КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАМРОНИИ С 3 ПО 15 АПРЕЛЯ 2012 ГОДА

БЗФ3 апреля состоится очередной концерт цикла «Концерты во фраках и в джинсах». Великолепную программу, составленную из лирических сочинений лучших русских композиторов второй половины ХХ века представит АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Михаила ГОЛИКОВА. Как обычно, в программе вечера соединятся еще недавно несовместимые произведения - строгая академическая форма с киномузыкой, с балетом и симфоджазом: СВИРИДОВ. «Метель», фрагменты музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина, ГАВРИЛИН. «Анюта», музыка балета, ИВАНОВ. «Мое русское сердце», поэма в стиле русского симфоджаза. Солисты: Михаил ИВАНОВ джазовое фортепиано, звонница, Андрей ИВАНОВ контрабас, Полина ЛАПТЕВА скрипка. Ведущий абонемента - Александр МАЛИЧ.

Музыка Георгия Свиридова к пушкинской драме «Метель» широко популярна и любима; а знаменитый вальс стал символом как симфонического творчества Свиридова, так и взгляда на пушкинское наследие из середины прошлого века.

«Анюта» Гаврилина - первый в истории случай, когда балет перенесся с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Вначале появилась телевизионная версия «Анюты», (режиссёр А. Белинский, 1982) - фильм, вдохновленный вальсом Валерия Гаврилина, который современники сразу же назвали "чеховским вальсом". По воспоминаниям Екатерины Максимовой, первой исполнительницы заглавной роли балета, редиссер Белинский и балетмейстер Владимир Васильев "подбирали музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина."

К сочинениям, обращенным к традициям русской культуры, можно смело отнести и поэму М.Иванова "Мое руское сердце". Иванов продолжает композиторские традиции неоклассицизма, и делит свои творческие интересы между выступлениями в ансамбле со своим братом, контрабасистом Андреем Ивановым, сочинением музыки и карьерой джазового пианиста.

4 апреля в 20 часов в рамках Великопостных концертов в Седмицу шестую Великого поста в Большом зале филармонии выступит мужской хор «ДРЕВНЕРУССКИЙ РАСПЕВ». Под управлением Анатолия ГРИНДЕНКО прозвучат византийские и древнерусские песнопения Страстной Седмицы. В концерте принимает участие монах Иаков, главный протопсалт Карейского храма Св.Горы Афон (Греция).

Монах Иаков родился в городе Салоники. С детства изучал Византийскую музыку под руководством Нестора Папалексиу. Степень и диплом по Византийской музыке получил под руководством известных учителей Афанасия Караманиса, Хрисанфоса Феодосопулоса и Харилауса Талиадороса. Был певчим хора «Иоанн Дамаскин» и участвовал в ежедневных Богослужениях во многих храмах города как псалтис (певчий). В 1993 году поступил в монастырь Какакалу на Святой Горе, где в течение 16-ти лет жил в общежительстве. Монаху Иакову удалось усвоить и стяжать Афонский стиль пения, и его назначили Протопсалтом (первым певчим) монастыря. В эти годы он обучал Византийской музыке младших монахов и организовал монастырский хор, который под его руководством участвовал во Всенощных бдениях по Великим праздникам. С 1996 года монах Иаков пребывает в столице Святой Горы – Кариес, в восстанавливаемой им келье. Священная келья в честь Вознесения Господня, которая принадлежит Святому Иверскому Монастырю, была построена братством русских монахов в 1872 году. На протяжении последних двух лет монах Иаков, по решению Кинота (органа управления Святой Горы), служит Протопсалтом Соборного Храма Протата, где находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть».

Мужской хор «Древнерусский распев» (Москва) был создан Анатолием Гринденко в 1983 году в Троице-Сергеевой Лавре. В 1985 году по благословению митрополита Волоколамского и Коломенского Питирима он реорганизован в хор Издательского отдела Московского Патриархата, в состав которого вошли певчие московских церквей. С этого времени уникальный ансамбль певцов постоянно участвует в Богослужениях, возрождая древнерусские певческие чинопоследования XVI – XVII веков. Сегодня «Древнерусский распев», - лауреат международных конкурсов и фестивалей,- постоянно гастролирует по России и за рубежом, принимает участие в крупных фестивалях, в Лондоне (Lufthansa Festival of Baroque Music), Вене (Osterklang) и других музыкальных столицах мира. Коллектив осуществил запись 13 СD, большая часть которых включает ранее не исполнявшиеся образцы русского богослужебного пения различных эпох и стилей. Записи хора награждены высшими наградами международной критики журнала Diapason.

8 апреля в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный 80-летию выдающегося петербургского композитора Сергея СЛОНИМСКОГО. АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Владимира АЛЬТШУЛЕРА исполнит следующую программу: «Петербургские видения» для оркестра. Посвящается Юрию Темирканову; «Славянский концерт» для органа и струнного оркестра, Симфония № 30. Первое исполнение; «Видения Иоанна Грозного», сюита из оперы (либретто Я.Гордина). В концерте принимает участие ХОР СТУДЕНТОВ Санкт-Петербургской консерватории, соло на органе - Олег КИНЯЕВ.

