003  - куратор органа Эссенской филармонии и органа в Меркаторхалле в Дуйсбурге. С 2010 года — главный органист евангелической Церкви Креста г.Эссена. После обучения в Вюрцбурге и Париже (среди педагогов — Золт Гардоньи и Даниель Рот) Роланд  Штангье получил стипендию от Air bridge memorial. По окончании обучения в разное время работал кантором и органистом в Шопфхайме, Берлине и Золотурне (Швейцария), директором духовной музыки в Церкви Св.Петра в Гамбурге, возглавлял гамбургский хор им.И.С.Баха; преподавал в Бременской консерватории и Берлинской Архиепископской школе церковной музыки. Лауреат трех международных конкурсов и организатор Международного конкурса импровизации им.М.Дюруфле в Гамбурге. Выступал по всему миру, выпустил большое количество записей и как дирижер, и как органист.

            21 мая занменитый российский пианист Николай ЛУГАНСКИЙ даст сольный концерт в Большом зале петербургской филармонии. В программе: БРАМС — Вариации на тему Шумана, ШОПЕН — Баркарола, Ноктюрн, Баллада №4, РАХМАНИНОВ — Соната №1.

            Широк круг поклонников Николая Луганского - этого мастера фортепианной игры, пианиста, ни разу не преступившего рамок хорошего тона, не разочаровавшего публику  потерями  в качестве, не замеченного в облегченности трактовок, не изменяющего своему репертуару. На этот раз в исполнении Луганского прозвучат сочинения Брамса, Шопена и Рахманинова, авторов. составляющих основу фортепианного репертуара. Вариации Брамса на тему Шумана посвящены жене Роберта Шумана, прекрасной пианистке и необыкновенной женщине, матери шестерых детей, Кларе Шуман-Вик. Известно, что Брамс поддерживал семью Роберта Шумана в годы охватившего Шумана недуга, и личная связь между этими двумя гениями музыки, Шуманом и Брамсом, была очень сильной. Первая Соната Сергея Рахманинова, которую исполнит Н.Луганский, недавно еще менее популярная, нежели Вторая, все чаще звучит с концертной эстрады. А поздние шедевры Шопена - Четвертая баллада и Баркаролла  – заслуженно принадлежат к самым любимым опусам концертного фортепианного репертуара.

            После побед на конкурсах Чайковского, Баха и Рахманинова Николай Луганский стал незаменимым пианистом, подтвердив предсказание своего знаменитого педагога Татьяны Николаевой, видевшей в нем «большое будущее». Высоко ценимый международной аудиторией, он ежегодно привлекает полные концертные залы в Париже, Лондоне, Амстердаме, Вене, Зальцбурге, Берлине, Брюсселе, Женеве, Нью-Йорке, Токио. Такие коллективы, как Оркестр Парижа, Национальный оркестр Франции, Королевский оркестр Concertgebouw, Симфонический оркестр Бирмингема, оркестры Лондона, Государственная капелла Дрездена, оркестр Лейпцига, Филармонический оркестр Лос-Анджелеса и Симфонические оркестры Сан-Франциско, Питтсбурга и Цинцинатти регулярно приглашают Николая Луганского для исполнения самых разнообразных программ. Луганский приглашался в турне Берлинского Филармонического оркестра, где выступал под управлением М. Яновского, оркестра Бирмингема (с С. Орамо и А. Нельсонсом), Дрездена с В. Юровским, Лондона с Ж.П. Сарасте, венского Musikverein с Ю. Темиркановым. Он также регулярно приглашается для сольных концертов и выступлений с оркестром в Японию и в США. В планы пианиста входят серии сольных концертов во Франции, Нидерландах и США, а также участие в европейских турне Оркестра Бирмингема (с А.Нельсонсом), Российского национального оркестра (с М. Плетневым) и Лондонским Филармоническим (с В. Юровским); в США с Филармоническим оркестром Санкт-Петербурга и с Вашингтонским национальным оркестром. Он выступит также в дуэте с В. Репиным в Париже, Тулузе и Брюсселе. Его записи, сделанные на различных фирмах, получили многочисленные премии.

