КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 1 ПО 15 ФЕВРАЛЯ 2012 ГОДА

БЗФ1 февраля в Большом зале филармонии состоится концерт ОРКЕСТРА РОМАНСКОЙ ШВЕЙЦАРИИ. Под управлением Марека ЯНОВСКОГО прозвучит программа: ВЕБЕР — Увертюра к опере «Оберон», ШУМАН — Концерт для фортепиано с оркестром, ФРАНК — Симфония ре минор. Солист — Николай ЛУГАНСКИЙ.

Главным спонсором гастролей оркестра в России выступил Часовой дом Vacheron Constantin. История связей женевской часовой мануфактуры Vacheron Constantin с Россией берет начало в далеком 1817 году и продолжается по сей день. В XIX веке часы Vacheron Constantin приобретали такие выдающиеся россияне своего времени, как князь Потемкин, князь Александр Долгорукий и великий князь Владимир. Также участие в организации гастролей Оркестра в России принял Фонд «Нева».

Созданный в 1918 году дирижером Эрнестом Ансерме, остававшимся его художественным руководителем до 1967 года, Оркестр Романской Швейцарии, насчитывающий 112 музыкантов, - один из старейших и наиболее значимых музыкальных ансамблей Швейцарской Конфедерации. Его деятельность разнообразна: от давно практикуемой системы абонементов до серии симфонических концертов, ежегодного благотворительного концерта в пользу ООН, а также участия в оперных постановках женевской оперы.

Оркестр Романской Швейцарии под управлением как своего основателя, так и последующих художественных руководителей (П.Клецки, В.Заваллиш, Х.Стейн, А.Жордан, Ф.Луизи, П.Стейнберг), вносит значительный вклад в развитие музыки, регулярно исполняя произведения наиболее значимых современных композиторов, чье творчество так или иначе связано с Женевой. Достаточно назвать имена Бриттена, Дебюсси, Этвоша, Холлигера, Онеггера, Джарелла, Мартина, Мийо, Стравинского. С 2000 года на счету Оркестра более 20 всемирных премьер, осуществленных в сотрудничестве с Радио Романской Швейцарии. Оркестр поддерживает также музыкальное сочинительство в Швейцарии регулярными заказами композиторам Уильяму Бланку и Майклу Джарреллу. В партнерстве с фирмой Decca оркестр записал более 100 дисков, положивших начало серии легендарных записей. Оркестр также записывался на фирмах Æon, Cascavelle, Denon, EMI, Erato, Harmonia Mundi и Philips, многие диски были удостоены профессиональных премий. В настоящее время Оркестр записывает на фирме PentaTone все симфонии Брукнера, этот грандиозный проект завершится в 2012 году. Коллектив гастролирует в самых престижных залах Европы, Азии и Америки. В планах на сезон 2011-12 гг. выступления в Вене и Кельне. Оркестр участник многих международных фестивалей: в Будапеште, Бухаресте, Амстердаме, Оранже, на Канарских островах, на Пасхальном фестивале в Люцерне, на фестивалях Radio France и Монпелье, а также в Швейцарии – на фестивале И.Менухина в Гштааде и фестивале «Музыкальный сентябрь» в Монтре.

С 1 сентября 2005 года пост художественного руководителя оркестра занимает Марек Яновский. С начала сезона 2012-13 гг. этот пост займет Неэме Ярви, а молодой японский музыкант Казуки Ямада выступит в качестве приглашенного дирижера.

Предстоящие концерты в Санкт-Петербурге и Москве станут первыми встречами Оркестра Романской Швейцарии с российской публикой, хотя с Россией его связывают давние и прочные связи. Еще до основания коллектива в начале 1915 года в доме Эрнеста Ансерме останавливался Игорь Стравинский с семьей. В программу самого первого концерта Оркестра, состоявшегося 30 ноября 1918 года в главном концертном зале Женевы, Виктория-холле, была включена «Шахерезада» Римского-Корсакова. За пультом Оркестра Романской Швейцарии стояли ведущие российские музыканты: А.Лазарев, Д.Китаенко, В.Федосеев, А.Борейко. В числе приглашавшихся оркестром солистов были Сергей Прокофьев (исторический концерт 8 декабря 1923 года), Мстислав Ростропович, Миша Майский, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Борис Березовский, Борис Бровцын, Максим Венгеров, Дмитрий Алексеев, Алексей Володин, Дмитрий Ситковецкий. С Николаем Луганским, который примет участие в первом турне Оркестра в России, связано важное событие в истории коллектива – именно с ним состоялось первое выступление оркестра в прославленном парижском зале Плейель в марте 2010 года. В текущем сезоне с Оркестром Романской Швейцарии впервые выступят дирижер Василий Петренко, скрипачка Александра Сумм и пианистка Анна Винницкая. В составе оркестра также есть выходцы из России: концертмейстер Сергей Островский, скрипачка Элеонора Рындина и кларнетист Дмитрий Расул -Кареев.

