КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 1 ПО 13 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА

ты был в филармонии?!            1 декабря впервые на сцене Большого зала филармонии выступит петербургский танго-оркестр «PRIMAVERA» с программой «МАГИЯ ТАНГО».

            Не так часто танго звучит в филармонии, и в этот раз основой действа станет известный в нашем городе коллектив оркестр «Primavera», состоящий из пятерых музыкантов, которые образуют так называемый «пьяццолловский квинтет» (аккордеон, скрипка, фортепиано, гитара и контрабас). Музыканты играют и изучают аргентинское танго уже давно. Без танго  жизнь представляется им немыслимой, и свое увлечение они щедро делят со слушателями.  Коллектив тесно сотрудничает со звездой танго - певцом Мартином Альварадо из Аргентины. Он объездил с концертами весь мир. Свой сольный альбом "Asi es mi tango" записал с Леопольдо Федерико, настоящей живой легендой танго, другом Астора Пьяццоллы и одним из лучших бандонеонистов старой школы. Последний альбом "Tango Norte, Tango Sur", выпущенный компанией "Alba records" в 2009 г., был с большим успехом представлен певцом в Европе, США и Японии. «Для меня танго – это язык жизни, а не мёртвый язык. В Аргентине уже не носят шляп, и  я разрабатываю современный стиль, который сам хотел бы услышать, находясь в зале, а не отдаю дань памяти танго прошлых лет», - говорит певец. Танго Альворадо -  не «танго на экспорт», адаптированное для европейского слушателя, а именно современное аргентинское танго – такое, какое оно есть на самом деле. В концерте также примут участие и российские солисты — Владислав Косарев, в чьем исполнении  прозвучат любимые произведения русского танго - "Утомленное солнце", "Ах, эти черные глаза", "Бесаме Мучо", а также Сауле Искакова, лауреат премии  "Premio della critica" на международном конкурсе "Астор Пьяццолла" (Италия), известная всей стране как закадровый голос Диснеевских персонажей, таких как Бель в "Красавице и чудовище", Мулан, Мег и богиня Калиопа в "Геркулесе", Жасмин, Минни-Маус и др.

            2 декабря в Большом зале филармониив цикле «Нескучная классика» АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Владимира Вербицкого исполнит следующую программу: ДЕБЮССИ - «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия к эклоге С.Малларме, ПУЛЕНК — Концерт для двух фортепиано с оркестром, ОНЕГГЕР — Симфония №2, РАВЕЛЬ — Болеро.

            В цикле концертов «Нескучная классика» прозвучит в этот раз программа из сочинений французских композиторов. Завсегдатаи Большого Зала филармонии знают о том, что именно французская музыка конца XIX – начала ХХ веков является зоной особого, пристального внимания Академического оркестра филармонии и его главного дирижера А.С.Дмитриева. Впрочем, за дирижерский пульт в этот вечер приглашен Владимир Вербицкий, вот уже более двадцати лет совмещающий работу в России с деятельностью в Австралии, где он занимает пост  Главного приглашенного дирижера Симфонического оркестра Западной Австралии. Солистами в концерте выступят молодые известные Санкт-Петербургские пианисты Станислав Соловьев и Александр Пироженко. Они исполнят Концерт для двух фортепиано с оркестром Ф.Пуленка (1932 год).

            Вторая симфония Артюра Онеггера, заявленная в программе концерта,  была написана в драматический период для истории Франции: в 1941 году после поражения во Второй мировой войне Франция была оккупирована немецкими войсками. Впервые Вторая симфония была исполнена на родине композитора, в Базеле, 23 января 1942 года, а в июне того же года состоялась парижская премьера на концерте в честь 50-летия Онеггера. Нередко это произведение именуется также Симфонией Сопротивления.

            «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси и Болеро Равеля относятся к наиболее исполняемым, можно сказать, популярным сочинениям французской музыки, и слушатели получат истинное удовольствие, встретившись с этими шедеврами вновь.

