КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 2 ПО 15 МАРТА 2012 ГОДА

Большой зал Филармонии            2 марта АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии выступит под управлением Александра ТИТОВА. В программе Шестая симфония ПРОКОФЕВА и Концерт для фортепиано с оркестром №2 РАХМАНИНОВА. Солистка — молодая грузинская пианистка Элисо БОЛКВАДЗЕ.

            Элисо Болквадзе впервые выступила в Санкт-Петербурге в конце 80-х, еще в годы своей учебы в Тбилисской Консерватории; она запомнилась слушателям особым пианизмом, восхитительным туше и самобытным отношением к игре на фортепиано — казалось, рояль служит продолжением ее тела, настолько органичным, легким, очаровательным и  естественным казалось ее исполнение сложнейших произведений. Закономерные ранние конкурсные победы быстро сделали Элисо Болквадзе пианисткой, востребованной в разных странах; сегодня ее концертный график насыщен выступлениями в крупнейших концертных залах мира.

Элисо окончила Тбилисскую консерваторию в классе профессора Т.Амиреджиби, принимала участие в мастер-классах Татьяны Николаевой в Москве. Позже продолжила свое обучение у профессора и композитора Мишель Соньи во Франции и в Австрии, который оказал большое влияние на ее игру.

Элисо помогает молодым грузинским пианистам при помощи Фонда «Таланты SOS - Мишель Соньи».— лауреат множества международных конкурсов: Вана Клиберна (США), им.Вианна да Мотта (Лиссабон, Португалия), Международного конкурса пианистов в Дублине (Ирландия), им.Маргариты Лонг (Париж, Франция).

Уроженка Грузии, Элисо получила государственные награды: «награду грузинского правительства» и «за заслуги в области культуры». После выступления на конкурсе Вана Клиберна, она стала активно выступать в самых престижных залах мира, таких как: Кеннеди-Центр (Вашингтон), аудитория Пассадена (Лос-Анджелес), зал «Геркулес» (Мюнхен), Старая Опера (Франкфурт), театр на Елисейских полях (Париж), фестиваль искусств  Санта-Фе (Флорида), Orange County центр, зал Плейель, зал Гаво (Париж). Сотрудничала с коллективами: Гевандхаус-оркестр (Лейпциг), оркестр Радио Франции, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской Филармонии, Национальная филармония Украины, Грузинский национальный оркестр, Пражский симфонический оркестр и другие. Среди творческих партнеров пианистки: Питер Альтрихтер, Саулюс Сондецкис, Мишель Табачник, Станислав Скровачевский, Лоран Петижирар, Михкель Кютсон, Николай Дядюра и многие другие. Французская национальная телевизионная компания LCI сняла полный документальный фильм об Элисо в Грузии и в Париже. Кроме того, пианистку регулярно можно увидеть на канале Mezzo. Из последних событий 2010-11гг.: многочисленные фестивали, такие как Фестиваль в Любляне, Равелло-фестиваль (Италия), Международный фестиваль в Софии, концерты с Колонн-оркестром в залах Плейель и Гаво (Париж, Франция), с Вильнюсским филармоническим оркестром (Литва), Кипрским симфоническим оркестром, открытие сезона с Тирольским симфоническим оркестром Инсбрука (Австрия). В сезоне 2011/2012 запланировано исполнение Концертов № 21 Моцарта, № 2 Рахманинова, Гайдна, Прокофьева, Сен-Санса, а также открытие сезона с Украинским национальным оркестром, Камерным оркестром им. К.Ф.Э.Бах в Берлине, концерт в филармонии им.К.Шимановского (Краков), в Женеве, Афинах, openair-концерт в Цинандали (Грузия).

             4 марта в Большом зале филармонии в качестве дирижера дебютирует японский маэстро Казуки ЯМАДА. Под его управлением  ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ оркестр петербрсгкой филармонии исполнит «Героическую» симфонию БЕТХОВЕНА и симфоническую поэму «Жизнь героя» Р.ШТРАУСА.

