КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 17 ПО 30 НОЯБРЯ 2011 ГОДА

КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
17 ноября в Большом зале филармонии состоится сольный вечер выдающегося молодого пианиста Лукаса ГЕНЮШАСА (Россия/Литва). В его исполнении прозвучит редкая программа — Сонаты №№1, 2 и 3 Ф.ШОПЕНА.

Серебряная медаль прошедшего в 2010 году в Варшаве Шопеновского конкурса открыла двери больших концертных залов для Лукаса Генюшаса, сделав его имя известным самой широкой публике поклонников фортепианной игры. Сегодня Лукас — студент Московской Консерватории, где он учится в классе знаменитого профессора и своей бабушки, Веры Васильевны Горностаевой. Несколько необычен был путь Лукаса к признанию: всю жизнь, за исключением первых шагов, он учился только у В.В.Горностаевой; она же предпочла оградить талантливого внука от негативного влияния жесткой конкурентной среды спецшкол, дав возможность ему развиваться в благоприятных условиях, а также приобрести солидный багаж не только профессиональных умений, но и глубоких знаний в области культуры и искусства.

Сегодня Лукас Генюшас, несмотря на свой юный возраст (пианисту 21 год), не только виртуозный, масштабный пианист с большим репертуаром, играющий не по годам зрело и осмысленно; Генюшас, что не менее важно, обладает огромным потенциалом к дальнейшему развитию: он умен, образован и пытлив, его интересы не сводятся к максимальному увеличению количества концертов, как это бывает с молодыми музыкантами, вкусившими раннего успеха. Лукас, напротив, мечтает с возрастом выйти из ограничений, которые накладывает профессия концертирующего пианиста с тем, чтобы иметь возможность играть редко исполняемые сочинения в том стиле, как именно он это себе видит. А сегодня Лукас Генюшас дебютирует в Большом Зале филармонии с программой, охватывающей все три Шопеновские Сонаты.

18 ноября в Большом зале филармонии Академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлнеием Валентина НЕСТЕРОВА. В программе — две российские премьеры: «Окаменение Феноуса и его друзей» (по «Метаморфозам» Овидия) ДИТТЕРСДОРФА и Симфония «Мир» (1797) ВРАНИЦКИ. Также будут исполнены Шестая симфония ДИТТЕРСДОРФА, Венские танцы БЕТХОВЕНА и Концерт для скрипки с оркестром №1 МОЦАРТА. Солистка - Екатерина ФРОЛОВА.

Екатерина Фролова - молодая скрипачка из Петербурга хорошо знакома завсегдатаям концертных залов нашего города; ведь Екатерина дебютировала здесь в возрасте семи лет. Окончив в 2004 году школу при Консерватории, Екатерина продолжала свое обучение в стенах родной Консерватории в классе профессора А.М.Казариной, в то же время активно участвуя в мастер-классах ведущих педагогов мира и в международных конкурсах скрипачей. Среди многочисленных премий Екатерины хочется отметить ее блестящую победу в возрасте 17 лет на конкурсе имени Л.Шпора во Фрайбурге (2003), а также серебряную медаль конкурса имени Фрица Крейслера в Вене, которой она была удостоена в прошлом году. В последние годы жизнь Е.Фроловой связана именно с Веной; здесь она совершенствует свое мастерство в классе профессора Михаэля Фришеншлагера в Венском университете музыки и изобразительных искусств. В творчестве Фроловой, что интересно и даже несколько необычно для российской скрипачки, отчетливо ощущается «венский акцент».

Первый скрипичный концерт Моцарта и «Венские танцы» Бетховена соседствуют в программе этого вечера с сочинениями современников и, с небольшой долей предположения, добрых знакомых Моцарта. Это композитор Карл Диттерс фон Диттерсдорф, известный своими мастерскими менуэтами, в которые он вводил элементы лендлера, а также своими лучшими для того времени комическими операми, зингшпилями, и Пауль Враницки, композитор, концертмейстер и дирижер Венской придворной оперы. Доподлинно известно, что Враницки был дружен и с Йозефом Гайдном, а Бетховен доверил ему исполнение премьеры своей Первой симфонии.

