Международная неделя консерваторий. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Международная неделя консерваторий.С 21 по 28 октября в Петербурге вот уже одиннадцатый раз проходил фестиваль «Международная неделя консерваторий». География участников форума в этот раз традиционно обширна, но при этом «громких» фамилий на афишах стало меньше, чем в прошлые годы. Вместо Дмитрия Башкирова, Мариса Янсонса, Кшиштофа Пендерецкого, участвовавших в фестивалях прошлых лет, петербургская публика теперь слушает Мирослава Култышева и Алима Шахмаметьева. Точнее говоря, и Култышев, и Шахмаметьев раньше тоже принимали участие в «Неделе», но их выступления были далеки от того, чтобы называться первостепенными для фестиваля. Подобная ситуация, возможно, объяснима нестабильной ситуацией в самой Петербургской Консерватории.

Ведь программа XI Недели готовилась в то время, когда не затихали скандалы по поводу увольнения очередного бывшего ректора. Такая «почва» для проведения фестиваля не самая плодородная. И всё же высококлассные концерты в этом году по-прежнему имели место быть, ведь имя старейшей консерватории в России будет вечно манить музыкантов со всего мира. Да и усилия постоянного директора фестиваля Лидии Волчек продолжают давать результаты, вопреки ситуации. В Малом зале им. Глазунова состоялся как раз один из таких впечатляющих концертов, в котором принимали участие Народный артист России Михаил Гантварг и Лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист Татарстана Рубин Абдуллин, Заслуженный артист России, профессор нашей Консерватории Андрей Казаков, дирижировавший оркестром духовых инструментов студентов Казанской Консерватории, Владислав Лаврик, Алексей Никифоров, Алексей Лобиков, Александра Горская, а также Андре Казале из Франции. Правда, в первом отделении концерта помимо блистательной игры музыкантов обратила на себя внимание страшная неорганизованность.

Если бы о том, что композиции Жана Балисса и Жана-Мишеля Дефея поменяли местами, не знали только зрители, которые начали покидать зал, не дождавшись «Калейдоскопа» швейцарского композитора в исполнении Владислава Лаврика (труба) и Александры Горской (ударные), то это было бы полбеды. Но об этом, похоже, не знали и девушки, которые вручали цветы и подарки от организаторов фестиваля артистам, из-за чего вышла не очень красивая заминка – Алексей Лобиков своего букета на сцене так и не получил. Ещё один странный факт – Александры Горской не значилось ни в афише, ни даже в программке. Как произведения для трубы и ударных может исполняться без ударных? Непонятно. 

И всё же люди ходят в концерты слушать музыку, а не наблюдать и обсуждать то, что творится за кулисами. С музыкальной точки зрения вечер 23 октября однозначно удался. Открывал его французский валторнист Андре Казале, проявивший себя и как превосходный романтик, когда исполнял «Романс» Камиля Сен-Санса, и как смелый авангардист-просветитель, представив публике сочинение Оливье Мессиана для валторны соло. Достойный ответ дали аспиранты петербургской Консерватории Никифоров и Лобиков, исполнившие вместе с Ксенией Гиндиной двойной концерт Дефея для трубы и тромбона. Но всё же жемчужиной первого отделения было выступление московского трубача Владислава Лаврика. Он показал первоклассное владение инструментом и доказал, что возможности трубы значительно больше, чем представляет себе рядовой слушатель. В «Трёх концертных пьесах» композитора Татьяны Смирновой, впервые исполненных в Санкт-Петербурге, труба Лаврика звучала не только героически, но местами и крайне лирично.
И всё-таки в первом отделении звучала музыка, отношение к которой может быть самым разным. Сложно понять, насколько эксперименты композиторов второй половины XX века (а к ним относятся и Мессиан, и Дефей, и Балисса, и Смирнова) были оправданы с чисто художественной точки зрения. Поэтому для тех, кто до сих пор в этом сомневается, был устроен настоящий праздник во второй части концерта. Рихард Штраус, Фердинан Герольд, Камиль Сен-Санс, Джоакино Россини, Александр Бородин. Напрашивался вопрос – как будут звучать произведения этих мастеров в исполнении духового оркестра? Ответ своей игрой дали казанские музыканты – великолепно. И заслуга в том Андрея Казакова, стоявшего за дирижёрским пультом. Профессор Казаков, бывший долгие годы ведущим кларнетистом в оркестре Кировского театра, может раскрыть казанским студентам секреты, о существовании которых молодые музыканты из Татарстана могли даже не задумываться. В Казанской консерватории, наверняка, учат замечательно. И всё же, благодаря петербургскому мастеру, мы услышали широкий спектр динамических оттенков, слаженные вступления, аккуратную интонацию, разнообразие музыкальных образов… Не хватило разве что некоторой певучести, отсутствие которой особо сказалось на «Половецких плясках» Бородина. Но нельзя забывать, что перед петербургской публикой предстал студенческий оркестр! Ребята, сидящие в нём, ещё учатся, но при этом не покидает ощущение уверенности, что они могут стать большими мастерами. И это понятно не только из того, как оркестр звучал тем вечером, но и потому что с ним сотрудничают прекрасные солисты, у которых молодые музыканты могут многое перенять, многому научиться. Юным казанцам довелось работать с прекрасным петербургским скрипачом Михаилом Гантваргом, соединяющем в своём исполнении и настоящую страсть, и глубокую мысль. «Напевом скрипка чарует» - так начинался в русском переводе один из номеров цикла «Любовь поэта» Роберта Шумана. Именно этой чарующей певучести могли поучиться молодые музыканты с берегов Волги. Нет сомнения, что после работы с Гантваргом казанские ребята совершат прорыв в своём понимании музыки и отношении к ней. Интродукция и рондо-каприччиозо Сен-Санса не оставило равнодушным ни одного из оркестрантов, что не замедлило сказаться на восторженном приёме публики.
«Торжественное шествие» Рихарда Штрауса оркестр духовых инструментов Казанской Консерватории играл со своим ректором – органистом Рубином Абдуллиным. То, что Абдуллин – прекрасный музыкант, тайны для петербургской публики не представляло – ведь он выпускник нашей консерватории по классу органа, частый гость наших концертных залов… Но как поучительно было – в свете последних событий в питерском вузе – увидеть его в качестве не только прекрасного музыканта, но и полноправного ректора, руководящего казанским ВУЗом с 1988 года. На эту Неделю консерваторий из Татарстана прибыло аж два коллектива. Кроме оркестра духовых инструментов из Казани привезли студенческий хор, которому Абдулин также аккомпанировал на органе. В наше время вывозить куда-либо студенческие коллективы – дело непростое.  Но если Рубину Абдуллину это удаётся, значит, в Казани понимают, что такое музыка, и что такое консерватория. И в этом определённая заслуга её ректора Абдуллина. Ну, а нам остаётся пока только завидовать казанским студентам… {jcomments on}

1