            Казуки Ямада — лауреат премии «Ataka» (2001), выпускник Токийского национального университета Изящных искусств и музыки (педагоги Кен-Ичиро Кобаяши и Йоко Мацуо). Также учился у Герхарда Марксона в Международной Летней Академии «Моцартеум» в Зальцбурге (2002). Сейчас проживает в Берлине. С сезона 2012/2013 Казуки Ямада станет главным приглашенным дирижером Оркестра Романской Швейцарии. Назначение на этот пост произошло после его сенсационного дебюта с оркестром в июне 2010 года. В сентябре 2009 года он стал победителем 51-го Международного конкурса молодых дирижеров (Безансон), получив Гран-при и приз зрительских симпатий. В сезоне 2010/2011, Казуки Ямада дебютировал с симфоническим оркестром Би-Би-Си в Барбикан-холл в Лондоне, с оркестром Парижа и с Симфоническим оркестром радио Берлина. Планы на будущее включают в себя выступления с Дрезденской филармонией, филармоническим оркестром Страсбурга, Национальным оркестром Уэльса (Би-Би-Си), Венским камерным, Филармоническим оркестром Турку и Симфоническим оркестром Кастилии и Леона. В Японии Ямада занимает должность второго дирижера симфонического оркестра NHK. Регулярно выступает с Японским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Токио, Филармоническим оркестром г. Канагава, филармоническими оркестрами Нагои и Сендая. В марте 2010 года заменил заболевшего Сейджи Озава в концерте Оркестрового ансамбля Канадзавы, продирижировав сочинения Шёнберга и Моцарта, и был удостоен звания «музыкальный партнер» этого коллектива. В августе 2010 года сотрудничал с симфоническим коллективом «Сайто кинэн» (Мемориальный оркестр Сайто), также по рекомендации Сейджи Озавы. Музыкант неравнодушен и к хоровому репертуару: Ямада является постоянным дирижером хора филармонии Токио, с которым выпустил четыре CD (на лейбле Fontec Inc). Еще обучаясь в колледже, Ямада организовал коллектив Yokohama Sinfonietta и до сих пор остается его музыкальным руководителем. В возрасте 22 лет молодой маэстро продирижировал все 9 симфоний Бетховена. В его репертуаре также все симфонии Шумана, Брамса, Чайковского, Бородина. Среди его творческих партнеров: Николас Альтштедт, Изабель Фауст, Франческо Пьемонтези, Вадим Репин, Жан-Ив Тибоде и Тамаш Варга.

            6 марта АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под упарвлением Михаила АГРЕСТА выступит с программой «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА». Впеврые в Петербурге будут исполонены «Танцы президента» (Фокстрот для оркестра) из оперы «Никсон в Китае» американского композитора АДАМСА.  Также в программе: Каприччио для форетпиано СТРАВИНСКОГО, Танцевальная сюита БАРТОКА и «Американец в Париже» ГЕРШВИНА. Солистка — Полина ОСЕТИНСКАЯ.

            Сюрпризом для Санкт-Петербургских слушателей станет знакомство с фрагментом оперы Джона Адамса «Никсон в Китае». В Санкт-Петербурге эта музыка, родившаяся с 1987 году, прозвучит впервые, в то время как во всем мире опера снискала серьезный успех. Считается, что Джон Адамс пишет музыку в эстетике минимализма, на самом деле местами это такой «Шостакович лайт», просто, доступно, интересно.  Сюжет оперы, как легко догадаться, судя по ее названию, исторический, и посвящен визиту президента США Никсона в Китай в  1972 году, в период разрыва дипломатических отношений между этими двумя странами. На сцене в первой же сцене можно увидеть президентский самолет, самого президента Никсона, его супругу,  госсекретаря Киссинджера и прочих официальных лиц. Выходная ария Никсона начинается со слов «ньюс, ньюс, ньюс" и "ви вилл мэйк э хистори, хистори" (новости, новости, новости, мы делаем историю, историю). В общем, сюжеты и герои, мягко говоря, не типичные для классической оперы, коей «Никсон в Китае», без сомнения, является.