             4 декабря в Большом зале филармонии выступит норвежский органист Карстейн АСКЕЛАНД. В программе под названием  «Органные шедевры трех столетий» прозвучат  пассакалии, прелюдии и фуги  БАХА, БРАМСА и МАРТЕНА.

            Карстейн АСКЕЛАНД изучал орган и церковную музыку в Бергенcкой консерватории. Затем он учился по классу органа у известного профессора Эдгара Kраппа в Академии музыки во Франкфурте на Майне, где он ролучил диплом в 1985 году, и аспирантский концертный диплом двумя годами позже. Свой дебютный концерт Аскеланд сыграл в Концертном зале Осло в 1986 году. С тех пор он активно гастролирует по всей Европе, в США и Южной Америке. Его концерты были представлены норвежской Национальной телерадиовещательной компанией (НРК), а также несколькими известными радиостанциями за рубежом. Он провёл значительную работу для популяризации норвежской органной музыки, исполнив премьеры сочинений ряда крупнейших норвежских композиторов. Его взаимодействие с Кетил Hvoslef привело к записи ряда CD для органа. Карстейн Аскеланд в 1987 году работал органистом в Бергене, в 2001 году стал музыкальным директором в соборе Святой Марии. Он является профессором по классу органа в Академии музыки им. Грига при Университете Бергена. Его работа в качестве эксперта-консультанта органных проектов привела к созданию целого ряда инструментов, которые стали предметом профессиональных интересов органистов всей Европы. Теперь он также "Domorganist" (органист Домского собора Бергена).

             8 декабря АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии выступит под управлением известного французского дирижера Даниэля КАВКИ.  Впервые в России будет исполнена опера ДЕБЮССИ «Родригес и Химена». Солисты: Натали МАНФРИНО сопрано (Франция), Галина СИДОРЕНКО меццо-сопрано,  Себастьян ДРУА тенор (Франция), Станислав ЛЕОНТЬЕВ тенор, Николай ЕМЦОВ тенор, Франсуа Ле РУ баритон (Франция),  Пьер-Ив ПРЮВО баритон (Франция), Николай КАМЕНСКИЙ бас. В концерте принимает участие Хор Михайловского театра.

            Общеизвестно, что у Дебюсси была всего одна опера, «Пеллеас и Мелизанда». И вдруг неожиданно обнаружилась потерянная партитура новой, правда, незаконченной оперы «Родриго и Химена» по трагедии Корнеля «Сид».  В течение почти 100 лет все исследователи музыки Дебюсси были уверены, что этой оперы нет. Все знали, что он над ней работал, но Дебюсси, при жизни своей распространял все время слух, что рукопись случайно сгорела; однажды он работал у камина, случайно толкнул ее, она упала в огонь и сгорела. Эта история вообще до сих пор полностью не исследована. По воспоминаниям современников Дебюсси жаловался на либретто: «Это - полная противоположность всего, что я хочу выразить..., здесь требуется другой стиль, другая музыка, которую я больше не в состоянии сочинить». Однако композитор закончил черновую партитуру, которую он играл Полю Дюка в 1893, и сделал некоторые отрывочные примечания по гармонии и динамике, прежде, чем он бросил проект. История тёмная, ей, очевидно, будут заниматься музыковеды, почему же Дебюсси не хотел, чтобы люди знали, что эта опера существует. Но она существовала всегда, и она была полностью закончена Дебюсси в клавире. И, конечно, как во многих рукописях, которые были не доделаны, осталось очень много фрагментов, которые Дебюсси тоже не завершил.