Вечер, посвященный 80-летию патриарха петербургской композиторской школы, выдающегося музыканта, автора не одной сотни разных сочинений - от миниатюр до опер, композитора и педагога Сергея Михайловича Слонимского откроется сочинением, посвященным Юрию Темирканову - художественному руководителю петербургской филармонии, выдающемуся дирижеру современности, что, конечно же, не случайно.

Слонимский - уникальное явление на небосклоне культуры и искусства Санкт-Петербурга. По словам ведущего теоретика музыки Ю. Холопова в творчестве Слонимского можно усмотреть какую-то «поли-арт’ную» концепцию «многих пространств». «Это не просто многообразие, но скрещение пространств нашего искусства, занятие расстояний между широко раскиданными полярностями». «Трагизм – в сочетании с иронией, с сарказмом, с обыгранной в гротеск комедийностью. Таков стереотип, инвариант сюжетов «Виринеи», «Мастера и Маргариты», «Гамлета», «Видений Иоанна Грозного», «Короля Лира», - так пишет о Слонимском выдающийся музыковед Е. А. Ручьевская.

«Особенность Слонимского, придающая увлекательность работе с ним, – неожиданность замысла. Слонимский, человек с опытом страшного ХХ века, стремится дойти до самой сути мирового исторического урока. Для него человеческие страсти неразделимы с политикой, личные драмы намертво встроены в драму общества», - отмечает соавтор Сергея Слонимского литератор Яков Гордин.

11 апреля в Большом зале филармонии — традиционный ФОРТЕПИАННЫЙ ВЕЧЕР Григория СОКОЛОВА. В программе: РАМО. Сюита in re, МОЦАРТ. Соната ля минор, KV310 (300d), БРАМС. Вариации на темы Генделя, op.24, Три интермеццо, op.117.

Строго говоря, концерт Григория Соколова в рекламе не нуждается. Достаточно облететь город первым слухам о дате традиционного весеннего концерта пианиста Григория Соколова в Петербурге, как все билеты через день, максимум, через два, уже раскуплены. В чем феномен экстраординарного влияния, которое оказывает этот замкнутый, не общающийся с прессой, поглощенный лишь творчеством и только им, пианист на музыкальное и околомузыкальное сообщество Петербурга? Ответы на этот и многие другие вопросы лежат частично в прошлом - тогда, когда неожиданно для всех, в 1962-м году, 16-летний школьник Гриша Соколов завоевал золотую медаль Конкурса Чайковского, и в настоящем - где имя 66-летнего Григория Соколова занимает верхнюю строчку в мировой иерархии пианистов. Впрочем. дело не только и не столько в регалиях и репутации. Григорий Соколов - последний из могикан вымирающей породы художников, живущих и творящих в чистоте жанра. Человек, преданный искусству и своей профессии пианиста до последней клетки, музыкант, исповедующий музыку. На его концертах царит совершенно особая, уникальная атмосфера служения музыке. За радость соприкосновения на концертах с искусством Соколова слушателям приходится расплачиваться напряженной работой ума и души. Отдохновенье и покой - редкий гость в такой вечер в переполненном зале.

Репертуар Соколова широк, но избирателен и включает музыку, начиная от старинных композиторов до классиков ХХ века. На этот раз великий стилист в своем клавирабенде представит сочинения Филиппа Рамо, французского клавесиниста XVIII века, Сонату гения венского классицизма В.-А.Моцарта и пьесы самого философичного из романтиков - Йоганнеса Брамса.

Давно ожидаемый приезд в Санкт-Петербург легендарного маэстро Геннадия Николаевича Рождественского будет ознаменован четырьмя концертами, которые пройдут в апреле в БЗФ под общим названием «Как вам это понравится?». Название, очевидно, апеллирует к лекциям и книгам («Вопрос без ответа», «Радость музыки» и пр.) старшего современника Рождественского - американского дирижера и композитора Леонарда Бернстайна, автора «Вестасайдской истории» и главного дирижера «Нью-Йорк симфони». Бернстайн и Рождественский - два титана ХХ века, художники, сходные друг с другом именно своей общительностью, экстравертной природой дарования, с неистребимым желанием немедленно поделиться, вовлечь в свой круг интересов самую широкую публику, поставить острые вопросы и найти на них остроумные ответы. В четырех разных, необычных и увлекательных программах, которые он представит на суд питерской публики, прозвучат сочинения Моцарта, Мартину, Уолтона и Шнитке.

12 апреля концерт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра петербургской филармонии под управлением Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО будет посвящен МОЦАРТУ, прозвучат его Месса для солистов, хора и оркестра до минор и Концерт для фортепиано с оркестром №24. В концерте принимают участие Петербургский камерный хор и Камерный хор Смольного собора, солисты: Виктория ПОСТНИКОВА (фортепиано), Жанна ДОМБРОВСКАЯ (сопрано), Галина СИДОРЕНКО (меццо-сопрано), Максим ПАСТЕР (тенор) и петр МИГУНОВ (бас).