             22 мая АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии выступит под управлением Дмитрия ЛИССА.  В программе — музыка русских композиторов: АРЕНСКИЙ — Вариции на тему Чайковского «Был у Христа-младенца сад» для струнного оркестра, ГЛАЗУНОВ — Концерт для скрипки с оркестром, РАХМАНИНОВ — Симфонические танцы. Солист — Граф МУРЖА (скрипка).

            Дмитрий Лисс выпускник Московской консерватории (класс профессора Д.Г. Китаенко), победитель I Международного конкурса дирижеров им. Ловро Матачича в Хорватии (1995). . Сотрудничал  с Симфоническим оркестром Кузбасса, с 1997 по 1999 гг. – главный российский дирижер Российско-Американского молодежного оркестра. 1998 – ассистент главного дирижера Всемирного молодежного музыкального форума (Москва), работал с молодежными симфоническими оркестрами из США, Китая, Великобритании, Канады, Израиля, Египта. В 1995 году возглавил Уральский академический  филармонический оркестр. Сотрудничает с признанными во всем мире симфоническими коллективами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Будапешта. География гастролей: Германия, Швейцария, Австрия, Франция, Италия, Испания, Япония, Тайвань, Венгрия, Польша, Хорватия, Словения, Эстония, Филиппины, Мальта. 1999-2003 – приглашенный дирижер Российского Национального оркестра (Москва). Под управлением Д.Лисса был записан ряд компакт-дисков с Уральским академическим филармоническим оркестром и с Российским Национальным оркестром.

            Граф Муржа, по всеобщему признанию, один из самых ярких, одаренных и востребованных европейских скрипачей. Еще во время обучения в ССМШ при Московской консерватории, он стал лауреатом и победителем двух известнейших международных конкурсов: имени Никколо Паганини в Генуе (1990) и имени Жозе Вианы да Мотта в Лиссабоне (1991), где ему также была присуждена специальная премия за исполнение Чаконы Бартока. Граф Муржа окончил Московскую консерваторию (1997) и ассистентуру-стажировку под руководством профессора И. Бочковой (1999) и за выдающиеся результаты в учебе был награжден именной стипендией Президента Б. Н. Ельцина. В этот же период он закончил аспирантуру  в Королевской академии музыки в Лондоне с наивысшим баллом за всю историю академии и получил премию фонда Hattory (Лондон) за выдающиеся достижения в учебе. В годы учебы Граф Муржа стал лауреатом и победителем множества международных конкурсов. В их числе Демидовский международный конкурс скрипачей в Екатеринбурге (1993), Х Международный конкурс имени П. И. Чайковского в Москве (1994), конкурс имени Жака Тибо в Париже (1996), конкурс имени Пабло Сарасате в Памплоне (1997), конкурс имени Родольфо Липицера (Гориция, 2000), где он получил специальные премии за лучшее исполнение концертов Стравинского, Сибелиуса, Липицера и специальный приз публики, Международный конкурс UNISA (Претория, 2002) и другие. Кроме того, в 1994 году скрипачу была присуждена премия Совета Европы. С 1990 года Муржа регулярно дает сольные концерты и выступает с симфоническими оркестрами России и Европы в крупнейших залах мира, он сотрудничал с такими дирижерами, как Евгений Светланов, Ежи Максимюк, Марк Эрмлер, Александр Вакульский, Александр Дмитриев, Марек Яновский, Ютака Садо, Александр Михайлов, Валерий Полянский, Юрий Симонов и другие. В репертуаре музыканта свыше 30 скрипичных концертов, среди них редко исполняемые произведения Эрнё Донаньи, Хенка Бадингса, Георгия Дмитриева, Михаила Носырева, Белы Бартока. С 2007 года скрипач является художественным руководителем фестиваля  «Скрипка-бродяга» в Екатеринбурге, где исполняется классика, этническая, клезмерcкая музыка, джаз.  Музыкант ведет активную преподавательскую работу в Московской консерватории, дает мастер-классы во многих странах мира, входит в состав жюри международных и российских конкурсов. В июне 2010 Граф Муржа завоевал Золотую медаль и Гран-при на престижном конкурсе скрипачей Violin Masters в Монте-Карло.

