КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСГКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 16 ПО 30 ОКТЯБРЯ 2011 ГОДА

Ты был в Филармонии?16 октября ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА откроет абонемент «Страсти по романтизму». Первый концерт абонемента в этом сезоне посвящен эпохе раннего романтизма; программа тесно связана с искусством Италии. 

Творчество Джоакино Россини, автора блестящих опер, самой известной из который стал «Севильский цирюльник», относят к границе эпох классицизма и романтизма; Никколо Паганини, гениальный скрипач и автор бессмертных творений для скрипки, будучи, бесспорно, человеком эпохи Бури и Натиска, писал тем не менее классически прозрачную по форме музыку, где не так часто встречаются открытые эмоции, ставшие нормой для композиторов более поздних периодов романтической волны. Широко известны Первый и Второй концерты для скрипки с оркестром Н.Паганини. Остальные четыре концерта имеют сложную сценическую судьбу и редко звучат в концертах. Так, Пятый концерт Паганини впервые прозвучит в Санкт-Петербурге в исполнении известного скрипача Сергея Крылова, неоднократно выступавшего в Большом зале филармонии. Скрипач играет на скрипке работы своего отца, известного скрипичного мастера Александра Крылова. Окончив Центральную музыкальную школу при Московской Консерватории, Сергей Крылов вместе со своими родителями уезжает в Италию, где, начиная с 1989 года, постоянно живет в городе Кремона и концертирует во всем мире с ведущими оркестрами и дирижерами. Маэстро Ростропович назвал Сергея Крылова одним из лучших скрипачей в мире.

 

В завершение программы прозвучит «Итальянская» симфония Феликса Мендельсона.

18 октября концерт в Большом зале филармонии посвящен известной повести А.С.Пушкина «Метель». Актер Молодежного театра на Фонтанке Михаил ЧЕРНЯК будет читать повесть Пушкина, а Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Николая Корнева испонит музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова, написанные к ней.

Михаил Черняк и превосходный музыкант, создатель и художественный руководитель знаменитых хора и оркестра Николай Корнев предлагают свою версию соединения в одной композиции текста Пушкина и музыки Свиридова. Основная идея – не делать музыку фоновой, дать в полной мере прозвучать и тексту (без каких-бы то ни было купюр), и музыке.

Авантюрно-романтическая, детективная новелла Пушкина состоит (подобно сериалу) из нескольких смысловых частей. Музыкальные иллюстрации Свиридова послужат «связками», переходами от одной части к другой. Таким образом, подчеркивая эмоционально и смыслово события, описанные в повести, они еще и прозвучат самостоятельно, как отдельные музыкальные произведения. В сущности, зрителя ждет настоящий литературно-музыкальный спектакль.

Заслуженный артист России Михаил Черняк – актер и режиссер Молодежного театра на Фонтанке. Он – постановщик спектаклей «Своя семья или замужняя невеста», «Ночь ошибок», «Стакан воды», «Любовные кружева», «Лев зимой», «Школа налогоплательщиков», создатель легендарных моно-спектаклей «Мистер Твен – только для взрослых» и «В полночный час, в эпоху Возрожденья», получивших целый ряд призов на международных и всероссийских фестивалях.

20 октября в Большом зале филармонии — Фортепианный вечер. Петр Лаул — известный петербургский пианист, не смотря на свою молодость, имеющий уже солидную репутацию и свою аудиторию, дает очередной свой сольный концерт в Большом зале филармонии. В программе концерта четыре сонаты Л. ван Бетховена, что говорит о том, что в жизни 34-летнего пианиста наступил этап обращения к творчеству этого титана. Последние несколько сезонов в исполнении Лаула чаще можно было услышать романтическую музыку — слушателям запомнились фортепианные вечера, на которых Лаул исполнял сочинения Шопена, Шуберта и Листа. Тем интереснее будет тем, кто слушал Лаула в репертуаре прошлых лет, познакомиться с его прочтениями Бетховенских сонат. Прошлый сезон был ознаменован беспрецедентным циклом выдающегося австрийского музыканта Рудольфа Бухбиндера, в течении 7 концертов в июне-июле исполнившего все 32 Сонаты Бетховена. Ранее, весной, в Санкт-Петербурге выступал другой крупнейший пианист, норвежец Лейф Ове Андснес, который также исполнил в своем сольном концерте две Бетховенские сонаты. Таким образом, петербургские слушатели имели возможность познакомиться с контекстом мировых тенденций исполнения фортепианных сонат Бетховена. Перед Петром Лаулом стоит непростая задача; ведь творчество Бетховена — своеобразный тест на зрелость, понимание авторского текста и мастерство исполнения. Выбранные пианистом для программы этого концерта бетховенские сонаты скорее принадлежат к периоду Бури и Натиска в творчестве Бетховена, и считаются прямыми предшественниками романтизма.

