ПАВЕЛ ЕГОРОВ: “ПОСТИГАЯ МУЗЫКУ, МОЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ БЕСПРЕДЕЛЬНО…”

Павел Егоров в КанадеИмя этого замечательного пианиста хорошо знакомо любителям музыки Ванкувера. Народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Павел Егоров в последние годы гастролирует не так часто, как раньше.  Но нам повезло – в Ванкувере у Павла Григорьевича близкие друзья, поэтому наш город занимает в концертной деятельности музыканта особое место. В предвкушении новой встречи с творчеством этого выдающегося исполнителя и просто ярким, неординарным человеком, мы связались с Павлом Григорьевичем в его квартире в Санкт- Петербурге. Разговор зашел о музыке – и не только.

- Павел Григорьевич, Вы уже не в первый раз приезжаете в наши края… Во время этих поездок Вам удалось поездить по провинции. Интересно было бы услышать Ваши впечатления, что Вас здесь привлекает и как бы Вы охарактеризовали местного слушателя?
- На мой взгляд, Канада – Богохранимая страна, давшая приют многим беженцам из самых разных стран, в том числе и из моей многострадальной России. Размеренная и уверенная в своем будущем жизнь многих ваших жителей, с которыми мне довелось здесь встретиться, вызывает уважение и «тихую зависть». В России все ещё продолжает кипеть, особенно теперь – в год выборов президента. Большую симпатию у меня  вызывает также схожесть природы и климата Британской Колумбии с северо-западом России… Ну, а местный слушатель у вас замечательный, впрочем, как и всюду в цивилизованном обществе – если ты всерьез и по-настоящему, с полной отдачей выступаешь, то он тебе всегда будет за это благодарен, но если вполсилы будешь играть, так и примут тебя соответственно – вежливо и с прохладцей. Словом, ваша публика очень похожа на нашу…

- В этот раз Вы будете выступать в Ванкувере, в новом зале Музыкальной школы Vancouver Symphony, а также в нескольких других городах Британской Колумбии.  Не поделитесь расписанием Ваших концертов? Сейчас русскоязычные слушатели есть, наверное, во всех городах провинции.
- Почему же? С удовольствием поделюсь. В Ванкувере у меня концерт 16 марта, действительно – в новом, и, как мне передали, замечательном камерном зале школы VSO.  Помимо Ванкувера буду играть 9 марта в городе Вернон, в местной музыкальной школе, потом у меня мастер-классы в Верноне и Камлупсе и 11 марта концерт в Камлупсе. 17 марта выступлю в Виктории.

- Ваша программа состоит из произведений Шумана, Шопена и Скрябина. Можно подробнее о программе?
- Мне привычнее играть программу, а не рассказывать её. Все произведения -  это жемчужины мировой музыкальной культуры. Наверное, мне повезло, что я  пианист, потому что исполняю исключительно только такие произведения, которые люблю бесконечно. И, постигая их, можно самосовершенствоваться беспредельно.

- Шуман занимает особое место в Вашем творчестве. Победа на конкурсе Шумана в 1974 – начало карьеры. Вы являетесь почетным членом Шумановского общества.  В Ваш репертуар входят почти все произведения, написанные Шуманом для фортепьяно.
Почему именно этот композитор Вам так близок?

- Роберт Шуман – не просто начало моей исполнительской карьеры, это действительно близкий мне композитор, к творчеству которого обращаюсь всю свою сознательную жизнь. Романтизм этого Давидсбюндлера – пленника Давидова братства – не поверхностный, но глубокий и подлинный, его порыв, его душа, мятущаяся между Флорестаном и Эвзебием, влекли меня ещё с ранней юности. И с годами это не прошло, лишь углубилось. Полтора года назад, в день 200-летия великого немецкого романтика мне удалось организовать и провести в Малом зале Петербургской филармонии 8-часовой марафон  – «Приношение Шуману», в котором приняли участие как известные наши и зарубежные музыканты, так и мои студенты. Мы охватили практически все направления и жанры его творчества. Насколько я знаю, никто в России ничего подобного не предпринял. «Приношение» моему любимому композитору имело у петербуржцев огромный успех – люди пришли к четырём часам дня, а расходились уже около полуночи.

- Шуман, несомненно, Ваш композитор. Музыку каких композиторов Вы исполняете наиболее часто и чем обуславливается выбор?
- Я много играю Шопена, Брамса, Чайковского, Скрябина. Может быть, реже, но тоже немало – Моцарта, Бетховена, Мендельсона. Но обязательно хотя бы раз в год прочищаю свои уши и сознание музыкой великого кантора Иоганна Себастиана Баха. Из двадцатого века – Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и также моих современников. Так, в этом году готовлю несколько премьер из сочинений нашего «последнего из могикан» – Сергея Михайловича Слонимского, чьё 80-летие будем отмечать в августе. Чем обуславливается выбор? Бывает, памятными датами. Но чаще играю то, что в данный момент точнее всего отражает моё внутреннее состояние, что созвучно моему сегодняшнему дню. Ну, и потом, составляя программу, я думаю о том, как и в чем названные произведения будут сочетаться между собой. Шопен и «Антишопен» – это не для меня.

- Немногие знают об исследовательской стороне Вашей музыкальной деятельности. Вы ведь издали полное собрание сочинений Шумана?
- Не только Шумана. В петербургском издательстве «Лань», а ныне «Планета музыки», под моей редакцией вышел «Хорошо темперированный клавир» Баха, выдержавший уже три издания. Все сонаты Бетховена с моими комментариями. Вышел первый том всех клавирных сонат Гайдна, вот-вот должен увидеть свет второй том. Кроме того, у меня множество отдельных изданий в петербургской «Азбуке».

