КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 17 ПО 29 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА

БЗФ    17 января АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии представит программу из цикла «Моцарт и музыка Вены»: ВЕБЕРН — Пассакалия для оркестра, ШРЕКЕР — Сюита для оркестра по сказке О.Уайльда «День рождения инфанты», ЧЕРНИ — Концерт для фортепиано в четыре руки и МОЦАРТ — Симфониря №35 «Хаффнер». Солисты — Николай МАЖАРА и Павел РАЙКЕРУС, дирижер — Аркадий ШТЕЙНЛУХТ.
    Программа концерта цикла «Моцарт и музыка Вены» построена по принципу обратной хронологии. Симфония «Хаффнер» Моцарта, поводом для  создания которой послужило торжество по случаю возведения в дворянство Зигмунда Хаффнера — близкого друга Моцарта, венчает ее. Перед этим прозвучит Фортепианный концерт в четыре руки чеха Карла Черни, венца, старшего современника Моцарта, корневой фигуры в истории фортепианной игры; Черни скрепил две эпохи, он был учеником Бетховена и учителем Листа, заложил основы современной техники игры на фортепиано и, шире, осуществил переход от классического стиля к романтическому, от клавесина и клавикорда к большому концертному фортепиано.
    В первом же отделении концерта прозвучат два произведения композиторов-венцев XX века. Откроет концерт «Пассакалия» Веберна, одно из ранних, самых известных и часто исполняемых сочинений этого автора. Пассакалия написана была  в 1908 году и считается вехой, отмечающей окончание этапа учебы Веберна у Арнольда Шенберга в Вене.

    А завершит первое отделение концерта сочинение Франца Шрекера, композитора, чье творчество оказалось в тени истории по вине культурной политики Третьего рейха, пытавшегося придать забвению произведения этого еврейского музыканта. Музыка Шрекера была очень популярна в 20-е годы прошлого века, ему больше удавались сценические произведения, которые в те годы ставились на лучших европейских сценах.
    Выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова (2000) по классам композиции (профессор – Александр Мнацаканян) и фортепиано (профессор – Эдуард Базанов), Николай Мажара заслужил признание как исполнитель Стравинского, Прокофьева, Шёнберга, многих современных петербургских авторов. Особое внимание пианист уделяет русской фортепианной музыке, в его репертуаре представлены сочинения Алябьева, Глинки, Бородина, Мусоргского, Лядова, Рахманинова. Он успешно сотрудничает с лучшими петербургскими оркестрами, выступая под руководством А. Дмитриева, В. Альтшулера, А. Титова, В. Чернушенко, А. Сладковского. Три сольных вечера музыканта состоялись на сцене Малого зала Санкт-Петербургской Филармонии; с сольными программами принимал участие в Днях культуры Петербурга в городах Алма-Ата и Таллинн; выступал с оркестром Филармонии Загреба. Победитель IV Международного Конкурса имени Прокофьева по специальности фортепиано (2004) и V Международного Конкурса имени Прокофьева по специальности композиция (2008). В репертуаре пианиста не только фортепианная классика, но и современные, в том числе собственные сочинения. Член Союза Композиторов России с 2005 года, Мажара является автором трех концертов для фортепиано с оркестром, Симфонии для струнного оркестра, Сюиты для камерного оркестра, ряда камерных сочинений. Его сочинения звучат на фестивалях «Петербургская музыкальная весна», «От авангарда до наших дней», «Молодежные академии России» (Москва, Казань, Екатеринбург), «Панорама музыки России» (Нижний Новгород, Новосибирск). С 2001 года работает в Академическом симфоническом Оркестре Санкт-Петербургской филармонии, исполняя партии клавишных инструментов. Контакт с выдающимися дирижерами постоянно обогащает представления музыканта о трактовке музыки. Работа является неоценимым подспорьем в деле глубокого знакомства с симфонической музыкой, с искусством инструментовки. С 2001 года преподает на кафедре инструментовки Санкт-Петербургской государственной консерватории (чтение партитур, инструментовка, анализ симфонических партитур, композиция).
    Павел Райкерус окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им.Н.А.Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России, профессора Александра Сандлера). В 2000 году он одержал победу на Международном конкурсе юных пианистов им. Прокофьева. В том же году стал лауреатом премии Европейского культурного фонда “Pro Europe” (Дания), а в 2001 — обладателем Первой премии Международного конкурса пианистов им. К.Шимановского (Польша). В 2007 году Павел Райкерус стал одним из победителей Международного конкурса пианистов им. И.Падеревского (Польша), стажировался в Высшей Школе Музыки им. К.Вебера в Дрездене (класс профессора Аркадия Ценципера), принимал участие в различных международных мастер-классах. В концертном репертуаре Павла Райкеруса сочинения самых разных стилей и направлений, от Баха до композиторов наших дней. Пианист регулярно выступает в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы, активно концертирует в лучших залах США и Европы. Принимал участие в крупных российских и зарубежных международных фестивалях, таких как: «Площадь искусств», «Шостакович сквозь века», «Московская осень», «Молодежные академии России», «Международная неделя консерваторий», «Новый серебряный век», “Drei Klang”, “Les Perelinages — F. Liszt Kunstfest Weimar”, “Schubertiaden”, “Young Euro Classic” и др. В июне 2006 года по специальному приглашению Кеннеди-центра США Павел Райкерус был единственным представителем музыкальных вузов России на 45-м ежегодном Международном саммите достижений в Лос-Анджелесе (США). В настоящее время (2011) Павел Райкерус ведет класс специального фортепиано в средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории. Некоторые из его учеников уже отмечены наградами и имеют звания лауреатов международных юношеских конкурсов.
    