19 ноября в 15 часов в Большом зале филармонии состоится Второй концерт абонемента под названием «В зеркале жанра». На этот раз он представляет музыкальный жанр симфонии. По значению и масштабу для искусства классической музыки симфонию можно сравнить разве что с жанром романа в литературе. Протяженность повествования, возможность ввести множество разнохарактерных элементов, создающих неповторимый фон, канву повествования, наряду с сохранением сквозного развития, и, как результат, глобальность драматургической концепции столкновений — все это ставит симфонию в ранг ведущей и основополагающей формы, главенствующей в музыке на протяжении трех веков. В генах сонатно-симфонической формы — барочные образцы итальянской увертюры и инструментального концерта. Однако родиной сонатно-симфонического цикла считают Мангейм, небольшой город в Баварии, где в начале 18 века существовала оркестровая капелла (ею руководил Я. Стамиц). Исполняемые ими симфонии, написанные в духе итальянских увертюр, стали самостоятельными произведениями, состоящими из четырех контрастных частей: быстрая – медленная – танцевальная – быстрая (финал). Однако истинный блеск и глубину симфония обрела в творчестве венских классиков — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Концерт, знакомящий слушателей с жанром симфонии, составлен из произведений Моцарта и Бетховена, являющих образец классической симфонии.

В концерте принимает участие Симфонический оркестр «КЛАССИКА» под управлением Александра КАНТОРОВА, солисты: Алексей ЦЕС (гобой), Адиль ФЕДОРОВ (кларнет), Андрей КУНЯВСКИЙ (фагот), Артем МИКАЭЛЯН (валторна). В программе: МОЦАРТ — Концертная симфония для гобоя, кларнета, фагота и валторны с оркестром, БЕТХОВЕН - Симфония №1.

22 ноября вечер цикла «Концерты с сюжетом» называется «Игра воды». Как видно из названия, будут исполнены произведения, так или иначе связанные с водной стихией. Вы услышите: увертюру к опере «Летучий голландец» ВАГНЕРА, Четыре морские интерлюдии из оперы «Питер Граймс» БРИТТЕНА, симфоническую картину «Садко» РИМСКОГО-КОРСАКОВА, «В лодке» и «Отражения воды» ДЕБЮССИ и «Игру воды» и «Лодку в океане» РАВЕЛЯ. Академическим симфоническим оркестром филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ, о сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.

Музыканты и художники издревле искали и находили вдохновения в явлениях природы. Блеск и изменчивость струящейся из родника воды, морские волны, глубины океана и поэзия озер воспеты в бесчисленных творениях искусства. «Игра воды», вынесенная в заглавие очередного концерта цикла «Концертов с сюжетом» - так изначально называется фортепианная пьеса Мориса Равеля, маленький импрессионистский пуантилистический шедевр, воспроизводящий в звуках неуловимую прелесть водной стихии.

Подобным настроением проникнуты и «Отражения в воде» К.Дебюсси, символизирующие тезис импрессионистов — знаменитую фразу из «Фауста» Гете: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Пучины моря в «Садко» Римского-Корсакова — это, скорее, море глазами мореплавателя и путешественника, прекрасная, но таящая множество опасностей, непредсказуемая стихия с чудовищами в подводном мире, стихия, которая никогда не подчинится человеку до конца, но будет вечно его манить. Море для англичанина Бриттена, автора оперы «Питер Граймс» - это среда обитания, с ее будничной работой - ловлей рыбы, перевернутым баркасом, заменяющим главному герою дом, это суровая правда жизни, где все берет свое начало и находит свой конец. В «Летучем Голландце» Вагнера водная стихия полна мистификаций с призрачными кораблями, проклятьями и живописными прыжками в море со скал.

24 ноября в Большом зале филармонии состоится концерт Санкт-Петербургского государственного Академического симфонического оркестра под управлением Александра ТИТОВА. Прозвучат сочинения русских композиторов: «Картинки с выставки» (оркестровка М.Равеля) МУСОРГСКОГО и Концерт для фортепиано с оркестром №3 РАХМАНИНОВА.