Среди музыкантов, пользующихся повышенным вниманием и расположением публики, особое место занимает пианист Николай Луганский, один из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. Победитель Х Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве, пианист сделал блестящую карьеру в Европе, Америке и странах Азии. Только в 2009 году он выступил в США, Канаде, Великобритании, Португалии, Испании, Франции, Бельгии, Венгрии, Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии, Италии, Германии, Чехии, Бразилии, Турции, Польше, Румынии, Австрии, Хорватии, Греции, Японии, Беларуси, дал концерты более чем в 10 городах России. Пианист сотрудничал с крупнейшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и более чем со 170 дирижерами мира. Партнерами Николая Луганского в камерном исполнительстве были скрипачи В.Репин, Л.Кавакос, виолончелисты А.Князев, А.Рудин, М.Майский, певица А.Нетребко, квартет им. Д.Д.Шостаковича. Его постоянно приглашают на престижнейшие музыкальные фестивали в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), фестиваль в Вербье и И.Менухина (Швейцария), фестиваль Би-Би-Си и Моцартовский фестиваль (Англия), «Декабрьские вечера» в Москве и другие. В репертуаре пианиста более 50 концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох — от Баха до современных композиторов. Некоторые критики сравнивают Н.Луганского со знаменитым французом А.Корто, говоря, что после него еще никому не удавалось лучше исполнить произведения Шопена. Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокую оценку в музыкальной прессе многих стран. Одна из последних записей Луганского на фирме Warner Classics (1-й и 3-й концерты С.Рахманинова) с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Сакари Орамо получила две награды: Choc du Monde de la Music и Preis der deutschen Schallplattenkritik («Шок» от журнала «Музыкальный мир» и премию Немецких критиков). За записи 2-го и 4-го концертов С.Рахманинова, сделанные с тем же оркестром и дирижером, пианист был удостоен престижной премии Echo Klassik 2005, присуждаемой ежегодно Германской академией звукозаписи. В 2007 г. запись сонат Шопена и Рахманинова, сделанная Н.Луганским и виолончелистом А.Князевым, также получила награду Echo Klassik 2007. Помимо насыщенной концертной деятельности, музыкант с 1998 года преподает в Московской консерватории, с 2007 — ассистент кафедры специального фортепиано под руководством профессора С.Л.Доренского.

3 февраля концерт абонемента «Концерты с сюжетом» называется «Сюжет для двоих», он будет посвящен теме любви в музыке разных композиторов. Академический симфонический оркестр под управлением Сергея СТАДЛЕРА исполнит сюиту из балета «Вакх и Ариадна» РУССЕЛЯ, танцы из оперы «Самсон и Далила» СЕН-САНСА, первую сюиту из балета «Дафнис и Хлоя» РАВЕЛЯ и фрагменты музыкальной драмы «Тристан и Изольда» ВАГНЕРА. Солисты — Ольга СЕРГЕЕВА (сопрано) и Леонид ЗАХОЖАЕВ (тенор). О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.

На этот раз сюжет слушателям будет представлен древний, как сама жизнь. Это «он и она», начиная с библейских времен и древнегреческих легенд. Концерт откроет не столь часто исполняемая музыка Альбера Русселя. Пик его творчества пришелся на 20-е годы прошлого столетия, когда Париж стал Меккой искусств. Руссель долго искал свой стиль, плутая в в лабиринте течений и творческих манер; со временем ему ближе стала театральная стихия. В своих лучших сочинениях, к которым следует отнести балет «Вакх и Ариадна», Руссель явно демонстрирует свой, узнаваемый и оригинальный творческий почерк, обладающий «характером», яркой интонацией и выразительностью.