               8 марта петербургских женщин поздравит с праздником ВЕНСКИЙ ОРКЕСТР Иоаганна ШТРАУСА (Wiener Johann Strauss-Capella) под управлением Райнера РООСА.  В программе — музыка семьи ШТРАУСОВ.

            Wiener Capelle Strauss” («Венская капелла (оркестр) Штрауса») была основана Иоганном Штраусом (1804-1849) в Вене в 1827 г., а великий композитор-«король вальса», Иоганн Штраус-младший (1825-1899) вступил в ее владение в 1849 г. после смерти своего отца. “Средний брат” Иосиф (1827-1870) принял пост главного администратора в "семейном оркестре" в 1863 году, после того, как его великий брат Иоганн был назначен на пост королевского “Hofballmusik-Direktor». После смерти Иосифа в 1870 году во владение оркестром вступил младший брат Эдвард (1835-1916).

            "Венская капелла Иоганна Штрауса" служила  семье Штраусов  до конца легендарной династии. После смерти последнего Эдварда Штрауса оркестр временно прекратил существование, но в 1977 был повторно воссоздан  в Вене, как один из величайших культурных символов Австрии.

            Фирменным стилем  оркестра, начиная с  в 1843 г., были костюмы  - красные фраки и белые брюки. Гастроли оркестра триумфально проходили во всех крупнейших залах того времени - в Австрии, Германии, Англии, Великобритании, Франции, Польше, России и США. Таким образом, “Wiener Capelle Strauss” была первым всемирно-известным  венским  и европейским оркестром (задолго до появления Венского Филармонического, Берлинского Филармонического и Лондонского Филармонического оркестров), объездившим весь цивилизованный мир того времени под управлением  легендарного композитора, скрипача и дирижёра  Иоганна Штрауса-младшего. Он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин.

            Именно в исполнении этого оркестра мир впервые услышал множество шедевров Штрауса , и среди них такие вальсы, как «На прекрасном голубом Дунае» (1866) и «Сказки Венского леса» (1868),  У оркестра  были и есть  две уникальных особенности – неповторимая   венская интерпретация вальсов Штрауса и красные фраки.

            Эти особенности и теперь уникальны для "Венского оркестра  Иоганна Штрауса", за последние 30 лет «Vienner Johann Strauss Capelle» , помимо  ежедневных концертов в историческом Wiener Kursalon (знаменитые Концерты-Променады,  основанные братьями Штраусами) , в золотом зале Musikverein и в зале Konzerthaus в Вене, дала огромное количество концертов по всему миру-порядка 2.700!

            Новогодние концерты в Сантори Холл в Токио (в присутствии японской Императорской семьи), концерты в Испании, Голландии, Германии, Швейцарии, Португалии, Италии, Бельгии, Греции, Соединенных Штатах, в Южной Америке, Китае, Тайланде  и т.д.. Дирижируют оркестром традиционно  лучшие дирижеры Венской государственной Оперы «Wiener Staatsoper» и  Венской государственной Оперетты «Wiener Volksoper».

            Зрителей, пришедших на концерт, ожидает  огромное  удовольствие услышать всемирно известные вальсы , польки и отрывки из оперетт династии Штраусов, исполняемые в неповторимом  венском стиле — так, как когда-то они были исполнены впервые под руководством самого Иоганна Штрауса, и  какими они были написаны для "Венской капеллы Иоганна Штрауса",  видеть оркестр в парадных костюмах эпохи Штрауссов.        

            10 марта ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии выступит под управлением польского маэстро Энтони ВИТА. В программе музыка австрийских композиторов: Симфония №41 «Юпитер» МОЦАРТА и Альпийская симфония Р.ШТРАУСА.