Геннадий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ родился в 1931 году. Сын дирижера Н.П.Аносова и певицы Н.П.Рождественской. Учился у отца и Л.Н.Оборина (по классу фортепиано). Дирижер (1951 - 1960) и главный дирижер (1965 - 1970) оркестра Большого театра. Художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и радиовещания (1961 — 1974). Музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра (1974 - 1985). Возглавлял Стокгольмский филармонический оркестр (1974 - 1977), оркестр Би-Би-Си (1978 - 1981), оркестр "Венские симфонисты" (1980 - 1982) и Симфонический оркестр Министерства культуры СССР (с 1983). Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Большого театра России (2000). Репертуар охватывает различные музыкально-стилистические пласты. Рождественский - первый исполнитель многих произведений современных композиторов, в том числе Денисова, Губайдулиной, Шнитке, Щедрина. Возродил к жизни ряд произведений Прокофьева и Шостаковича. Автор статей и книг "Дирижерская аппликатура", "Мысли о музыке", "Преамбулы", "Треугольники". Лауреат Ленинской премии (1970). Почетный член Шведской Королевской академии (1975). Почетный академик Лондонской Королевской академии музыки (1984). Второй концерт - монография (17 апреля) будет посвящен известному румынскому композитору, классику музыки ХХ века, Богуславу Мартину. Прозвучат два симфонических сочинения Мартину - увертюра "Отъезд" и Первая симфония. Солистом в Скрипичном концерте выступит сын великого Маэстро, скрипач Александр Рождественский.

Виктория ПОСТНИКОВА ученица Якова Флиера. Лауреат многих международных конкурсов. Много гастролирует за рубежом, выступая со всеми известными оркестрами мира под управлением Серьезное внимание уделяет камерному музицированию. Выступала в ансамбле с И.Менухиным, В.Спиваковым. Сейчас много концертирует с сыном – скрипачом Сашей Рождественским.

 

13 апреля в Большом зале петербургской филармонии впервые выступит БЕРЛИНСКАЯ ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ КАМЕРАТА. В программе: ГРИГ — сюита «Из времен Хольберга», МЕНДЕЛЬСОН — октет для струнных, ДВОРЖАК — Серенада для струнного оркестра.

Берлинская Филармоническая Камерата, самый последний по времени создания камерный ансамбль Берлинского филармонического оркестра, был основан в 2001 году. Этот коллектив создали молодые солисты Берлинского филармонического (среди них лауреаты международных конкурсов Женевы и ARD-Мюнхен), чтобы соответствовать самым высоким стандартам исполнения, объединив общеизвестное богатство звука струнных Берлинского филармонического оркестра с утонченностью изысканной камерной музыки. Художественный руководитель ансамбля — Томас Тим, концертмейстер Берлинского филармонического оркестра. Высокие художественные характеристики ансамбля в равной степени отражены и в выборе репертуара. Наряду со стандартными произведениями для подобного ансамбля, упор сделан на версиях для струнного оркестра таких произведений, как: «Смерть и девушка» Шуберта и соч. 95 «Serioso» Бетховена-Малера, а также струнный квартет №8 Шостаковича («Камерная симфония» Баршая). Камерата также исполняет знаменитые камерные шедевры Мендельсона, Брамса и Шенберга. Первые гастроли ансамбля состоялись в Японии (2002) и Италии (2003, а выступления во Франции получили восторженный публичный резонанс, который привел к повторным приглашениям. Берлинская филармоническая камерата также давали концерты в Австрии и Испании, на знаменитом фестивале в Райнгау, и в разных городах Германии (Кельн, Эссен, Баден-Баден, Берлин). В 2009 г. ансамбль гастролировал в Словении, Италии, Швейцарии и Франции. С Камератой выступают такие всемирно известные солисты, как: Сандро де Пальма, Паоло Рестани, Миша Майский, Татьяна Васильева и др.

15 апреля дневной концерт в Большом зале филармонии посвящен «Рапсодии». АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Михаила КУКШКИНА исполнит Испанскую рапсодию для скрипки с оркестром ЛАЛО, Две славянские рапсодии ДВОРЖАКА и Венгерскую рапсодию ЛИСТА. Солистка — Анна ЛАУХИНА (скрипка).

АННА ЛАУХИНА родилась в Ленинграде. Окончила Среднюю специальную музыкальную школу по классу профессора М.Комиссарова (1990) и Санкт-Петербургскую консерваторию по классу профессора В.Овчарека (1996). Стажировалась в Лондоне в Guildhall School у профессора И.Нимана, окончила аспирантуру Амстердамской консерватории под руководством профессора В.Либермана. Лауреат международных конкурсов в Испании (I премия, 1991), в Германии (II премия, 1993). Удостоена стипендий фонда Гартов и Международного фонда имени Ю.Егорова (Голландия). Гастролировала в городах России, Испании, Италии, Германии, Голландии, Финляндии, США. Выступала с известными дирижерами, среди которых А.Кац, С.Сондецкис, В.Чернушенко, А.Канторов, А.Аниханов, А.Парис. Является первым исполнителем произведений российских и зарубежных композиторов. Преподает в Санкт-Петербургской консерватории, доцент (2002).

1