СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ: Я ОСТАЛСЯ В РОССИИ, ПОТОМУ ЧТО ПО НАТУРЕ Я ОБЛОМОВ

Сергей СлонимскийВ августе этого года Сергею Слонимскому исполнится 80 лет. Юбилей известного композитора начали отмечать загодя, и это очень хорошо - таким образом мы сможем услышать в живую много произведений нашего выдающегося земляка. Так 5 и 6 мая на сцене Мариинского театра мы сможем увидеть балет на музыку маэстро «Волшебный орех» в постановке Михаила Шемякина.

Накануне представления в Мариинке Сергей Михайлович любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «ВП» Вячеслава Кочнова.

Основа шоу-бизнеса — деньги на халтуре

- Сергей Михайлович, распространено представление о великих композиторах прошлого - Бахе, Генделе, Моцарте, Бетховене – как об этаких романтиках-бессребрениках. А когда начинаешь читать биографии, письма, выясняется, что это были очень меркантильные люди. Например, в переписке Баха, кроме разговоров о деньгах, вообще ничего нет, никаких мыслей о высоком. "Дай денег, и сделаю, что хочешь". То есть нас обманывали?

- Не "что хочешь" сделаю, а сделаю то, что умею и могу. Вот шоу-бизнес - это делай деньги из воздуха. А Бах и Гендель писали гениальную музыку. Основа шоу-бизнеса - деньги на халтуре, на попсе, прививка пошлости, пошлых вкусов. Вот, например, театр какой-либо эстрадной звезды. Что, он воспитывает вкусы? Нет. Он делает большие деньги, прежде всего, требует больших денег.

- А вам не кажется, например, что "Ромео и Джульетта" Шекспира - это вопиющая пошлость, которую ходили смотреть лондонские кухарки, где кормилица изъясняется чуть ли не матом, говорит разные скабрезности?

- Я думаю, что это совсем не так. Кормилица - это образ, она объясняется на своем языке. Фальстаф тоже. Это совсем не значит, что Шекспир — пошляк. Точно так же, как Зощенко. Его герой - это обыватель, пошляк и мещанин. Это не значит, что сам автор такой же. А что касается шоу-бизнеса, он, прежде всего, делает деньги на низкопробных вкусах, так же как наши многие уважаемые олигархи делали деньги на умении манипулировать различного рода ваучерами, документами и прочим в период приватизации. Что же касается нашего "ящика", телевидения, то там, как правило, звучит такая музыка, которая никак не способствует воспитанию этического благородства. Вот античная музыка вся была связана с этикой, каждый лад, каждая гамма имели определенное воспитательное значение.

- Я помню, что фригийский лад был в какое-то время  запрещен где-то в Элладе, как вызывающий безумие…

- Совершенно верно, потому что когда одно время играли во фригийском ладу, один юноша поджёг дом своей возлюбленной. Тогда Пифагор сменил напев на дорийский, и юноша удалился в созерцании. Сейчас всё это утеряно.

Поклонники пианиста не устраивают потасовок, как фанаты рок-звезд

- Вы как композитор постоянно общаетесь с оркестрами и дирижерами, исполняющими Вашу музыку. Есть ли у Вас любимые дирижеры и оркестры?

- Что касается оркестров, я хотел бы выделить незаслуженно замалчиваемый Академический Симфонический оркестр петербургской Филармонии. Я помню, как этим оркестром руководил Юрий Темирканов, и оркестр при нем очень эволюционировал. Потом главным дирижером стал великолепный профессионал Александр Дмитриев. Сейчас этот оркестр несет на себе чуть ли не основную нагрузку по работе с отечественной аудиторией.

дирижер Владимир АльтшулерВладимир Альтшулер— недооцениваемый второй дирижер оркестра. Ему почему-то принято уделять меньше внимания. И совершенно напрасно. Это очень глубокий музыкант. Он очень серьезно готовился провести мой концерт 8 апреля в Большом Зале Филармонии, где была сюита из оперы "Видения Иоанна Грозного". Владимир Альтшулер, готовясь к концерту, не поленился перечитать все книги, связанные с эпохой Ивана Грозного, изучил его биографию, даже его родословную, выяснил, какие были предки у нашего грозного царя, глубоко изучил каждую ноту всей оперы. Вот это и есть та самая работа дирижера, которую я ценю - основательная, вдумчивая и глубокая. Именно так он относится и ко всем другим сочинениям.

 - Поскольку мы затронули Ивана Грозного, хочу Вас спросить, считаете ли Вы его серьезным композитором или сочинение музыки для него было блажью?

 - Во всяком случае, его музыка свидетельствует о том, что Иван Грозный был одаренным музыкантом, огромным знатоком Библии, образованным человеком. То, что он стал тираном, это, конечно, страшно для страны. Он разгромил Новгород. Приказал топить людей в Волхове, бить веслами по голове. 

 - А разве музыка облагораживает нравы? Музыкально образованные немцы развязали в прошлом столетии две страшных войны...

 - Поклонники какого-нибудь дирижера, композитора, пианиста не устраивают между собой кровавых потасовок, как это делают фанаты каких-нибудь рок-идолов или футбольные болельщики.

 

Сергей СлонимскийКто убил классическую музыку?

- Если искать ответ на вопрос Лебрехта "Кто убил классическую музыку", кто украл у классической музыки её популярность, я бы сказал, что кинематограф. Нынешние таланты и гении, сегодняшние Бахи, Гендели и Вагнеры в поисках коммерческого успеха пишут саундтреки к фильмам. А Вы как считаете?

 - «Меркантильность» Вагнера и Баха сводилась к тому, чтобы обеспечить создание своих сложных музыкальных произведений. Вагнер, которого я не люблю за его крайний эгоизм, все же не писал итальянских песенок или опереток в целях легкого заработка. Самый трагический пример — Балакирев. Почему развалилась "Могучая кучка"? Просто потому что Балакиреву не хватило денег для  поддержания бесплатной музыкальной школы, организации концертов своих друзей Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова. Просто потому что после концерта, средства от которого он хотел направить на поддержание Бесплатной школы, он получил всего лишь несколько десятков рублей. Разве это меркантильность? Даже нынешний скромный фестиваль, посвященный моему юбилею, имеет только одного спонсора. Я сам плачу исполнителям, а город пока только обещает дать какие-то средства, чтобы осуществить все довольно серьезные программы. Надеюсь, что даст. В программах участвует очень много разных коллективов. Прежде всего, хочется материально поддержать молодых музыкантов. По сравнению с эстрадными кумирами я, наверное, являюсь просто нищим. И мне нисколько не стыдно. Иногда у меня накапливаются средства, в основном от заграничных исполнений. Я учредил стипендию - дополнительную, одному из талантливых студентов - на усмотрение Ученого совета.  Стараюсь поддерживать бедных молодых исполнителей, чтобы они не безвозмездно работали.

- Сергей Михайлович, а Вы не жалеете о том, что не уехали на Запад, подобно многим Вашим коллегам?

 - Нет, я не жалею, потому что я русский музыкант, я сердцем люблю свою страну, люблю русских крестьян, с которыми я много общался в деревнях, потому что мои друзья и лучшие исполнители живут здесь. Кроме того, я по натуре – Обломов, и мне лень ездить и изучать языки. Может быть, это не рационально, но эмоционально мне это гораздо комфортнее. Кстати, когда в свое время Иосиф Бродский предлагал мне уехать вместе с ним, я ему сказал: "Но ты же сам не хочешь уезжать!" Он ответил: "Нет, не хочу". Вот и я не хочу.

1