«Самсон и Далила» Сен-Санса, напротив, принадлежит к хитам оперного репертуара. Однако больше известны, конечно, арии Далилы из этой оперы. Венчает французскую часть программы сюита Мориса Равеля из «Дафниса и Хлои». Словно противопоставлением прозрачной, тонкой структуре музыки Равеля прозвучит грозный набат тремоло и взрывные вакхические кульминации музыки Вагнера к «Тристану и Изольде». Примечательна эта кельтская история, главным образом, своей мрачной концовкой — любящим сердцам здесь уготовано встретиться лишь на небесах, и поэтому Изольда страстно желает смерти для того чтобы встретиться скорее со своим возлюбленным.

Впрочем, Самуил Лурье, ведущий данного филармонического цикла, вне всяких сомнений, значительно глубже раскроет тему для тех, кто придет в этот вечер в Большой зал филармонии.

 

5 февраля ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ оркестр петербургской филармонии выступпит под управлением Феликса КОРОБОВА. Впервые в Петербурге будет исполнена Увертюра с трубами МЕНДЕЛЬСОНА. Также прозвучат его Первый фотепианный концерт и Четвертая «Трагическая» симфония ШУБЕРТА. Солист — петербургский пианист Петр ЛАУЛ.

Этот концерт серии «Страсти по романтизму» знакомит слушателей с ранним романтизмом, с его истоком — музыкой Феликса Мендельсона и Франца Шуберта. Оба автора остались в исторической памяти молодыми людьми, обоим были уготованы недолгие, но по-своему яркие жизни: Мендельсон прожил 38 лет в роскоши и довольстве; Шуберт - 31 год, всю жизнь испытывая унижения и муки бедности. Свою Четвертую симфонию Франц Шуберт написал, когда ему было всего лишь 19 лет, и так ни разу не услыхал ее в концертном исполнении. Премьера этого сочинения состоялась более чем через двадцать лет после смерти Шуберта, 19 ноября 1849 года в концерте Лейпцигского музыкального общества «Эвтерпа». В музыке «Трагической» слышны влияние не только венских классиков, но и патетических оперных арий Глюка и Керубини.

Столь молоды, как и авторы музыки этого концерта, ее нынешние исполнители. Дирижер Феликс Коробов родом из Иркутстка, выпускник Московской Консерватории по двум специальностям — виолончель и дирижирование. С 2004 года возглавляет оркестр Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, совмещая этот пост с активной работой в театре «Новая опера», и широкой гастрольной деятельностью как дирижер и виолончелист.

Петр Лаул родился в семье музыкантов в Ленинграде. Один из самых ярких и сильных пианистов нашего города, Петр неоднократно выступал в залах Санкт-Петербургской филармонии, в Большом Зале Московской консерватории, зале им.П.И.Чайковского, и в Московском Доме Музыки, в Аудитории Лувра, в Театре Шатле и музее Орсей (Париж), Линькольн-центре (Нью-Йорк), Концертгебау (Амстердам), концертном зале «Колокол» (Бремен), Корум (Монпелье, Франция), в Токийской Городской опере, а также на многих фестивалях в России, Японии, Европе и США.

7 февраля АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии исполнит программу из цикла «Нескучная классика»: ГЕНДЕЛЬ — Увертюра (оркестровка Э.Элгара), БАХ — Чакона (оркестровка Ю.Рахлина), МОЦАРТ — Симфония №33, БЕТХОВЕН — Романс для скрипки с оркестром. Впервые в России прозвучит Симфония №6 «Историческая» ШПОРА (в стиле Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Адана и Обера). Дирижер — Эммануэль ЛЕДЮК-БАРОМ (Франция), солист — концертмейстер оркестра Александр ШУСТИН.

Постоянные слушатели филармонии уже привыкли к тому, что в каждом концерте серии «Нескучная классика» заключен тайный механизм, приводящий в движение всю программу вечера. На этот раз симфония N.6 Людвига Шпора, написанная в 1839 году, смотрит назад, в век барокко и классицизма, словно сравнивая и подытоживая характерные особенности стиля предшественников автора, а обработки Элгара и Рахлина, музыкантов XX века, сочинений Генделя и Баха, в свою очередь, дают взгляд на старинную музыку с позиций нашего слушательского опыта.