 

Солистом в этом концерте выступит Александр Лубянцев, чье имя стало широко известно после его выступления на Конкурсе Чайковского в Москве. Жюри не пропустило Лубянцева в финал; однако публика и критики яростно отстаивали своего фаворита. В итоге Лубянцев стал, пожалуй, наиболее упоминаемым участником прошедшего Конкурса Чайковского и получил впервые, вопреки воле организаторов конкурса, независимую премию критики из рук Ирины Прохоровой, возглавляющей Фонд Михаила Прохорова.

Александр Лубянцев родился в 1986 году в семье музыкантов. Начал заниматься музыкой со своей мамой - Еленой Лубянцевой. Учился в музыкальных школах Санкт-Петербурга и Москвы. 2004-2006 - студент Высшей Школы Музыки в Любеке, класс профессора Джеймса Токко. 2006-2008 - студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, класс Заслуженной артистки РФ профессора Нины Серегиной. В настоящий момент - студент Петрозаводской государственной консерватории им. А.К.Глазунова. Класс профессора, заслуженного деятеля искусств России и Карелии, кандидата искусствоведения Виктора Портного. Конкурсы и награды: лауреат I премии Международного конкурса пианистов «Братья и сестры» (1995, Санкт-Петербург), I премии Международного конкурса юных композиторов (1997), IV премии Международного конкурса юных пианистов (1997, Польша), I премии Международного конкурса юных пианистов «Памяти Рахманинова» (1998), Гран-при Международного конкурса юных пианистов (2001), I премии Международного конкурса юных пианистов «Ступень к Мастерству» (2002 Санкт-Петербург), V премии Международного конкурса юных пианистов (2004, Сидней). Награжден сертификатом EMCY, орденом Прометей. III премия и бронзовая медаль XIII Международного конкурса им.П.И. Чайковского (2007, Москва), лауреат I премии Международного конкурса пианистов в Рузе (2007), II Международного виртуального (по видеозаписям) конкурса Golden Trophy - Золотой диплом (2008, Нью-Йорк). С 2007 года является участником концертов, организованных Санкт-Петербургским Домом музыки. Участник мастер-классов Аджея Ясинского, Константина Щербакова. Александр выступал с концертами в Бразилии, Японии, Норвегии, Эстонии, Белоруси и Чехии, также принимал участие в Симфоническом концерте солистов Санкт-Петербургского Дома музыки «Гармония музыки» (2009, Республика Корея, Сеул).

 

25 ноября ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОРКЕСТР Санкт-Петербурга под управлением Станислава ГОРКОВЕНКО исполнит программу, составленную из музыки к балетам российских копмозиторов: «Лебединого озера» ЧАЙКОВСКОГО, «Дом у дороги» ГАВРИЛИНА и «Семь красавиц» КАРАЕВА. В концерте принимает участие знаменитая петербургская певица Ирина БОГАЧЕВА (меццо-сопрано). В ее исполнении прозвучат Романсы ГАВРИЛИНА.

26 ноября в Большом зале филармонии Заслуженный Коллектив России академический симфонический оркестр петербургской филармонии выступит под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Юрия ТЕМИРКАНОВА. В программе концерта, посвященного 130-летию прославленного коллектива, прозвучат оркестровая Сюита №3 ЧАЙКОВСКОГО и Восьмая симфония ДВОРЖАКА.

Такое сочетание имен на афише не случайно. Между двумя величайшими композиторами, творившими в одно время, Чайковским и Дворжаком, существовала тесная духовная связь. Они обменивались письмами, в которых делились друг с другом творческими планами, высказывали свои суждения о музыке, обсуждали сочинения своих современников, а также авторов предшествовавших эпох. Оба преклонялись перед гением Моцарта и были убеждены в первичности народных истоков искусства и ценности изучения фольклора. Чайковский и Дворжак были единомышленниками: бескорыстно хлопотали об исполнении сочинений друг друга — Чайковский — в Москве и Петербурге; благодаря Дворжаку Чайковского при жизни исполняли в Праге.

