СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ: СЧАСТЛИВЫЙ ЮБИЛЯР

сергей слонимскийНаверное, очень хорошо, что юбилей Сергея Слонимского начали отмечать заранее и сразу на нескольких концертных площадках города - таким образом питерские меломаны имеют возможность услышать "живьем" много, скажем прямо, нечасто исполняемых произведений Мастера.

К их числу нужно без сомнения отнести и те четыре инструментальных концерта, которые прозвучали в среду 28 марта в Глазуновском зале Консерватории: "Трагикомедию" для альта и струнного оркестра (солист - Алексей Людевиг), Концерт для виолончели с оркестром памяти Михаила Друскина (солист - Алексей Массарский), "Еврейскую рапсодию" для фортепиано с оркестром (партия ф-но - Ксения Гаврилова) и "Весенний концерт" для скрипки и струнного оркестра в исполнении самого ректора Консерватории Михаила Гантварга.

Говоря об общих впечатлениях о вечере, хочется, прежде всего, сказать о высочайшем исполнительском мастерстве всех солистов, дирижера Алима Шахмаметьева и музыкантов камерного оркестра СПб Консерватории. Надо полагать, что для композитора это большая удача и даже счастье - слышать свою музыку в таком исполнении. Ведь история знает и противоположные примеры: насколько известно, великому Шуберту не довелось услышать ни одной из своих симфоний, да и покинул он этот столь нелюбезный для него мир, едва отметив свой тридцатилетний юбилей.

Так что за Сергея Михайловича, находившегося в зале, можно было искренне порадоваться.

Что же касается самой музыки, если фортепианный, виолончельный и скрипичный концерты написаны в традиционной трехчастной форме, то альтовая "Трагикомедия" состоит из двух частей: 1. Драма и 2. Комедия. Написана она сравнительно недавно - семь лет назад из музыкальных материалов задуманного, но неосуществленного балета "Преступление и наказание" по роману Достоевского (автор либретто Михаил Шемякин).

Впрочем композитор не скрывает принципиальной программности и остальных трех концертов. Виолончельный (1998 г.), как уже говорилось, посвящен памяти музыковеда Михаила Друскина, чья книга об Иоганне Себастиане Бахе стоит на книжных полках большинства любителей академической музыки, и представляет собой в какой-то мере портрет ушедшего друга. "Еврейская рапсодия", написанная в 1997 году по просьбе американской пианистки Юлии Зильберквит, как явствует из названия, навеяна библейскими мотивами. Ну а скрипичный "Весенний концерт" - наиболее ранний (1983 г.) из всего сыгранного за вечер - передает впечатления автора от пробуждения природы и буйства весенних красок.

Характернейшая черта Слонимского-композитора, вполне проявившаяся во всех четырех концертах, - великолепный дар рассказчика. Неудивительно, что он родился в семье писателя - кажется, литературный талант передался ему по наследству, обретя музыкальную форму. Слонимскому подвластен любой стиль, любая эпоха, он без труда ведет повествование на разных языках, легко меняет маски. Критики композитора иногда упрекают его в чрезмерном рационализме. Что ж, быть может, в этих упреках есть доля истины, но главное в том, что музыка Сергея Слонимского не бывает скучной. Конечно, если ее играть так, как это делали в минувший вторник в Глазуновском зале Консерватории.

P.S. Ближайший концерт из произведений С.М. Слонимского состоится в Большом зале Филармонии 8 апреля. Начало в 19.00

1