Михаил Никольский: "Я никого ни в чем не хочу убедить"

птичкин лесВпервые я услышала выступление группы "Птичкин Лес" на одной из акций Театра Поэтов "Послушайте!" под предводительством Владимира Антипенко. После изрядной порции сладкой и горькой поэзии в разных вариациях, на сцену вышла команда во главе с Михаилом Никольским - солнечным человеком с гитарой. Выступление оказалось вполне симпатичным, заражало позитивом: первая реакция - невольно начинаешь пританцовывать, вторая - вслушиваешься и понимаешь, что у этих забавных песенок есть интересное наполнение. При этом легкость восприятия музыки и используемых текстов в данном случае, по моему мнению, ни что иное, как оригинальная форма выражения собственного взгляда исполнителей на довольно серьезные проблемы, только без нытья и пафоса - светло, иронично, изящно. Мне захотелось задать руководителю группы несколько вопросов.

     - Михаил, когда и с чего все началось, чья идея, почему такое название?

     - Началось всё это давным –давно, в начале 90-х годов прошлого века. На подготовительном отделении института Культуры я познакомился с Виктором Гудаевым, лидером группы «Джеф», ныне покойным и Николаем Ростовским, сейчас он клавишник группы «Сплин». Виктор, можно сказать, был организатором живого состава и в то же время бас-гитаристом, а Николай стал первым аранжировщиком Птичкиного Леса. Я, как всегда, ничего не делал – песни писал да пел. Рот закрыл - рабочее место убрано.

Чья была идея – не помню, честно. Про Птичкин Лес даже не помню, но вроде с Виктором мы эту тему обсуждали – идеальная группа, в которой у музыкантов свобода, как у птиц в лесу весной – вроде все сами по себе тусуют и чирикают, а для человеческого уха это как музыка. Такими мы были романтиками! Ну и первый концерт дали в легендарном Там-Таме у Севы Гаккеля – он подошёл и сказал что-то типа: «Хорошо у тебя получается, это - твоё, не бросай это дело!». С той поры жизнь моя и покатилась кувырком.

     - Несколько слов о стилистическом направлении творчества Вашего коллектива.

     - Мы предпочитаем исследовать пограничные состояния, работать на границах стилей. Но вообще  это просто рок-музыка. Я лично считаю, что доброй свинье всё впрок: реггей, ритм-энд-блюз, фолк, хард, техно – да хоть полька-бабочка.
Вот, например, – Птичкин Лес сейчас вообще в двух воплощениях  существует – как живой проект, и как студийный – с замечательным гитаристом и продюсером Антоном Ивановым. Песни одни и те же, но решения разные. Мне это очень нравится. Антон, кстати, придумал нам такое определение «эклектик-бэнд» - это близко к истине.

     - Кто является автором музыки и текстов?

     - Я песню пишу целиком – мелодию и слова. А уж аранжируют музыканты, как хотят, с моего согласия и одобрения.

     - Скажите несколько слов о других музыкантах.

     - Это провокационный вопрос! Я их, конечно, очень люблю, но порой не знаешь, смеяться или плакать. Ровно дети малые! Вообще довелось поработать с разными музыкантами, все они молодцы. В нынешнем составе играют: гитарист Владимир Осаренко, лидер группы Станок, бас-гитарист Андрей Сударушкин, барабанщик Александр Коваленко, перкуссионист Сергей Угрюмый Фёдоров, мастер бубна Костя Бесполезная Песня Звягин и наше няшное солнышко - бэк-вокалистка Лизи Маленькая. А из тех, кто работал с нами раньше – конечно, Николай Ростовский, играющий в Сплине, некоторые партии перкуссии наигрывал нам Дима Веселов - вольный гражданин Норвегии, работавший в Аквариуме в своё время, сейчас он в Москве, что не мешает нам работать иногда удалённо.

     - На какую реакцию публики вы рассчитываете? Какую публику вы хотели бы видеть на концертах?

