ПРИВАТИЗИРОВАННАЯ МЕЧЕТЬ?

спб-мечетьМожно ли приватизировать мечеть? Превратить ее в частное заведение или семейный бизнес: кого хочу – пускаю, кого хочу не пускаю, когда хочу открываю, когда хочу закрываю. Вы пришли помолиться, а на дверях – замок. Почему? Да потому что: «Это частное заведение. Вам могут отказать в обслуживании без объяснения причин». Такой надписи над дверями питерской мечети пока что нет, однако о подобной практике главного муфтия Джафара Пончаева говорят и пишут всё громче и чаще. Пишут те, кто пришел прочесть намаз и оказался либо перед запертой дверью, либо… избит служителями, вышвырнут вон или сдан в милицию!

Да, оказывается в петербургской мечети имени Джафара Пончаева бывает и такое. Чуть больше месяца назад в питерскую мечеть явился хорошо известный среди мусульман в России и за ее пределами проповедник Мухаммедсалих Масаев. Пришел, по свидетельству очевидцев, с самыми мирными целями. Для большей достоверности предоставим слово самим очевидцам (их свидетельства опубликованы в коммьюнити ЖЖ ru_islam «12 мая (2008 г. – прим. ред.) глава Регионального духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-запада России Джафар Пончаев с сыновьями избили прихожанина прямо в мечети культурной столицы, а затем сдали его в милицию, после чего был осужден на 15 суток. Сделали они это за то, что тот после намаза стал говорить на религиозные темы в мечети. …М. Масаев сначала был избит Д. Пончаевым и одним из его сыновей. На следующий намаз пострадавший вновь пришел в мечеть, и, «отдав салам Пончаеву, стал на молитву рядом с ним». Все сочли инцидент исчерпанным.

Однако на следующий день, когда М. Масаев стал говорить с прихожанами на религиозные темы, к нему подошел старший сын Пончаева и стал грубо, «по-хозяйски», выгонять его из мечети. Масаев возражал ему, в мягкой форме, говоря о том, что по правилам Ислама он не имеет права вести себя так, прихожане также были на его стороне, говоря о том, что Масаев не делал ничего предосудительного.
Затем к старшему сыну Пончаева присоединился младший, они стали вместе буквально выволакивать Масаева из мечети. Один из прихожан стал снимать драку на мобильный телефон, но младший Пончаев тут же «разобрался» с ним с помощью кулаков. В конце концов, братья затащили Масаева в помещение канцелярии при мечети и избили.
Появившаяся вскоре в мечети жена Д. Пончаева заявила тем, кто заступался за Масаева, что у них «вшивые бороды», спрашивая, зачем они «пришли в нашу мечеть». Прихожане вызвали милицию, но, так как милиция этого района поддерживает дружеские отношения с Д. Пончаевым, дело решилось не в пользу Масаева».Можно было бы счесть этот текст чересчур тенденциозным, однако в декабре прошлого года в питерской мечети имели место подобные события, но уже не с Масаевым, а совсем с другим лицом.Тогда задержанию сотрудниками правоохранительных органов подвергся заместитель руководителя петербургской мусульманской организации «Аль-Фатх» Джамалетдин Махмудов. Он всего-то на всего бесплатно раздавал своим единоверцам возле мечети книгу «Личность мусульманина» Мухаммада Али аль–Хашими. Явившийся тогда на задержание начальник отдела по коммерческой деятельности и потребительскому рынку Петроградского района майор В.А. Конушенко объяснил задержанному свои действия, сославшись на письмо господина Пончаева о запрете распространения печатной продукции около мечети. Причем, стоит подчеркнуть, что книга, которую раздавал Джамалетдин Махмудов не является ни экстремистской, ни ваххабитской, ни запрещенной кем-либо и широко продается через Интернет.Сам Джамалетдин Махмудов в интервью, данном по поводу задержания, сказал так: «Прежде всего, нам нужна мечеть именно для мусульман, а не музей для муфтия».К хору критиков Джафара Пончаева присоединяется и В. Сайфутдинов, житель города Волхов, 56-летний мусульманин, выступивший с открытым письмом против петербургского муфтия. Вот какие доводы приводит он:- мечеть как была в советское время памятником-музеем, так им, в сущности, и осталась… мечеть, которая попросту не работает- нет сомнений в том, что источник всей мусульманской неустроенности Питера и Ленобласти – пришлый имам Джафар Пончаев, в 70-ых прошлого века выскочивший буквально «из ниоткуда». В результате одного неприятного скандала, связанного со смещением с должности предыдущего имама Абдулхафиза Махмудова, он стал фактическим гегемоном, по сей день давящим всякую подлинную исламскую активность в Петербурге. При этом для масс верующих он остается загадочным персонажем, о котором если кто что и знает, то сугубо нелицеприятные вещи. Имам был и продолжает быть недопустимо далеким от своей уммы, и тут не сгодится присказка «каков поп, таков и приход». «Поп» и «приход», вероятно, давно существуют в разных плоскостях.
- костяк пончаевского муфтията спаян на родовой основе, ведь оба его сына, чья репутация изрядно страдает и в татарских, и шире – в исламских кругах (неоднократно приходилось видеть, как Пончаевы-младшие демонстративно курят подле мечети, пропуская общеобязательный пятничный молебен; известны и связи старшего сына с этно-криминальными кругами), прочатся им на руководящие посты строящейся новой мечети в районе Коломяжского шоссе.
- г-н Пончаев не гнушается «благословлять», отмечая собственным присутствием, сабантуи, на которых подчас имеет место запретное распитие алкогольных напитков. …прямо во дворе мечети от раза к разу висит реклама генерального спонсора сабантуя… питерского пивного завода «Балтика»! Что это, как не абсолютная дискредитация татаро-мусульманской культуры?
Это уже третий независимый источник, крайне отрицательно оценивающий деятельность Пончаева, а также подтверждающий заявления других наших источников о дверях на замке, странной дружбе с милицией и нездоровой семейственности в стенах петербургской мечети. А вот, что пишет в том же ЖЖ о своем опыте общения с Пончаевым Чынгыз:«С утра мне пришлось наблюдать такую картину на территории мечети: мулла Питерской мечети Джафар Пончаев стоял у ворот на внутренной территории и громко ругался. Я подошел ближе и увидел, что он сбрасывает с инвалидных колясок инвалидов на землю. Пытался сбросить и Илдара - инвалида без двух ног. Орал на него матом и толкал его в спину, чтобы опрокинуть его на асфальт. Потом выяснилось, что он хотел выгнать Илдара с территории мечети. Свидетелями этого кошмара стали многие ребята, которые шли на праздничный намаз.Более того, торговля литературой была запрещена и не было также и мяса, баранов на праздник. Как выяснилось, Пончаев писал на мусульман жалобу в милицию, сегодня мечеть была оцеплена разными милицейскими подразделениями»

