ЗВУКИ НЕЗРИМОГО МИРА

СОФИЯ ГУБАЙДУЛЛИНА В СПБСофия Губайдуллина в Большом зале Филармонии 29.03.12

Четверть века тому назад - еще в позднесоветские времена - я услышал от одного большого ныне, к сожалению, покойного музыканта и педагога мысль, показавшуюся мне тогда парадоксальной: аутентично понять музыку Иоганна Себастиана Баха может только верующий христианин, для профана это не более, чем иногда красивая, а иногда непонятная и скучная последовательность звуков.

Вспомнил я об этом мнении, придя на недавний концерт из музыки Софии Губайдуллиной в Большой зал Филармонии, сыгранный в рамках Великопостных сезонов. Я подумал: смог ли бы человек, совершенно незнакомый с христианской мистикой, что-то понять в этих звуках, или для какого-нибудь современного купчинского маугли эти последовательности изысканных звучаний будут лишь причудивыми нагромождениями шумов? В смысле подобной "герметичности" творчество Губайдуллиной напоминает мне такие явления в истории музыки, как поздний период Скрябина, "Турангалилу" и другие программные вещи Оливье Мессиана и, может быть, даже симфонии Брукнера.

Первое отделение концерта началось с традиционной проповеди дьякона Андрея Кураева,  бывшей в данном случае, на мой взгляд, вполне уместной. Он напомнил филармоническим слушателям смысл евангельской притчи о Марфе и Марии, о двух путях к Господу, о двух видах любви к Христу. После проповеди прозвучал собственно сам концерт для двух альтов и оркестра "Две тропы", в котором две изящные девушки-альтистки ВИЛЛАНУЭВА (Испания) и КАТАРЖНОВА (Россия) рассказали залу о любви ко Христу: одна от лица Марфы, другая - Марии. Аккомпанировал Эстонский национальный симфонический оркестр - редкий гость в нашем городе - под управлением известного эстонского скрипача и дирижера Андреса Мустонена, который именно в качестве скрипача и худрука ансамбля "Hortus Musicus" очень хорошо знаком по его ежегодным концертам в Малом зале Филармонии. В тот вечер широкая публика познакомилась с ним как с симфоническим дирижером высочайшего класса: его очень детализированная и вдохновенная "шаманская" жестикуляция передавала оркестру помимо метрико-ритмических еще какие-то очень важные указания и пульсации. Музыкальная фактура "Двух троп" Губайдуллиной несмотря на заявленную програмность совершенно естественна, темы развиваются по внутримузыкальным законам, а не имитируют саундтрек к предполагаемому фильму, изображая отдельные звуковые картинки. То же самое можно сказать и об остальных двух произведениях, исполненных в тот вечер - «Всаднике на белом коне» (оркестровый фрагмент из "Страстей по Иоанну", исполненных в прошлом Великопостном концертном сезоне) и «Аллилуйе» для хора, солистов и оркестра.

Авторский вечер Софии Губайдулиной, прошедший при ее непосредственном участии, оставил незабываемый след в памяти петербуржцев.  София Асгатовна посетила Северную Столицу, благодаря инициативе организаторов Великопостных Концертов, прошедших в Большом зале Петербургской Филармонии уже в третий раз.
Если привычная нам с детских лет музыкальная классика, основанная на песенно-танцевальном материале, рисует нам знакомые видимые образы земного мира, то творчество Софии Губайдуллиной позволяет прикоснуться к звукам незримого мира, вспомнить о том, что в нашей жизни есть помимо прочих "измерение высоты" и что слово "человек" состоит из двух корней - "целый" и "вечный".

1