            Директор и художественный руководитель Варшавской филармонии с января 2002 года, Энтони Вит ранее руководил филармонией Померании (1974-1977), оркестром и хором Польского радио и телевидения Кракова (1977-1983), симфоническим оркестром Национального Польского радио в Катовице (WOSPR, позже NOSPR: 1983-2000) и Филармоническим оркестром о.Гран-Канария (1987-1992). Его концерты и записи с Краковским оркестром и хором сыграли важную роль в польской музыке; с этим коллективом он часто гастролировал в Италии, Германии, Великобритании, Франции и Испании. С симфоническим оркестром Национального Польского радио он регулярно выпускал записи, коллектив выезжал на гастроли, концерты транслировались на телевидении, осуществлялись записи музыки к кинофильмам. Именно под его руководством оркестру было присвоено почетное звание Симфонического оркестра Национального Польского радио. Среди записей музыканта и в его концертных программах почетное место всегда было уделено польской музыке: как сочинениям прошлых столетий, так и  произведениям современных композиторов. Энтони Вит представил много мировых премьер, среди которых: Кшиштоф Пендерецкий — Lacrimosa, Agnus Dei, Войцех Килар — Сентябрьская симфония (посвященная Энтони Виту) и Sinfonia de motu, а также большое количество польских премьер. Маэстро родился в Кракове, там же получил образование. Его педагогами в Высшей Государственной школе музыки были: Хенрик Чиж (дирижирование) и Кшиштоф Пендерецкий (композиция); кроме того, Энтони Вит изучал право в Ягеллонском университете. Продолжил свое музыкальное образование под руководством Нади Буланже в Париже. В 1967-1969 годах был помощником Витольда Ровицкого в Варшавской филармонии. В 1971 году Энтони Вит занял 2-е место на Международном конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине, и эта победа проложила путь его международной карьере. Дирижер много гастролирует и выступает, практически, во всех крупных музыкальных центрах Европы, США, Канады, Мексики, Израиля, Бразилии, Аргентины, Японии, Гонконга, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии, Китая и Тайваня. Сотрудничает с такими ведущими оркестрами, как Берлинский филармонический оркестр, Дрезденская Государственная капелла, Тонхалле-оркестр (Цюрих), Королевский филармонический (Лондон), Симфонический оркестр Би-Би-Си, Симфонический оркестр Монреаля, оркестр Академии Санта Чечилия, оркестр Романской Швейцарии, Санкт-Петербургской филармонии, Симфонический оркестр NHK (Токио), симфонический оркестр Новой Зеландии, Государственный симфонический оркестр Сан-Паулу, Симфонический оркестр Республики Эль-Сальвадор, Филармонический оркестр Ла Скала и др.  В мае 2009 года дирижер выступил на открытии 64-го Фестиваля «Пражская весна» с Симфоническим оркестром Чешского радио. Он также весьма успешно выступал в оперных театрах, проведя премьеры опер «Севильский цирюльник», «Травиата» и «Бал-маскарад» в Большом театре Варшавы, «Аида» и «Консул» в опере Мальмё, первые спектакли постановки оперы «Галька» в Токио и Триесте. Маэстро выпустил более 200 записей для таких компаний, как: EMI, CBS, Decca, Naxos, NVC Arts, Pony Canyon, Camerata Tokyo, CD Accord, DUX, Polskie Nagrania. Он является одним из немногих музыкантов в мире, чьи записи были проданы в количестве почти пяти миллионов копий. Записи были сделаны преимущественно с оркестром Варшавской филармонии и NOSPR (WOSPR). Важной особенностью польской музыкальной коллекции NAXOS является ее широкий ассортимент. Каталог