             24 мая в Большом зале филармонии выступит популярнейший итальянский дуэт — Джампаоло БАНДИНИ (гитара) и Чезаре КЬЯКЬЯРЕТТА (бандонеон), специализирующийся на музыке короля аргентинского танго  Астора ПЬЯЦЦОЛЛЫ.  Его музыка в конце ушедшего века получила огромное распространение во всем мире. Сам Пьяццолла играл на бандонеоне, разновидности аккордеона, и привнес в типичное аргентинское танго вкус классики и джаза.  Благодаря Пьяццолле появились такие жанры, как танго-песня и танго-опера, а аргентинское танго заняло нишу городского американского романса конца ХХ века, и уже, конечно, танго перестало быть лишь танцем, превратившись в музыку, звучащую в филармонических залах.    

            Джампаоло БАНДИНИ окончил консерваторию в Парме по классу гитары и продолжил образование под руководством Г.Пудду. Общался с выдающимися представителями современного гитарного искусства, среди которых В.Рассел, О.Гилья, А.Джиландино. В дуэте с М.Мела учился в Пианистической академии Imola; созданный им дуэт стал лауреатом нескольких международных конкурсов и фестивалей. С 1990 выступал как солист со многими камерными ансамблями и оркестрами в крупнейших концертных залах Италии, а также за рубежом – в ФРГ, Польше, Франции, Швейцарии, США и странах Южной Америки. Основатель и директор (1997) ансамбля “Vivaldi Guitar Consort”, состоящего из восьми гитар, клавесина и контрабаса. Художественный руководитель Музыкальной академии основанного им же театра Cinghio в Парме, создатель и художественный руководитель Международного гитарного фестиваля Н.Паганини. Имеет записи на фирмах «Страдивариус», ”Nuova Era”, “Fonit Cetra”, на теле- и радиокомпаниях RAI 3, TRSI и других. Преподает в Музыкальной академии театра Cinghio, в Академии Ф.Тарреги в Порденоне. Проводит летние курсы и мастер-классы, участвует в работе жюри многих гитарных конкурсов.

            Аккордеонист и бандеонист Чезаре КЬЯКЬЯРЕТТА, родился в 1973 г. Окончил Консерваторию Н.Пиччини в Бари в 1995 г. Выступал в курпнейших итальянских залах как солист-аккордеонист и в составе камерных ансамблей. Лауреат многих национальных конкурсов. Репертуар включает как оригинальную музыку для аккордеона, так и сочинения Пьяццоллы, а также музыку современных композиторов. Как солист-аккордеонист выступал с рядом итальянских оркестров, а также с Камерным оркестром Каунаса.

            25 мая ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии выступит под управлением французского маэстро Эммануэля КРИВИНА. В программе: БРАМС — Трагическая увертюра, ЛИСТ — Концерт для фортепиано с оркестром №1, ДВОРЖАК — Симфония №7. Солист — Денис КОЖУХИН (фортепиано).

            «Эммануэль Кривин - один из величайших дирижеров современности, выступление которого нельзя пропустить ни по каким обстоятельствам» (Гардиан).

            Русский по отцу и поляк по матери, Эммануэль Кривин начал свою карьеру как скрипач. Награжден Premier Prix Парижской консерватории в возрасте 16 лет, был учеником Музыкальной Капеллы Бельгийской королевы Елизаветы (педагоги - Генрик Шеринг и Иегуди Менухин), став за период обучения обладателем многих престижных наград. После решающей встречи с Карлом Бёмом в 1965 году, он все больше посвящает себя дирижированию, становится постоянным приглашенным дирижером в Новом Филармоническом оркестре Радио Франции в период с 1976 по 1983 год, а затем - музыкальным директором Национального оркестра Лиона (1987-2000), в течении одиннадцати лет руководит Оркестром французской молодежи. В начале сезона 2006/07 занял пост музыкального директора Филармонического оркестра Люксембурга, где с 2001 года был приглашенным дирижером.