Дирижер, ведущий этот концерт, Эммануэль Ледюк-Баром, родился во Франции в 1971 году. Начинал в Лионе как скрипач, затем, как дирижер, в Париже и Женеве. Особыми годами в своей жизни Эммануэль считает время, проведенное в Санкт-Петербурге (1993-1998), в классе легендарного дирижера и педагога Ильи Александровича Мусина, учителя блестящей плеяды отечественных дирижеров, среди которых Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Василий Синайский, Семен Бычков и многие другие выдающиеся мастера. Сегодня Ледюк-Баром — частый гость российских сцен, он активно концертирует в Европе и США с разными симфоническими и камерными коллективами, выступает с такими солистами как Наталья Гутман, Пьер Амоаль, Арто Норас, Жерар Пуле, Денис Мацуев, и многими другими.

8 февраля петербургским симфоническим оркестром «КЛАССИКА» дирижирует Алексей КАРАБАНОВ. Он представит программу «ВЕНСКИЙ СУВЕНИР», в которую вошли увертюры к операм МОЦАРТА и марши и вальсы И.ШТРАУСА.

Алексей Карабанов получил назначение на должность военного дирижера оркестра Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Дзержинского (ныне Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы) в 1985 году сразу после блестящего окончания Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Под его руководством коллектив быстро приобрел репутацию одного из лучших военных оркестров города, а, начиная, с 1991 года, получил и широкое международное признание. За эти годы оркестр объехал практически всю Европу, выступая с концертами и участвуя в международных фестивалях военной музыки. В 2000 году маэстро Карабанов организовал свой международный фестиваль «Адмиралтейская музыка», который с большим успехом продолжается и поныне. Ежегодно по приглашению генерального продюсера и художественного руководителя фестиваля Алексея Карабанова с Адмиралтейским оркестром выступают ведущие военные дирижеры Европы и Америки, а концерты самого маэстро Карабанова давно стали неотъемлемой частью культурной жизни Санкт-Петербурга. В Эрмитаже и Большом зале Филармонии, в зале Капеллы и в Петропавловской крепости – везде, где выступает Адмиралтейский оркестр во главе со своим бессменным маэстро – царит атмосфера праздника. Особый шарм всегда придают этим концертам яркие и остроумные комментарии маэстро, наполненные интересной, а подчас и малоизвестной информацией. Маэстро Карабанов записал с Адмиралтейским оркестром 7 компакт-дисков, получивших самую высокую оценку, как профессионалов, так и любителей военной музыки. Он частый гость в студиях Петербургских радиостанций и телевидения, человек популярный и любимый публикой. 1 октября 2007 года Алексей Карабанов был назначен начальником Центрального концертного образцового оркестра Военно-Морского флота имени Н.А.Римского-Корсакова, получив звание «капитан 1 ранга».

 

10 февраля ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит сочинения австрийских копмозиторов: ГАЙДН — Симфония №60 «Рассеянный», МОЦАРТ — Симфония №39, ШЕНБЕРГ — Концерт для фортепиано с оркестром. Солист — Алексей ЛЮБИМОВ.

Сопоставление венской и нововенской школ, двух радикальных направлений классической музыки, существовавших во времени с разницей в 150 лет, стало уже привычным в мировой концертной практике. Однако каждый раз это звучит ново и свежо. Земля и небо, лед и пламень — трудно представить себе что-то более противоположное в музыке прозрачности, гармонии и ясности венцев (Гайдн, Моцарт, Бетховен) с угловатой, парадоксальной и часто загадочной эстетикой нововенцев (Шенберг, Берг, Веберн) . Однако, как говорится, дело мастера боится, и все творчество Алексея Любимова — лучшее тому подтверждение. Он берется за самые сложные и неизведанные вещи, его репертуар обширен, хоть и почти полностью избегает музыки романтиков.

Ученик Артоболевской, Нейгауза и Наумова в Москве, Любимов считает, что «старинная музыка, классика, романтизм, авангард – как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом...».Естественным, хоть и вполне революционным шагом в педагогической карьере Любимова в 1997 году стала организация первого в России факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), в Московской Консерватории, инициатором создания которого он явился в содружестве с Н. Гутман и Н. Кожухарем.

Продирижирует программой Николай Алексеев, хорошо знакомый и любимый уже несколькими поколениями петербургских слушателей дирижер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Карьера Алексеева, как и карьера многих других выдающихся дирижеров его поколения, началась с побед в международных конкурсах, в том числе, конкурса, организованного фондом Караяна в Берлине (1982), и всегда отличалась чрезвычайной интенсивностью, как в российском сегменте, так и в зарубежном. Дирижер возглавлял оркестр Загребской филармонии, работал с такими коллективами, как Королевский оркестр Концертгебау, филармонические оркестры Роттердама, Дрездена, Штутгарта и Копенгагена, Берлинский и Балтиморский симфонические оркестры, Ливерпульский королевский филармонический оркестр, Шотландский симфонический оркестр Би-би-си и тд.

