СОФИЯ ГУБАЙДУЛЛИНА В СПБ

София Губайдуллина- София Асгатовна, скажите, пожалуйста, какое место в Вашей жизни и творчестве занимают Петербург и Ленинград?

- У меня есть вечная мечта москвича приехать в Ленинград для того, чтобы насладиться атмосферой этого города. Эта атмосфера очень отлична от московской, но она исключительно привлекательна. Да и сами люди отличаются от москвичей, я говорю прежде всего о моих друзьях. Но самое главное для меня в вашем городе - дух Пушкина и Достоевского. Я очень люблю обоих, да и многих других - Ахматову, Мандельштама. Ленинград окутан какой-то особой атмосферой, связанной именно с глубиной русской души. И даже не в его  архитектуре, а в  самом воздухе присутствует некая субстанция, которая сохраняет дух Достоевского и Пушкина.

- Как изменился, на Ваш взгляд, город, с тех пор как Вы его увидели впервые?

- С тех пор изменилась и Москва, и вся Россия, и чтобы сформулировать суть этих изменений, мне кажется, нужны какие-то социологические таланты, которых у меня нет.

 - Известная нам история академической музыки, особенно, если брать в расчет композиторов и дирижеров - это по большей части мужская история. Правда ведь, непросто представить себе Баха или Бетховена в юбке. Вы - редкий случай безусловно и всемирно признанного композитора-женщины. Было бы интересно узнать Ваше мнение: в чем здесь загадка? Ведь, скажем, в области литературы женщины добились гораздо более зримых успехов...

- Сравнительно с другими искусствами в музыке действительно есть этот контраст. Но вот уже в ХХ веке женщин-композиторов было очень много, и нельзя пожаловаться на то, что их музыка чем-то уступает мужской. Хотя, конечно, женщин-архитекторов, художниц поэтесс все равно больше. Я так понимаю, что сейчас происходит некий эксперимент, может ли женщина добиться в сочинении музыки такого же результата в смысле качества. В принципе, композитор - профессия очень трудная, она, пожалуй, действительно мужская. И, может быть, ответ на ваш вопрос будет дан через 200-300 лет каким-нибудь музыковедом или психологом, который будет иметь такой аналитический талант, как, скажем, Карл Густав Юнг. Может быть, он найдет отличие женского и мужского отношения к звуковому материалу. Лично я, когда смотрю партитуру композитора-женщины, не могу отличить женскую руку от мужской.

- А как Вы считаете, Сальери убивал на самом деле Моцарта или нет? Уже два с лишним столетия этот спор не утихает, и конца ему не видно... Ваше мнение?

- Мне не хочется в это верить. Я хотела бы верить в то, что художники не способны убивать друг друга.

- А Вам самой знакомо чувство зависти к кому-то из Ваших коллег или композиторов прошлого?

- Я не завистливый человек, но я заметила, что когда я слушаю какую-то незнакомую мне музыку, и она мне очень нравится, я думаю: я хотела бы быть ее автором. Это для меня самая высокая оценка чужой музыки. А бывает наоборот: я спрашиваю себя, хотела бы я быть автором вот этой музыки, и отвечаю: пожалуй, нет. Для меня это существует, во всяком случае.

- София Асгатовна, скажите, пожалуйста, кто из композиторов прошлого остался с Вами до сегодняшнего дня в роли "вечных спутников"?

- Главным образом, Иоганн Себастиан Бах. Но последнее время я усиленно живу в 14-15 и 16-м веках, сейчас у меня такой период, а вот Бах был всегда. Сейчас мой мир - это Гийом де Машо, Филипп де Витри, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо, Палестрина...

- А музыкальные произведения Иоанна Грозного Вы всерьез воспринимаете?

- Я думаю, что он был очень одаренным человеком...

- Значит, всё-таки гений и злодейство могут умещаться в одном человеке? Шопен говорил, что всю его музыку можно выразить одним словом "жаль". Есть ли такое слово или словесная формула, в котором Вы могли бы суммировать смысл всей написанной Вами музыки? 

- Это очень сложный вопрос, но я попробую ответить. Наверное, "любовь к звучащей материи".

Беседовал Вячеслав КОЧНОВ

1