 Эммануэль Кривин сотрудничал с лучшими оркестрами мира, включая такие коллективы, как Берлинский филармонический оркестр, Королевский Концертгебау в Амстердаме, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Цюрихский Тонхалле, оркестр RAI Турина и Чешской филармонии. В Северной Америке выступал с Кливлендским, Филадельфийским, Бостонским симфоническим, Монреальским симфоническим, Торонто-симфонии и Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса; в Азии и Австралии работал с Сиднейским и Мельбурнским симфоническими оркестрами, NHK-симфони (Токио) и Японским симфоническим оркестром Йомиури. Основные события недавних и будущих сезонов: тур по Великобритании, Испании и Италии с Филармоническим оркестром Люксембурга, выступления с Национальным симфоническим оркестром Вашингтона, оркестром филармонии Монте-Карло, Королевским Концертгебау и Камерным оркестром им.Г. Малера. В опере под его руководством состоялось несколько постановок: в Опере-Комик в Париже («Беатрис и Бенедикт»), в Лионской опере («Летучая мышь»). В сезоне 2010/11 и за его пределами состоялись выступления с Филадельфийским оркестром, Камерным оркестром Европы, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, симфоническим оркестром Франкфуртского радио, Барселона-симфонии, Немецкой камерной филармонией (Бремен) и Национальным симфоническим оркестром Вашингтона.  В 2004 году Эммануэль Кривин присоединился к группе музыкантов со всей Европы - La Chambre Philharmonique - ансамблю, посвящающему себя исследованию и интерпретации репертуара от классики и романтизма до сегодняшнего дня, используя инструменты, адаптированные для данных сочинений и эпохи. С самого начала своего появления на фестивале «Сумасшедие дни в Нанте» в январе 2004 года, оркестр La Chambre Philharmonique показал уникальность своего подхода, постепенно завоевывая признание, в частности, выпустив первые записи для компании Naîve: Мессу до минор Моцарта, «Итальянскую» и «Реформаторскую» симфонии Мендельсона, двойной диск с Девятой Симфонией Дворжака и Концертштюком для четырех валторн Шумана. Их последний релиз - полный цикл симфоний Бетховена - был «выбором редакции Gramophone Magazine», а Девятая симфония в Fanfare Magazine была охарактеризована как «захватывающее, движущееся исполнение [...] антитеза традиционным бескровным исторически-информированным исполнениям». Эммануэль Кривин также записывался с Бамбергским симфоническим оркестром, симфоническим оркестром Варшавы, Национальным оркестром Лиона и Филармоническим оркестром Люксембурга (Штраус, Шёнберг, Равель, Берлиоз, д’Энди, Ропарц и Дюсапен). В настоящее время работает над записью серии оркестровых сочинений Дебюсси с Филармоническим оркестром Люксембурга.

            Звезда  молодого музыканта Дениса Кожухина ярко взошла в 2010 году, когда он стал победителем самого трудного международного состязания пианистов - Конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе. Последние годы пианист, который исполнит Первый Концерт Листа, соврешенствовал свое мастерство под руководством одного из самых именитых учителей игры на рояле, легендарного пианиста и педагога Дмитрия Башкирова. В программе, состоящей из сочинений Брамса, Листа и Дворжака, отчетливо выразит свое творчесткое кредо Эммануэль Кривин, один из патриархов европейского дирижерского корпуса. В разные годы этот музыкант руководи такими оркестрами как Филармонический оркестр Радио Франции,  Национальный оркестр Лиона, а в 2006 г. принял руководство Филармоническим оркестром Люксембурга.     

            29 мая концерт филармонического абонемента «По странами мира» представит петербуржцам  участников фестиваля «Музыкальный Олимп», лауреатов международных конкурсов разных лет. АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии выступит под управлением победителя Всероссийского сузыкального конкурса (Москва, 2011) Димитриса БОТИНИСА (Греция/Россия). Солистами выступят два лауреата: виолончелист из Германии Юлиан ШТЕКЕЛЬ — Первая премия международного конкурса ARD (Германия, 2010) и российский гобоист Иван ПОДЪЁМОВ — лауреат Аторой премии международного конкурса в Женеве (2010). В программе: ДВОРЖАК — Концерт для виолончели с оркестром, Р.ШТРАУС — Концерт для гобоя с оркестром, РАВЕЛЬ - «Дафнис и Хлоя», сюита из балета №2.           