- За Вашу исследовательскую деятельность вы были избраны действительным членом Российской академии естественных наук?
- Наверное, и за это.

- Что для Вас самое главное в исполнительстве?
В музыкальном исполнительстве для меня главное музыка, настоящая музыка и ещё раз Музыка. Мои привязанности среди пианистов составляют три «Г» – Горовиц, Гизекинг и Гилельс. Но, вообще-то, мои главные симпатии в музыке на стороне дирижеров. Возможно, сказываются мои детские и самые сильные впечатления от оркестра легендарного Евгения Мравинского…

- Вы несомненно следите за развитием российской пианистической школы.  Кого бы Вы назвали наиболее интересными из молодых, еще не очень известных российских исполнителей?
- На последнем конкурсе Чайковского мне показался очень интересным и перспективным Филипп Копачевский, которого не пропустили в финал. Его недавний концерт в Большом зале филармонии показал, что я не ошибся. Так же поступили и с талантливейшим пианистом Александром Лубянцевым, который теперь успешно играет по всему миру. К тому же у меня в классе замечательная и чрезвычайно талантливая молодежь. Сегодня мне импонирует своим талантом и работоспособностью Юрий Полосьмаков, пару лет назад завоевавший 1-ю премию на конкурсе пианистов имени Рахманинова. Веря в блестящее будущее своего студента, который в этом году заканчивает консерваторию, не могу с уверенностью сказать, как сложится его исполнительская судьба в наше непростое  время… При любом таланте важно, «как карта ляжет».

- Вы только что сыграли сольный концерт в Большом зале филармонии в Санкт-Петербурге, огромном прекрасном зале на 1.5 тысячи мест. Был аншлаг, что в наши дни нечасто случается на сольных фортепьянных концертах в Санкт-Петербурге. У нас Вы будете выступать в залах небольших – есть ли разница в подготовке к концерту, в контакте со слушателем?
- Да нет, никакой разницы для меня здесь не существует. Конечно, в небольшом зале контакт со слушателем более интимный. Но дело в том, что и в огромном  зале надо добиваться этого контакта, даже с теми, кто сидит в последнем ряду. Думаю, что главное здесь не в технических приёмах, хотя без них ничего не получится, а в душевном настрое, в желании и умении подчинить себе зал  и себя самого во имя любимой Музыки.

- К слову, о Большом зале филармонии.  Недавно там прошла широко разрекламированная премьера нового фильма Александра Сокурова «Фауст». В сюжете российских новостей Вы оживленно о чем-то беседовали в кадре с режиссером.  Вы знакомы?
- С Александром Николаевичем Сокуровым мы знакомы более 30 лет, то есть с тех пор, когда моя супруга – Татьяна Отюгова-Егорова – снялась в его замечательном фильме «Скорбное бесчувствие». Мне посчастливилось творчески с ним пересечься в 2008 году, когда Сокуров поставил для меня юбилейный концерт «MUSICA AETERNA» в зале Глазунова нашей консерватории. Конечно, я был тогда потрясен не только его невероятной щедростью, но в первую очередь сокуровской неиссякаемой творческой энергией. Александр Николаевич позволил себе непозволяемое. В академическом зале старейшего вуза России (на сцене которого выступали в свое время великие Глазунов, Прокофьев, Шостакович, Софроницкий, Юдина) инструмент юбиляра он велел перенести со сцены в партер, где расположилась публика. Таким образом, сам пианист и сопровождавшие его солисты оказались окруженными со всех сторон слушателями, забившими зал до отказа, т.е. в самом центре происходящего действа, объединившего артистов и публику в едином порыве… Концерт прошел с оглушительным успехом. И лишь руководство вуза не зашло тогда поприветствовать великого режиссера, поскольку пребывало в очередном кризисе. А то, что показали недавно в новостных сюжетах о питерской премьере сокуровского Фауста в Большом зале филармонии, – это наша случайная встреча. Режиссёр был обеспокоен тем, что не из всех мест зала будет видно то, что покажет экран, об этом мы в тот момент и говорили.

- А как Вы относитесь к выбору места для  этой кинопремьеры?
- Очень скоро стало очевидно, что выбор места для премьерного показа неудачен. Но он был обусловлен тем, что музыку для «Фауста» записывали именно в Большом филармоническом зале. Александр Николаевич полагал, что это «намоленное место», однако, оно и непредусмотренная для таких залов кинотехника его здорово подвели. Но фильм-то – грандиозный, не представляю себе, с чем его можно сравнить…

- Сейчас много говорят об изменении политического климата в России, многие сравнивают последние несколько лет с эпохой застоя 80-х.  Есть ли у Вас такие ощущения и как Вам в этой связи видится ситуация с российской культурой и системой образования?
- Сейчас идёт избирательная кампания, и все кандидаты, а особенно главный из них, обещают нам золотые горы. В последние месяцы наш «застой» взорвался самым неожиданным образом. Но даже и в этом потоке обещаний, заклинаний культура и образование упоминаются реже всего. И если культура всё ещё жива – хотя бы своими предыдущими достижениями, то с образованием, на мой взгляд, почти катастрофа. Но будем верить, что новая власть – хотя, какая она новая – обратит на эти основополагающие сферы своё внимание.

- Большое спасибо, с нетерпением ждем вашего концерта в Ванкувере.  Желаем вам новых замечательных впечатлений от этой поездки!
- Спасибо. А вам и вашим читателям – новых встреч с Музыкой…. и побольше солнечных дней!

Беседу вела Ольга Иванова (Ванкувер)

1