    20 января в Большом зале филармонии будет исполнен РЕКВИЕМ для солистов, хора и оркестра В.А. МОЦАРТА. В концерте принимают участие: Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Петербургский камерный хор под управлением Николая КОРНЕВА. Солисты: Ирина МАТАЕВА, Кристина КАПУСТИНСКАЯ, Александр ТИМЧЕНКО и Александр МОРОЗОВ.
    Предсмертное сочинение великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта РЕКВИЕМ относиться к числу самых вдохновенных и глубоких музыкальных творений XVIII века. Без сомнения, Моцарт создал бесценный памятник своей эпохе великих философов, революционеров, музыкантов. Его Реквием - это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти, о судьбах личности и всего человечества. В музыке Моцарта рядом с религиозным смирением, с готовностью предстать перед «высшим судом» клокочет идея продолжения жизни. Это монументальное сочинение, написанное для солистов, симфонического оркестра и хора, вобрало в себя лучшие достижения музыкальной культуры того времени. Последнее сочинение великого композитора переросло рамки церковной службы и стало достоянием концертной эстрады и до сих пор пользуется несравненной популярностью. «Unikum» благозвучия в горести», - сказал о музыке «Реквиема» Моцарта Антон Рубинштейн.

    21 января в Большом зале филармонии — сольный концерт Валерия АФАНАСЬЕВА. В программе — три последние Сонаты  (30, 31 И 32-я) БЕТХОВЕНА.
    Клавирабенд Валерия Афанасьева, одного из самых своеобразных и независимо мыслящих музыкантов наших дней, составлен из трех заключительных сонат Людвига ван Бетховена. Этот репертуар считается особым и в чем-то заповедным в пианистическом мире: слишком уж сложны коды последних Бетховенских творений, замысловаты шифры, масштабны смыслы. Чем объяснить множество странных и гениальных «неправильностей» в этой музыке? Глухотой, которой страдал Бетховен в последние годы жизни, и которая, по мнению многих, вопреки очевидности, явилась колоссальной удачей боннского гения, ибо никто и ничто уже не могло занять его слух, отнять его время и пространство, кроме  собственных мыслей и фантазий? Прорывом в будущее, в неизвестность, опровержением основ и канонов искусства, бытовавших до появления последних фортепианных сонат Бетховена на свет? Ответы на эти и многие другие животрепещущие вопросы интерпретации поздних бетховенских творений получат слушатели на концерте Валерия Афанасьева, затворника из Версаля, коллекционера и знатока французских вин, писателя и музыканта, чьи разносторонние пристрастия заставляют вспомнить о лучших временах, когда люди меньше перемещались в попытке успеть слишком многое, но имели достаточно времени «чтоб мыслить и страдать».