Третья сюита П.И.Чайковского был впервые исполнена в январе 1985 г. в Петербурге под управлением Г. фон Бюлова, и быстро стала одним из самых популярных оркестровых произведений, обретших огромную известность уже при жизни композитора.

Восьмая симфония Дворжака появилась на свет пятью годами позже. Иногда её сравнивают с работами Г. Малера, и некоторые исследователи считают её лучшей симфонией Дворжака, невзирая на огромную популярность Девятой симфонии, затмившей многие другие сочинения Дворжака.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Петербургской филармонии – старейший симфонический оркестр России. Его возникновение датируется 1882 годом. Именно тогда по высочайшему повелению Александра III был создан Придворный музыкантский хор, прообраз нынешнего Заслуженного коллектива России. Таким образом, в 2007 году оркестр отмечает свой 125-летний юбилей. В 1897 году Придворный хор был преобразован в Придворный оркестр, а его музыканты были уравнены в правах с артистами императорских театров. В начале XX века коллектив получил право выступать в публичных платных концертах, где впервые в России исполнил симфонические поэмы «Жизнь героя» и «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса, Первую симфонию Малера и Девятую симфония Брукнера, «Поэму экстаза» Скрябина. Проводятся концерты-монографии и абонементные концерты исторического цикла, за пультом оркестра появляются всемирно известные музыканты Рихард Штраус и Артур Никиш, Александр Глазунов и Сергей Кусевицкий.

В 1917 году коллектив становится Государственным оркестром, а по Положению 1921 года на его базе создается первая в стране Филармония. Вскоре начинаются беспрецедентные в истории коллектива гастроли плеяды западных дирижеров - Отто Клемперера, Бруно Вальтера, Феликса Вейнгартнера. В качестве солистов с оркестром выступают Владимир Горовиц и Сергей Прокофьев. Коллектив начинает осваивать современный репертуар – Стравинский, Шёнберг, Берг, Хиндемит, Онеггер, Пуленк. В 1918 году под управлением автора оркестр впервые исполнил «Классическую» симфонию Прокофьева. А в 1926 году своей Первой симфонией дебютирует в Большом зале филармонии Шостакович.

В 1934 году оркестр первым в стране получает звание «Заслуженный коллектив Республики». Спустя четыре года в него приходит Евгений Мравинский и остается с коллективом до конца своей жизни. В течение полувека дирижер шаг за шагом создает один из лучших оркестров мира. Применительно к его исполнению симфоний Чайковского и Шостаковича начинают использовать эпитет «эталонное». Класс «оркестра-виртуоза» позволил признать его лучшим (среди оркестров Герберта фон Караяна, Бруно Вальтера, амстердамского Концертгебау) интерпретатором Моцарта на Венском фестивале, посвященном 200-летнему юбилею композитора. Уникален для музыкального мира и творческий альянс Мравинского и Шостаковича, многие симфонии композитора исполняются коллективом Мравинского впервые. С оркестром выступают Леопольд Стоковский, Игорь Маркевич, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, а в числе вторых дирижеров коллектива – Курт Зандерлинг, Арвид Янсонс и Марис Янсонс.

В 1988 году по инициативе коллектива главным дирижером известнейшего оркестра страны становится Юрий Темирканов. В истории коллектива начался «темиркановский период», период сотрудничества с одним из наиболее востребованных дирижеров нашего времени. За последние годы оркестр вписал в свою историю ряд премьер и открытие сезона 2005–2006 нью-йоркского Карнеги-холла, ставшее кульминацией многолетних гастрольных выступлений в самых престижных залах мира. В год празднования 60-летия Победы над фашистской Германией оркестр под управлением Юрия Темирканова выступил в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. В сезоне 2006-2007 гг. коллектив после долгого перерыва провел масштабные гастроли по России. Он выступил в Сибири – в Иркутске, Сургуте, Ханты-Мансийске, принял участие во II Международном музыкальном фестивале «Звезды на Байкале». Гастроли увенчались концертом в Москве, где в июне 2007 года оркестр закрывал II Фестиваль симфонических оркестров мира. В планах нынешнего сезона – мировая премьера новой симфонии Сегерстама и российская премьера Пятой симфонии Гречанинова, участие в фестивале имени М.Ростроповича в Москве. Среди зарубежных ангажементов оркестра – выступления в миланском Ла Скала и венском Музикферайне, на фестивале музыки С.Прокофьева в Италии и фестивале имени Дж.Энеску в Румынии (концерты серии «Великие оркестры мира»).