включает в себя, например, 10 CD из произведений Лютославского и 14 CD с произведениями Пендерецкого. С Симфоническим оркестром и хором Варшавской филармонии он завершил серию CD  с симфоническими произведениями и ораториями Шимановского (Naxos) - проект, поддерживаемый польским Министерством культуры и национального наследия. Одновременно, с Симфоническим оркестром Новой Зеландии и оркестром Варшавской филармонии он записал полное собрание симфонических поэм Мечислава Карловича. Дирижер получил множество наград: шесть номинаций «Грэмми» (две из них в 2009 году): Кш.Пендерецкий - «Страсти по Луке» (2004), «Польский Реквием» (2005), «Семь врат Иерусалима» (2007), «Утреня» (2009); К.Шимановский — Stabat Mater (2008), Симфонии №№ 1 и 4 (2009). Энтони Вит также является обладателем премий: «Diapason d'Or» и Grand Prix du Disque de la Nouvelle Academie за интерпретацию собрания фортепианных концертов Прокофьева (с Кун Ву Паком в качестве солиста, 1993), «Classical Award» (Midem Classique 2002) за запись Мессиана «Турангалила-симфони», Интернет-премии «Классика» за исполнение «Страстей по Луке» Кш.Пендерецкого в 2004 году, премии Record Academy 2005 года от японского музыкального журнала «Record Geijutsu» за запись «Польского Реквиема» Пендерецкого, а также четырех наград «Фридерик» от Польской фонографической академии. Первые две записи из серии полного собрания сочинений Шимановского стали «выбором редактора Gramophone», следующие две — «выбором редактора Музыкального журнала Би-Би-Си», а две последних — «выбором редакции музыкального вэб-портала ClassicsToday». Журнал «The Penguin Guide» дал самую высокую оценку 16 (!) из его записей. В июне 2005 года для компании Naxos Вит осуществил запись CD с Восьмой симфонией Малера в сотрудничестве с Варшавскими филармоническими оркестром и хором. Альбом получил высокие оценки в международных обзорах, где это исполнение было  названо одной из лучших интерпретаций произведения в истории. В 2006 году музыкант записал Альпийскую симфонию Р. Штрауса с Государственной капеллой Веймаре. Это альбом стал широко известен во всем мире, в частности, рецензент журнала Би-Би-Си поместил его в «Лигу Караяна», высоко оценив изысканные нюансы интерпретации. С тем же коллективом Вит выпустил CD c двумя другими произведениями Р. Штрауса: Sinfonia Domestica и «Метаморфозы», который также был тепло встречен критиками. За лучшее исполнение польского сочинения на Международном фестивале современной музыки «Варшавская осень» дирижер получил премию критики «Орфей» (дважды - в 1984 и 1996 гг.). В 1998 году «за выдающуюся творческую деятельность и популяризацию польской музыки дома и за рубежом» Польское радио наградило Энтони Вита «Бриллиантовой дирижерской палочкой». В 2006 году президент Италии вручил музыканту Крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», в январе 2010 года от фонда Кароля Шимановского — премию «за выдающуюся творческую деятельность, за популяризацию музыки Кароля Шимановского в Польше и за рубежом, и, особенно, за запись полного собрания симфонических и вокально-инструментальных сочинений Кароля Шимановского». В сентябре 2010 года воеводство Мазовецкого областного совета вручило ему награду Циприана Камиля Норвида за «уникальную работу». Энтони Вит также занимается преподавательской деятельностью: он является профессором дирижирования в Университете музыки им.Фридерика Шопена в Варшаве. Его ученики завоевали множество высших наград на музыкальных конкурсах в Польше и за рубежом.