    27 января в день рождения великого венского композитора Вольфганга Амадея МОЦАРТА в Большой зале филармонии — МОЦАРТ-ГАЛА. В исполнении ОРКЕСТРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА прозвучат Увертюра к опере «Похищение из сераля», Коронационная месса, и Симфония №41 «Юпитер» великого венского классика. В концерте принимает участие Камерный хор Смольного собора, дирижер — Владимир БЕГЛЕЦОВ.

    28 января АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР под управлением Алексея НЬЯГИ выступит с программой популярного филармонического абонемента «Концерты во фраках и в джинсах». Прозвучат: ЗУППЕ — Увертюра к оперетте «Легкая кавалерия», ВЕНЯВСКИЙ — Фантазия для скрипки с оркестром на темы оперы Гуно «Фауст», ГЕККЕР — Каприччио для скрипки с оркестром, БИБЕРГАН — музыка из кинофильмов «Приходи на меня посмотреть», «Романовы. Венценосная семья» и «В круге первом», ДАШКЕВИЧ — музыка из кинофильмов «Приключения Шерлока Холмсаи доктора Ватсона» и «Собачье сердце». Солисты — Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано) и Михаил КРУТИК (скрипка).  Ведет концерт — Александр МАЛИЧ.
    Алексей Ньяга родился в Ленинграде в 1979 году. Начальное музыкальное образование получил в Хоровом училище имени М.И. Глинки. В 2002 году с отличием окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальности «хоровое дирижирование» в классе н.а. России, профессора Е.П. Кудрявцевой, (лауреат II премии Международного конкурса дирижеров хора имени А.А. Юрлова, 2001); а в 2008 году - по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора А.В.Титова). Выступал с различными симфоническими коллективами Санкт-Петербурга, дирижировал оперными спектаклями: «Севильский цирюльник», «Царская невеста», «Фауст», «Травиата», «Майская ночь». С 2009 года - дирижер Детского музыкального театра «Зазеркалье», с 2010 - преподает дирижирование в Хоровом училище им.М.И.Глинки и в регентском классе Санкт-Петербургской Духовной академии.
    
    29 января в Большом зале филармонии под управлением Михаила ГОЛИКОВА выступит Симфонический оркестр капеллы «ТАВРИЧЕСКАЯ».  В программе: ВЕБЕР — симфонический фрагмент из оперы «Вольный стрелок», МЕНДЕЛЬСОН — Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром, ГАЙДН — Прощальная симфония. Солисты  - Анна ЛАУХИНА (скрипка) и Игорь УРЬЯШ (фортепиано).
    Михаил Голиков окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по специальностям: «хоровое дирижирование» (класс проф. С.Н. Легкова, 2003) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс проф. В.С. Синайского, 2009). С 1999 года — художественный руководитель и основатель молодёжного камерного хора «Петербургские голоса». В период с 1999 по 2005 год также руководил хорами Технологического института и ЛЭТИ. С 2001 по 2006 преподавал в Университете Культуры и Искусств. С 2006 года по настоящее время – руководитель студенческого симфонического оркестра и преподаватель дирижирования Санкт-Петербургского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского. Постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами России, является постоянным участником международных фестивалей. В течение последних 10 лет постоянно и с успехом гастролирует в странах Европы, Скандинавии и Латинской Америки. Является участником нескольких международных проектов, таких как «Fresh Notes» и др. Работал в Международной Школе Хореографии Мориса Бежара. Лауреат 1-го Международного конкурса дирижёров им. А.А.Юрлова  (Екатеринбург, 2001) и 4-го Всероссийского конкурса дирижёров (Салават, 2002).
   

1