            Завсегдатаи Большого Зала филармонии не пропускаают ежегодного появления на сцене дебютантов, которых представляет фестиваль Ирина Никитиной "Музыкальный Олимп". Идея фестиваля проста и актуальна: познакомить публику со свежеиспеченными лауреатами крупных международных конкурсов. И, как отметил поэт, "если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были?" Бывает так, что сияние только что зажженной звезды невероятно сильно, и выступления на конкурсе и сразу после него становятся кульминационной точкой в исполнительской карьере музыканта. В другом случае сюжет развивается постепенно, с годами наращивая мощь. Есть артисты непредсказуемые, а есть те, чей потенциал однозначно обещает формирование артиста экстра-класса. Одним словом, нет ничего интереснее, нежели гадать и делать ставки: может, юный немецкий виолончелист Юлиан Штекель, победитель Международного конкурса немецкого радио и телевидения ARD в Мюнхене  - будущий Пабло Казальс, а дирижеру Димитрису Ботинису в скором будущем уготованы лавры Караяна? Впрочем, самое главное - это быть самим собой. И победа российского гобоиста Ивана Подъемова на Международном конкурсе в Женеве, возможно, это еще один  шанс на возрождение для отечественной школы деревянных духовых инструментов.

            30 мая в Большом зале петербургской филармонии состоится Открытие VII Международного фестиваля «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ». В рамках цикла «Концерты с сюжетом» будет исполнена программа «БЕРЛИОЗ, ФАГОТ и МАСТЕР». Этот вечер посвящен 210-летию Санкт-Петербургского филармонического общества и 20-летию его возрождения.

            ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филарМонии под упрАвлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит следующую программу: А. ПЕТРОВ — музыка балета «Мастер и Маргарита», БЕРЛИОЗ — Фантастическая симфония, состоится Мировая премьера композиции «Еретик» для четырех фаготов и симфонического оркестра петербургского композитора Анатолия КОРОЛЕВА.  Солисты: Олег ТАЛЫПИН. Сергей БАЖЕНОВ, Максим КАРПИНСКИЙ, Алексей СИЛЮТИН.

            Михаил Булгаков и Дворянское собрание, первые концерты Петроградской филармонии и золотые годы Ленинградского Союза композиторов, возглавляемого Андреем Павловичем Петровым - вот примерный круг ассоциаций, возникающий в связи с программой концерта, открывающего в Большом Зале филармонии Седьмой Международный фестиваль "Музыкальная коллекция". Потому что "Фантастическая симфония" Берлиоза была невероятно популярна в 20-е годы прошлого столетия, и постоянно исполнялась во вновь открытой в здании бывшего Дворянского собрания Петербурга   - Петроградской филармонии.

            Конечно, булгаковский "Мастер и Маргарита" - это целиком московское порождение, но и балет, и фильм на основе бессмертного романа созданы в Ленинграде-Петербурге. Парадоксальным образом в сюжете задействован фагот, музыкальный инструмент с особым, низким и немного гнусавым тембром, - и соло в концерте  предоставляется легендарному фаготисту Олегу Талыпину, недавно шумно и весело, блестящим сольным концертом отпраздновавшему свое 80-летие.

            Не забыты и памятные даты Санкт-Петербургского филармонического общества. Сегодня оно объединяет сотни членов, постоянных слушателей филармонии, пронесших любовь и страсть к музыке через всю жизнь. Эти люди достойны того, чтобы их чествовать.

            31 мая в рамках фестиваля «Музыкальная коллекция» состоится сольный вечер молодого петербургского пианиста Мирослава КУЛТЫШЕВА, за чьим творчеством пристально следят любители фортепианной музыки.

            На этот раз он представит необычную программу: 3 крупных, в своем роде эпохальных сочинения, каждое из которых самодостаточно и исчерпывающе. Поздний философский опус Бетховенского наследия — Соната №31, Соната си минор Листа - грандиозная фортепианная фреска и Прелюдии Шопена, цикл миниатюр-шедевров, - вот перечень произведений, которые Култышев на этот раз бесстрашно  представит на суд публики. Успех пришел к Мирославу Култышеву в 2007 году, когда он стал победителем 13-го Международного Конкурса Чайковского. Именно это событие выдвинуло Култышева в обойму молодых исполнителей, активно концертирующих во всем мире. Участие в Шопеновском конкурсе обогатило Култышева глобальным шопеновским репертуаром, но главное, что отличает этого музыканта - способность к напряженной, интенсивной работе, жажда нового художественного опыта, неутомимость в самореализации.

1