 

12 февраля в Большом зале филармонии АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии выступит под управлением Бенджамина ЭЛЛИНА (Великобритания). Впервые в России под его управлением прозвучат следующие сочинения английских копмозиторов: ЭЛГАР — Коронационный марш, ТИППЕТ - «Ритуальные танцы» из оперы «Свадьба в Иванов день», ЭЛЛИН - «Белое распятие» для альта и струнных (солист Даниил МЕЕРОВИЧ), БЛИСС — Цветная симфония.

В настоящее время британский дирижер и композитор Бенджамин Эллин является главным дирижером Слейтуэйтского филармонического оркестра, музыкальным директором Thursford Productions, Саут-Банк-ансамбля и Фокус-оперы, а также президентом Пембрукской музыкальной академии (Уолворт, Лондон). В 2007 году получил Первую премию и «Приз зрительских симпатий» на Первом Международном конкурсе дирижеров им. Е.Светланова в Люксембурге. Дебютировал с филармоническим оркестром Люксембурга, исполнив Вторую симфонию Рахманинова. Бенджамин — обладатель стипендии им. Нейла Винта (2002), премии Лесли Честер (1998), премии Джона Флетчера от Молодежного национального оркестра Великобритании (1998). Принимал участие в мастер-классах Джанандреа Нозеды в Стрезе (Италия, 2006) и Сэра Колина Дэвиса (Лондонский симфонический оркестр, 2005), в 2003 году получил стипендию Бернарда Хайтинка. В 2001 году Бенджамин при поддержке Бенджамина Эллина привлекает музыка XX века и современных композиторов, а также музыка других культур. Сотрудничал с сирийским музыкантом Луэ Альхенави в проекте, целью которого было сблизить музыкальные традиции Ближнего Востока и Запада. В проекте принимали участие: Симфонический оркестр EMFEB (Every Music For EveryBody - «музыка для всех и каждого»), сирийский фольклорный ансамбль «Аль-Фараби» и Пембрукская музыкальная академия. Регулярно выступает с Национальным молодежным оркестром, молодежным оркестром «Симфониетта». В 2002 году Бенджамин возглавил проект «Молодежный оркестр в школе». В сентября 2009 года музыкант получил премию в области композиции от Коллежда изящных искусств им.М.А&Г.Барлоу (США, шт. Юта, Прово), за последние двадцать пять лет став вторым британским композитором, получившим эту награду. Премьера его концерта для тромбона с оркестром будет исполнена концертмейстером группы тромбонов Нью-Йоркского филармонического оркестра Джозефом Алесси в апреле 2012 года. Запланирован также выпуск дебютного CD композитора (Three States at Play) в начале 2012.

15 февраля ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима ШОСТАКОВИЧА исполнит Восьмую и Девятую симфонии Дмитрия ШОСТАКОВИЧА.

Две «военные симфонии» Д.Д.Шостаковича прозвучат в концерте серии «Первый симфонический оркестр России» под управлением известного дирижера Максима Шостаковича, сына гениального Дмитрия Дмитриевича.

Восьмая Симфония была создана в 1943 году и впервые исполнена 4 ноября того же года Симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Мравинского, которому и посвящена. Сочинение выдержано в традициях "трагического триумфа", ведущих начало с Пятой симфонии Бетховена и включающих Восьмую симфонию Брукнера и Вторую симфонию Малера. Мрачные тона и, главное, отсутствие оптимистичного финала сделало симфонию неприемлемой в качестве пропаганды как в внутри СССР, так и за его пределами, поэтому ее критиковали на Пленуме Союза композиторов в марте 1944 года, а после указа Жданова в 1948 году она была фактически запрещена на восемь лет. Девятая симфония была написана в 1945 году и впервые исполнена в Ленинграде 3 ноября 1945 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Будучи первоначально задуманной как гимн победе над нацистской Германией в Великой Отечественной Войне, симфония была окончена 30 августа 1945 года и оказалась совершенно иной. Настроение симфонии получилось не пафосным и величественным, а преимущественно приподнято-беззаботным с контрастирующей трагизмом медленной частью. Сам композитор назвал свое новое произведение "вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее".

 

 

 

 

 

 

 

1