            Первый акт рукописи с посвящением он подарил Габи Дюпон — женщине молодой, очень красивой, с которой он жил в течение 10-ти лет. До самой смерти Габи Дюпон первый акт находился в ее руках. Второй и третий акты смог потом найти Альфред Корто, пианист, который и собрал все, что написал Дебюсси. И перед своей смертью Альфред Корто продал рукопись «Родриго и Химена» американскому коллекционеру, миллиардеру Ричарду Леману, в руках которого эта рукопись и находится до сих пор. Он её потом положил в Нью-Йоркскую библиотеку, и долго жила версия, что рукописи нет, что она сгорела, этой оперой долго вообще никто не интересовался. И лишь в начале 80-х годов прошлого века  английский музыковед Ланген Смит поехал в Нью-Йорк, нашел эту рукопись в библиотеке, добился разрешения снять с нее фотокопию и сделал первую расшифровку.

            Примерно в 1991 году к композитору Эдисону Васильевичу Денисову обратились французская звукозаписывающая фирма «Эрато», издательство «Дюран» и Лионская опера с просьбой оркестровать и доделать эту оперу Дебюсси. Возможно, это было связано с тем, что Эдисон Васильевич был очень близок к  французской музыке, к французской культуре, и поэтому именно к нему обратились с тем, чтобы он привел эту оперу в порядок — закончил и отредактировал. Эдисон Васильевич с радостью согласился сделать эту работу. Она отняла у него очень много времени. Полтора года, как он говорил «плотной работы», то есть ничего другого кроме этой оперы он не писал. Вначале он вживался в музыку, то есть ему нужно было играть, вслушиваться в неё, местами ему трудно было понять, какая здесь гармония, какая нота написана, но постепенно все становилось на свои места. Он практически ничего не менял, а просто, где было что-то не дописано Дебюсси, старался дописать, продолжить его мысль и везде соблюдал те правила игры, которые установил Дебюсси.

            Французский дирижер Даниэль Кавка — признанный специалист по музыке ХХ века. Российские  меломаны узнали этого музыканта в 2008 году, когда Кавка совершил большое турне по нашей стране, дирижируя сочинениями Мессиана, Ксенакиса, Бартока, Сибелиуса и др.     

            9 декабря в Большом зале филармонии — Вечер романтической музыки. ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ и ХОР СТУДЕНТОВ петербургского университета под управлением Александра ТИТОВА исполнят следующую программу: СЕН-САНС — симфоническая поэма «Прялка Омфалы», РЕСПИГИ - «Античный концерт» для скрипки с оркестром , ВОЛЬФ — кантата «Рождественская ночь» (Перове исполнение в Санкт-Петербурге) и БРАМС — Шесть вальсов из «песен любви» для хора и оркестра. Солисты: Илья КОЗЛОВ (скрипка), Ирина ВАСИЛЬЕВА (сопрано), Марина ПИНЧУК (меццо-сопрано).

            Гуго Вольф, младший современник Брамса, в конце 70-х годов XIX столетия, будучи начинающим композитором, добился аудиенции у самого Иоганнеса Брамса, метра венского музыкального бомонда. Будучи страстным  вагнерианцем (а  в Вене в те годы любой, кто интересовался музыкой, должен был решить, к какому лагерю примкнуть: к поклонникам Брамса или к группе фанатов Вагнера), Гуго Вольф был обескуражен отзывом Брамса о его сочинениях; Брамс, признав крупный талант юного коллеги,  пожелал Вольфу больше времени уделять учебе.

            Камиль Сен-Санс был первым, кто во Франции стал исполнять симфонические поэмы Листа, произведения новой формы, отличающейся от бытовавших в то время жанров революционностью сквозного развития. Позже, наследуя Листу, Сен-Санс стал сам писать подобные сочинения. Такова и «Прялка Омфалы», музыкальная сага о лидийской царице, пленившей своими чарами Геракла, который сложил у ее ног свое оружие и, кроткий как ягненок, целыми днями сидел за прялкой, угождая всем желаниям своей госпожи.

            Итальянец Отторино Респиги, самый поздний из всех авторов, ушедший из жизни незадолго до начала Второй мировой войны, в творчестве, подобно своим современникам, воплощал идеи эклектичности мира, чрезвычайно усложнившегося к середине ХХ века. Обращение к античности и грегорианскому хоралу соседствуют в его музыке с приемами импрессионизма и неоклассики.