     - Вот, наверное, единственное, чем я действительно доволен – это слушателями. Собой недоволен, музыкантами недоволен, жизнью недоволен, а ими – доволен! Публика у меня любящая, умная  и весёлая, жаль, что небогатая в основном, ну и хрен с ним. Я ведь иллюзиями не торгую, песни у нас не очень радостные, если вдуматься. Поэтому, как вы верно заметили, и подачу я стараюсь сделать лёгкой – чтобы не грузить людей, у них и так жизнь не мёд и не сахар. В эту фишку врубаются далеко не все, даже музыканты порой не понимают. Не хочется никакого давления, никакого насилия – и особенно противен мне вечный российский надрыв, ставший уже какой-то омерзительной чёрной меткой русского рока. Я никого ни в чём не хочу убедить. Просто рассказываю всякие истории со сцены.

     - Что вам мешает на выступлениях и чего вы бы себе пожелали в этом отношении?

     - Сыграться надо бы поплотнее нам. Будет полная уверенность и сыгранность – будет петь легче, смогу с одной стороны - больше залу внимания отдавать и в то же время – ещё глубже в шаманский транс уходить. Но это ещё трудиться и трудиться.

     - В каких залах хотели бы выступить?

     - Там должен быть хороший звук и на сцене и в зале (обычно приходится что-то одно выбирать), место для плясок перед сценой, столики в глубине зала, недорогой бар и кухня… и хорошие хозяева, конечно – люди это главное, они делают атмосферу месту. А со звуком, в конце концов, всегда можно повозиться и вытянуть что-нибудь приемлемое – у нас богатый печальный опыт выступлений на питерских рок-помойках. Я лично всегда у слушателей спрашиваю советов – некоторые из них разбираются в звуке получше иных звукорежей. Ещё замечу, как человек, не бухающий по идейным соображениям - дико бесит то, что стакан сока или чашка кофе обычно в баре стоят столько же, сколько пиво. Нехорошо это.

     - Ваши творческие планы.

     - Вот буквально со дня на день выйдет наш с Антоном Ивановым альбом – первый, называется «Погранишник».  Туда вошли вещи, сделанные нами за последние три года, альбом получился довольно эклектичным. Есть там и регги, есть хард, мейнстрим и другая разностилица, проросшая на нашей почве. А живым составом  будем играть, играть и ещё раз играть. Хотелось бы достичь максимально возможного мастерства. А всё остальное – в руце Божьей. Я никакого иного пути, кроме упорного труда и абсолютной преданности поэзии и музыке не вижу лично для себя. Всё остальное – ацкая хрень и сотонинское обольщение!
Ну и хотелось бы, чтобы ряды наших слушателей росли и дальше потихонечку. Я понимаю, что мыслящих людей, способных отличить коммерческое говнище от честной рок-музыки становится всё меньше и меньше, но верю в здоровые инстинкты населения! И результаты это подтверждают: все любят Птичкин Лес – от воров в законе и офицеров ГНК до рафинированной интеллигенции и сознательного пролетариата.

     - О чем мечтаете?

     - Как и подобает христианину – о наступлении на земле Царствия Небесного, со взаимной любовью, чтобы никто никого не грыз и не ел и всё такое прочее. Ничего оригинального.

     - Что бы Вы пожелали человечеству?

     - Поумнеть и подобреть. Хотя бы немножечко.

     - Кредо Вашего коллектива и (или) Ваше личное? Если можно - короткой фразой (цитатой).
     - «Всегда!», как отвечал на этот вопрос слесарь-интеллегент Виктор Полесов из 12-и стульев.

Спасибо, Михаил, за интересную беседу. От себя добавлю, что информацию о концертах группы "Птичкин Лес" можно увидеть в "Вконтакте" в группе "Птичкин Лес Company" http://vkontakte.ru//club10256623.

                                                                                                   Беседу вела Людмила Александрова

1