Сергей КРЫЛОВ в Большом зале Филармонии

скрипач Сергей КрыловТо, что на этот концерт стоило идти, становилось ясно сразу, когда замечали, что в ВИП-ложе в качестве слушателя присутствует сам Юрий Темирканов. И, забегая вперед, скажу, что Сергей Крылов и Заслуженный коллектив под руководством Николая Алексеева не обманули ожиданий публики и, как мне показалось, ожиданий прославленного маэстро тоже.
Лично я в этот вечер слушал Крылова «живьем» третий раз, что же касается его записей, то они в наших краях мало доступны в отличие от записей многих его коллег – широко распространен только диск Крылова с «Дьявольскими трелями» Тартини, где ему, наверное, еще меньше 20 лет.

Что и неудивительно – когда в 1989 году семья музыкантов Крыловых перебралась на ПМЖ в Италию, молодому скрипачу было всего лишь 19 лет. С тех пор и по 2006–й год Сергей Крылов не дал ни единого концерта на территории своей исторической родины, а пять лет назад стал гастролировать в России, причем, начал с Екатеринбурга, сказав тогда в интервью «Российской газете», что «Москва  отличается безразличием к уехавшим», и что ему «как музыканту нужны были определенные условия», которые он нашел в Екатеринбурге: «качество оркестра: высококлассный коллектив и замечательный маэстро Дмитрий Лисс плюс отличный зал с прекрасной акустикой и аншлаг». (Дмитрий Лисс тогда тоже поделился с журналистами: «Музыканты оркестра и я были потрясены игрой Сергея Крылова: он не только виртуозно владеет инструментом, но и обладает незаурядным музыкальным мышлением».)

Все эти условия были соблюдены и в Петербурге в воскресенье 16 октября: оркестр хай-класса, Николай Алексеев - дирижер с мировым именем, зал Дворянского собрания, любимый многими мастерами первой величины во всем мире, и – аншлаг.
Сергей КрыловБыло даже немножко обидно, когда часть публики в антракте направилась в сторону гардероба, потому что «Итальянская» симфония Мендельсона, как бы кто ни относился к этой музыке и её автору, была сыграна Алексеевым и ЗКР вкусно, со смаком, я бы даже сказал с привкусом пиццы и сыра Моцарелла, с ароматом лимонного ликера и с практически кожей ощутимым солнечным теплом. В таком исполнении – это замечательная, хоть и почти бесконфликтная музыка, путевые заметки музыканта, прокатившего по Италии в элегантном дилижансе от Венеции до Неаполя и обратно. Своей наполненностью солнечным светом и теплом эта музыка напомнила мне полотна Рафаэля.
Возвращаясь к главному герою вечера, могу сказать, что я, как и екатеринбургский дирижер Дмитрий Лисс, тоже потрясен – уже в третий раз – виртуозной и глубоко художественно осмысленной игрой маэстро Крылова. И если Ростропович считал, что Сергей Крылов сегодня входит в пятерку лучших скрипачей мира, я вынужден признаться, что более выдающейся игры на скрипке я вживую, наверное, не слышал никогда, так как с искусством моих любимых Давида Ойстраха и Георга Куленкампфа я по понятным причинам знаком только в записях.
К слову, кроме игры Сергея Крылова, представлял огромный интерес и Пятый концерт Паганини, который до этого вечера ни разу не исполнялся в нашем городе. Сам маэстро Крылов сказал, что «…среди виртуозных произведений Паганини этот концерт особенно сложен - кажется, что Паганини писал его так, чтобы кроме него никто не смог сыграть».
Но вот Сергей Крылов сыграл его на глазах изумленной публики, и сделал это с величайшей свободой и художественным смыслом.

1