23 октября программу первого концерта цикла «Концерты с сюжетом» петербургский филолог и публицист Самуил Лурье назвал «Конец Санкт-Петербурга». Впервые в России прозучит Орфическая трилогия — оратория «Конец Санкт-Петербурга» Владимира ДУКЕЛЬСКОГО, написанная на стихи восьми русских поэтов (от Ломоносова и Державина до Блока, Ахматовой и Мандельштама). Также будут исполнены еще два сочинения Дукельского - «Эпитафия на могилу Дягилева» на стихи Мандельштама и «Посвящения» на стихи Аполлинера. За пультом АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА филармонии — американский маэстро Скотт ДАНН. Концерт проводится совместно с фестивалем «Дягилев. P.S.».

Сюжет этого вечера - переплетение судеб и творчества русского композитора и американского гражданина Владимира Дукельского, творчество которого возвращается сегодня на родину, и Сергея Дягилева, создателя Русских сезонов в Париже, одного из ключевых " игроков" на арене мирового искусства первой трети XX века.

В 1923 году молодой автор Владимир Дукельский отправляется из Нью-Йорка, где он уже успел обосноваться после эмиграции из большевистской России, свести знакомство с Дж.Гершвиным, и даже, по совету последнего, взять краткий и звучный псевдоним Вернон Дюк, в Париж, в Мекку художников, артистов и музыкантов начала XX века. Там он знакомится с Сергеем Прокофьевым, Игорем Стравинским и Сергеем Дягилевым. Все трое высоко оценивают талант и самобытность музыки Дукельского, ученика Б. Яворского и Р. Глиэра в Киеве, и Дягилев заказывает Дукельскому балет "Зефир и Флора", который в 1925 году будет поставлен Леонидом Мясиным в Дягилевских "Сезонах". Произведения, которые будут представлены на концерте 23 октября в БЗФ, "Орфическая трилогия", «Конец Санкт-Петербурга», оратория на стихи 8 русских поэтов, «Эпитафия на могилу Дягилева» для сопрано, смешанного хора и оркестра на стихи О.Мандельштама и «Посвящения», концерт для сопрано, фортепиано и оркестра на стихи Г.Аполлинера, относятся к той части обширного творческого наследия Дукельского, создававшегося на протяжении всей его жизни, в которой он наследует модернистским традициям искусства начала ХХ века. Но есть и другая сторона медали - перу возникшего по воле Джорджа Гершвина Вернона Дюка, псевдонима, под которым работал Дукельский, принадлежит музыка к Бродвейским мюзиклам и Голливудским эпопеям, частично созданная им в соавторстве с Дж.Гершвиным.

Скотт Данн – выдающийся пианист, дирижер оркестра«Холливуд-Боул», входящего в Лос-Анджелесскую филармоническую ассоциацию, а также музыкальный руководитель California Riverside Ballet. Родился и вырос в сельской части шт. Айова, получил разностороннее музыкальное образование: в Университете Айовы (диплом бакалавра музыки с отличием), Университете Северной Каролины (где он учился у Брукс Смит , а также получил начальное медицинское образование), в Аспенской школе и в Манхэттенской Школе музыки (степень магистра, президентская премия и премия Кона (камерное музицирование)). Как пианист, Данн учился у Байрона Яниса. Регулярно записывается на лейбле NAXOS и выступает на основных площадках в Европе и США. Среди последних ярких событий: две премьеры для Нью-Йоркского оперного фестиваля VOX, выступления с оркестром «Холливуд-Боул», Натали Коул и Крис Ботти; исполнение Симфонии «Властелин колец» Говарда Шора в Европе и Латинской Америке, а также премьеры и записи большинства камерных работ Адамса, Альфано и Дьюка (Дукельского), а также премьера и публикация собственной оркестровки Шёнберга «Песен кабаре».