 

27 ноября в Большом зале филармонии прозвучит музыка американских композиторов в исполнении американских музыкантов. Академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением маэстро Владимира ЛАНДЕ. Солист — Александр ФИТЕРШТЕЙН (кларнет).

Цвет американской музыки будет представлен в очередном вечере цикла «Концерты во фраках и джинсах». Сочинения классиков ХХ века и родоначальников композиторской школы в США, Аарона Копланда и Леонарда Бернстайна (оба, кстати, скончались в 1990-м году) найдут свое логическое продолжение в творчестве наших современников — уступающего по количеству наград американской киноакадемии «Оскар» только Уолту Диснею, Джона Таунера Уильямса, автора саундтрека к «Гарри Поттеру», знаменитого также своей музыкой к таким фильмам как «Список Шиндлера», «Парк Юрского периода», киноэпопее «Звездные войны» и т.д., и его младшего коллеги 40-летнего Шина Хики, гитариста и пианиста, начинавшего как джазовый музыкант, и позже расширившего свои интересы до самых разных областей музыкального творчества — от симфонической музыки до аранжировок музыки к детским спектаклям.

Тон в концерте будут задавать артисты из США — дирижер Владимир Ланде и кларнетист Александр Фитерштейн, наши бывшие соотечественники, сделавшие уверенную карьеру в США. Владимир Ланде, начинавший в Петербурге как гобоист, сохраняя верность своему инструменту как солист Пуленк Трио, также много выступает как дирижер. В 2010 году он занял пост артистического директора фестиваля современной музыки США в Вашингтоне. Кларнетист Александр Фитерштейн уроженец Беларуси, учился в Европе, а в 2009 году был удостоен престижной нью-йоркской премии, учрежденной для музыкантов-исполнителей, «Карьера Авери Фишер», повлекшей за собой множество выступлений в США как с камерной музыкой, так и в качестве солиста в сопровождении лучших американских оркестров.

30 ноября в последний осенний день в Большом зале филармонии — «ОСЕННИЙ БАЛ». Так называется программа ЛЕНИНГРАДСКОГО ДИКСИЛЕНДА под управлением Олега КУВАЙЦЕВА.

Ленинградский диксиленд - один из старейших диксилендов на Евразийском континенте и один из лучших ансамблей этого типа в мире. Он был создан в 1958 г. трубачом Всеволодом Королевым. Биография ансамбля неразрывно связана с такими музыкантами как братья Валентин и Александр Колпашниковы, Эдуард Левин, Борис Локшин, Юрий Мирошниченко. Кредо Ленинградского диксиленда - сочетание безупречного следования традиции с естественностью игры.

Начиная с 60-х годов ансамбль с огромным успехом выступал на международных фестивалях. Ему рукоплескали в городах Европы и Америки, его знают и любят поклонники джаза у нас в России. В свои 42 года этот прославленный коллектив полон творческих сил и желания покорять публику высоким мастерством. В репертуаре Ленинградского диксиленда танцевальная музыка 30-х - 50-х гг.

В составе коллектива: Олег Кувайцев - музыкальный руководитель (альт-саксофон), Александр Усыскин (кларнет), Анатолий Александров (тромбон), Юлий Соур (труба), Борис Ершов (банджо), Владимир Воронин (гитара/вокал), Владислав Панкевич (фортепиано/вокал), Юрий Снегуров (контрабас), Александр Скрыпник (ударные).{jcomments on}

1