             10 декабря «Продюсерский центр Владимира Смолкина» представляет в Большом зале филармонии творческий вечер Виктора ШЕНДЕРОВИЧА. В программе под названием «Изюм из булки» также примут участие Борис СМОЛКИН и Сергей ЛОСЕВ.

            Виктор Шендерович хорошо знаком широкому кругу российской публики по скандально известному телевизионному проекту «Куклы». Он выпускник Московского государственного института культуры  и Высшего театрального училища им. Щукина. В течение семи лет преподавал в ГИТИСе сценическое движение. Как наиболее интересный факт своей театральной деятельности, вспоминает работу над спектаклем «Нумер в городе NN» в качестве постановщика пластики (режиссер Фокин). Этот спектакль получил  «Золотую маску». В 1992 году Шенедрович стал членом Союза Писателей России. В этом же году пришел на телевидение, был сценаристом документальных фильмов-портретов о Зиновии Гердте и Геннадии Хазанове, которые вышли на 1 канале Останкино. С 1995 - сценарист программы «Куклы», а с 1997 -  художественный руководитель и ведущий программы «Итого». Виктор Шенедерович  луреат нескольких литературных премий в области юмора,  «ТЭФИ-96» в номинации «Событие года» и  премии «Золотой Остап» (1996). Среди произведений его литературных произведений - миниатюры для Геннадия Хазанова (1989), книги «Цветы для профессора Плейшнера» (1990), «В деревне Гадюкино опять дожди» (1993), «Семечки» (1995), «Театр одного Шендеровича» (1997), «Московский пейзаж» (1999).

             11 декабря в 15 часов в Большом зале филармонии будет исполнена программа для детей и их родителей, названная устроителями «Музыка с названием». Симфонический оркестр «КЛАССИКА» под управлением Александра КАНТОРОВА исполнит Симфонию «Часы» ГАЙДНА, «Охотничью симфонию» Леопольда МОЦАРТА и «Сон в летнюю ночь» МЕНДЕЛЬСОНА.

            Александр Канторов родился в Ленинграде. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу скрипки у профессора М.И.Ваймана и факультет оперно-симфонического дирижирования у профессора И.А.Мусина. Долгие годы работал в Академическом симфоническом оркестре Ленинградской филармонии. Как дирижер начал свой творческий путь в Свердловске, где дал свыше 300 концертов с Уральским симфоническим оркестром. Вернувшись в Ленинград, в 1986 году создал оркестр «Классика», в 1992 году получивший статус государственного симфонического оркестра. Записал с оркестром монографические альбомы, посвященные творчеству Генделя, Моцарта, Чайковского. Маэстро награжден медалью США «За заслуги» за проведение цикла образовательных концертов для молодежи и медалью правительства Италии за участие в программе памяти жертв фашизма. С 1999 года – Александр Канторов - главный приглашенный дирижер симфонического оркестра города Сан-Ремо (Италия). В Колонном зале Педагогического университета имени А.И.Герцена ежегодно по инициативе дирижера для широкой публики даются циклы лекций-концертов, программы которых составлены из лучших произведений русской и зарубежной классики.

Маэстро ведет концерты в непринужденной манере, чтобы доказать слушателям: классика доступна не только интеллектуалам, а всем, кто ею заинтересуется. Александр Канторов всерьез озабочен будущим российской музыки. Будущее, по его убеждению, – это не только исполнители, но и слушатели. Дирижер убежден: все дети должны быть знакомы с симфоническим оркестром. Для этого он со своими музыкантами в самых разных залах Петербурга постоянно исполняет сюиту-сказку Сергея Прокофьева «Петя и Волк», в которой ребята узнают звучание и назначение каждого инструмента. Все комментарии, все объяснения во время концерта делает сам Канторов. Сегодня маэстро снискал славу как блестящий исполнитель музыки семьи Штраус, и в северной столице его называют не иначе, как «петербургским королем вальсов».{jcomments on}

 

 

     

1