МАЭСТРО ШИФФ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬ

МАЭСТРО ШИФФ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Уже третий раз, благодаря «Музыкальному Олимпу», в наш негостеприимный северный город приезжает с концертом маэстро Андраш Шифф. Его осенние клавирабенды в Петербурге практически уже стали доброй традицией, которая, дай Бог, будет продолжаться.
Если в 2007 и в 2010 году маэстро Шифф предстал перед петербургской публикой в строгом образе проповедника германской классики, на этот раз он выступил, скорее, в роли просветителя. Хотя, конечно же, не были забыты и вечные шедевры. В роли последних выступили 30-я соната Бетховена ми мажор и 18-я соната Шуберта соль мажор. Правда, произнеся слово «шедевр», я задумался о том, что если оно вполне применимо к сонате Бетховена, то с сонатой Шуберта здесь возникают сериозные проблемы.

На мой взгляд, даже такая сверходухотворенная и сверхсовершенная игра, которую мы наблюдаем у маэстро Шиффа, не смогла оправдать пресловутые «божественные длинноты», вызывавшие искреннее недоумение у Гленна Гульда.
У меня вообще бывает два различных ощущения во время прослушивания любой музыки: 1) только бы она никогда не кончалась, 2) когда же это закончится. Сонаты Шуберта, коего я, конечно же, безмерно люблю за его песни и симфонии, являются, как мне кажется, наиболее спорной частью его наследия.
Но дело было спасено бисами, в которых прозвучали 4 небольшие вещицы Шуберта, а в их числе два заслуженно популярных экспромта: во время их исполнения я поймал себя на чувстве №1.

Что же касается просветительской стороны концерта, маэстро Шифф познакомил петербургскую публику с сонатой Бартока 1926 года и сонатой Яначека (1905).
Барток – звучит, казалось бы, жутковато, ожидаешь услышать страшные диссонансы, дикие синкопы и т.д. Однако в руках Андраша Шиффа эта варварская, в хорошем смысле этого слова, музыка звучала по-своему гармонично, вполне убедительно и даже увлекательно – было нескучно.
Ну а соната Яначека сама по себе не нуждается в адвокатах – в ней есть сумрачная прелесть Модерна, насыщенная тревогой, весь изысканный аромат начала прошлого столетия. Вот здесь уж точно не хотелось, чтобы музыка останавливалась…

Слушая Андраша Шиффа, вовсе не хочется рассуждать о его технике, потому что она совершенна и незаметна за художественным содержанием игры. У него есть своя хорошо узнаваемая манера, он добивается самого певучего легато, не злоупотребляя педалью, он не любит сильного форте… Но зачем об этом говорить, если это всего лишь средства для передачи образов.
Завершая эту маленькую заметку, хочется ещё раз поблагодарить от лица петербургских меломанов «Музыкальный Олимп» и его руководителя Ирину Никитину, а также Большой зал Филармонии за возможность приобщиться к высокому Искусству маэстро Шиффа.
 

1