            11 марта АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под упралвнеием Владимира АЛЬТШУЛЕРА представит петербургской публике итальянского скрипача Доменико НОРДИО. В его исполнении прозвучит редко исполняемый Концерт для скрипки с оркестром ШУМАНА. Во втором отделении будет исполнена Пятая симфония МАЛЕРА.

            Доменико Нордио родился в Венеции, учился у Коррадо Романо и Мишель Оклер. В 16 лет стал лауреатом I премии Международного конкурса им.Дж.Б.Виотти, где председателем жюри был Иегуди Менухин. В 1988 году (в 17 лет) получил премию Конкурса молодых музыкантов «Евровидение», сразу став знаменитым: первый и единственный итальянец в истории, ставший лауреатом этого конкурса. Финал проходил в Концертгебау в Амстердаме и транслировался в прямом эфире на всю Европу. С тех пор Доменико Нордио регулярно выступает как солист во всех престижных залах мира: Барбикан-центр (Лондон), зал Плейель (Париж), Сантори-холл (Токио), Виктория-холл (Женева), зал консерватории им.П.И.Чайковского (Москва), Карнеги-холл (Нью-Йорк), Konzerthaus (Вена), Театро Колон (Буэнос-Айрес), Ла Скала (Милан), Академия Санта Чечилия (Рим). Сотрудничает с коллективами: Тонхалле-оркестр (Цюрих), Национальный оркестр Франции, Оркестр Романской Швейцарии, Венский камерный оркестр, оркестр Академии Санта Чечилия, Оркестры радио Штутгарта, Мадрида, Парижа, Дублина и Лугано, Шлезвиг-Гольштейнский фестивальный оркестр, Пражский камерный оркестр, Чешский симфонический, Будапештский симфонический, Каунас-симфония, Симфонический оркестр Шанхая, Оркестр  Petrobras (Рио-де-Жанейро), Оркестр Будапештской филармонии им.Дж.Энеску, Национальный оркестр RAI (Италия), оркестр им.Дж.Верди (Милан), Стамбульский филармонический оркестр Борусан. Среди дирижеров, с которыми сотрудничает музыкант: Петер Мааг, Исаак Карабчесвкий, Пинхас Стейнберг, Йегуди Менухин, Клаус Питер Флор, Дьёрдь Дьёриваньи-Рат, Серджиу Комиссиона, Станислав Скровачевский и Жан-Клод Казадезюс. Доменико Нордио часто принимает участие в концертах камерной музыки на фестивалях: в Виченце, Сиене, Турине, Неаполе, Париже, Токио, Азоло, Равелло, Стрезе, Праге, Бреше и Бергамо. Скрипач сотрудничает с  компанией Decca.

            15 марта ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением Александра ДМИТРИЕВА. В программе цикла «Моцарт и музыка Вены» прозвучат «Медленная часть» для струнного оркестра ВЕБЕРНА, Концерт для фортепиано с оркестром №23 МОЦАРТА и Третья симфония БРАМСА. Солист — Александр РОМАНОВСКИЙ.

            Имя Александра Романовского громко прозвучало этим летом, в дни Конкурса Чайковского,  принесшего этому пианисту почетное звание лауреата. Кстати, знатоки отмечают, что именно в финальных турах, когда конкурсанты выступали с оркестром,  Романовский показал себя во всем блеске.  Сегодня 28-летний Александр Романовский — уже законченный мастер, победитель крупных международных конкурсов, участник главных европейских фортепианных фестивалей.

            Романовский родился в Харькове, где стал учиться в школе-десятилетке при Консерватории в классе выдающегося педагога Леонида Маргариуса. Победа на конкурсе имени Бузони в Больцано, Италия, встречает Романовского уже жителем Италии, куда он переехал вслед за своим учителем, продолжая заниматься  Маргариуса в Фортепианной академии в Имоле. Окончив свое образование в Лондоне, в Королевском музыкальном колледже в классе Дмитрия Алексеева, Романовский активно концертирует в Европе — Италия, Франция, Германия, Англия. Позже состоялись и его дебюты в США и Японии. Среди последних событий творческой жизни молодого пианиста  – выступления с Русским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева в Москве, с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Санкт-Петербурге, Королевским филармоническим оркестром под управлением Кристофера Уоррена-Грина в Барбикан-центре в Лондоне, дебют с Английским камерным оркестром под управлением Пола Уоткинса; сольные концерты в Вигмор-холл в Лондоне, в Зале Бузони и на озере Комо в Италии, в Кольмаре (Франция) и Ист-Ньюк (Шотландия) и многое другое.

1