Во все это было бы трудно поверить, но свидетельств слишком много, да и сам Пончаев не подает в суд на авторов данных публикаций, а только лишь продолжает ожесточенно оборонять свой «бастион», постоянно сдавая в милицию пришедших помолиться из тех, что по каким-то причинам ему «не понравились».И это еще не все: есть история о закрытом по повелению Пончаева книжном ларьке, торговавшем исламской литературой, об исчезнувших в неизвестном направлении двенадцати КАМАЗах, подаренных петербургской мечети президентом Татарстана, о похоронном бизнесе, когда Пончаев вынуждает мусульман покупать у него «похоронный пакет» услуг с обязательными поминовениями через 7 и 40 дней……

Откуда же взялся в Петербурге такой странный муфтий, и почему мусульманская община до сих пор не может избавить самую большую мечеть от его навязчивого присутствия?Вот скупые строки его биографии. Джафар Пончаев родился 16 марта 1940 г. в Пензенской области; в 1971 г. окончил медресе "Мир-араб" в Бухаре, а в 1975 Ташкентский Исламский институт им. Имама Аль Бухари. С 1977 года он председатель религиозного общества мусульман Ленинграда и имам-хатыб Ленинградской Соборной мечети… Сегодня он – главный муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Запада по версии Духовного управления мусульман России под председательством Талгата Таджудина, того самого, что однажды, еще при Саддаме, вернувшись из Ирака, взял да и объявил от имени своей организации, не больше не меньше, джихад странам коалиции, воевавшим против Садама Хусейна. Надо полагать, что Садам как-то мотивировал Таджудина для таких заявлений. После этого дела у высокого покровителя Пончаева пошли все хуже и хуже, но речь сейчас не о нем.

Читая биографию Пончаева в контексте исторической эпохи и в контексте его сегодняшней позиции, я осмелюсь предположить, что его карьерный рост, позволивший ему в 1977 году в возрасте 37 лет стать главным мусульманином Ленинграда, по определению должен был быть поддержан КГБ СССР. Да и нынешние теплые отношения Пончаева с органами, городской администрацией и правящей партией тому лишнее подтверждение. В эпоху крушения Советского Союза к вопросам приватизации Пончаев и его семья подошли так же как и подавляющее большинство советских функционеров: попытались прихватить то, рядом с чем стояли. Однако здесь вышла маленькая неувязочка: мечеть не являлась и не является государственной собственностью, выставленной на торги. Тем не менее Пончаев, прибегнув к помощи вышеупомянутых связей в госструктурах, похоже, «приватизировал» мечеть по факту, не имея возможности завладеть ей де юре.

И вроде бы пока все проходит для него сравнительно гладко. Но вечно это продолжаться не может, потому что подавляющее большинство мусульман Петербурга, искренне верующих и стремящихся к истинно мусульманскому образу жизни, рано или поздно добьются своего. Просто потому, что правда на их стороне.

Вячеслав КОЧНОВ<{jcomments on}

1