Любитель американской киномузыки и композиторов, творящих в стиле кроссовер, Данн в 1999 году дебютировал в Карнеги-Холл, представив свою оркестровку «потерянного» фортепианного концерта Вернона Дьюка. Среди других проектов: реставрация версии 1939 года «Порги и Бесс» Гершвина для лейбла Decca и консультация по оркестровке балета Дэнни Эльфмана «Кролик и мошенник» для хореографа Твайлы Тарп и Американского Театра балета. В 1999 году Данн был назначен заместителем музыкального директора фестиваля в Хэмптонс в 1999, где своей деятельностью заслужил высокую оценку критиков. Дирижер также работал в оперных театрах Глиммергласа и Питтсбурга, настоящий пост занимает с 2007 года.

25 октября Юрий ТЕМИРКАНОВ и ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии исполнят следующую программу: РОССИНИ — Увертюра к опере «Севильский цирюльник», МЕНДЕЛЬСОН — Концерт для скрипки с оркестром, РАХМАНИНОВ — Симфония №2. Солист —Илья КОЗЛОВ.

Вторая симфония Рахманинова, посвященная его учителю по композиции С.И. Танееву, впервые прозвучала сто три года тому назад в стенах Мариинского театра. Триумф, сопутствовавший этой премьере, сыграл очень важную роль в жизни Сергея Рахманинова; он помог восстановить ему веру в свои силы, пошатнувшуюся после крайне неудачной во всех отношениях премьеры Первой симфонии, стоившей Рахманинову нервного срыва и длительной депрессии. И пусть написанный уже к тому времени и исполненный четырьмя годами раньше гениальный Второй фортепианный концерт "реабилитировал" Рахманинова после провала Первой симфонии, тем не менее, Рахманинов крайне волновался за свою Вторую симфонию, и дважды ее переделывал прежде чем исполнить публично.

Имя солиста-скрипача, который исполнит Концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, хорошо известно профессионалам и любителям музыки Санкт-Петербурга. Это концертмейстер группы вторых скрипок прославленного оркестра, молодой талантливый Санкт-Петербургский музыкант Илья Козлов. Ученик блистательных педагогов Льва Иващенко и Владимира Овчарека, Илья Козлов - победитель крупных международных конкурсов. Будучи еще учеником Средней специальной музыкальной школы при Консерватории Илья Козлов стал стипендиатом фонда Темирканова. Мог ли тогда мечтать Илья о том, что через каких-то 10 лет он займет место концертмейстера в Темиркановском оркестре, и, более того, получит шанс выступить с Маэстро на одной сцене? Талант, помноженный на труд, как известно, превращает самые смелые мечты в реальность, а счастливый шанс, данный вовремя судьбой, поможет открыть молодому музыканту путь кновым свершениям.

27 октября в Большом зале филармонии — ОРГАННЫЙ ВЕЧЕР. Немецкий органист Виланд МАЙНХОЛЬД ИСПОЛНИТ ПРОГРАММУ «Музыка семьи Бахов и молодого И.С.Баха».

Виланд Майнхольд родился в 1961 году. Учился в Веймаре, Будапеште и Берлине. С 1985 по 2000 работал органистом Церкви Св.Марии в Мюльхаузене (Тюрингия). Организатор Международной серии концертов, в которой приняли солисты более чем из 40 стран. Принял участие более чем в 2000 концертах по всему свету. Записал 12 CD. Получил докторскую степень в 1999 году.

С 2001 года является органистом университета Эрфурта, также дает до 30 концертов в год, организует серии концертов в Университете.

28 октября АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ выступит под управлением знаменитого французского маэстро Жан-Клода КАЗАДЕЗЮСА. В программе — монументальные сочинения австрийских композиторов: Пятая симфония ШУБЕРТА и Четверта МАЛЕРА. Солистка — Ольга ТРИФОНОВА (сопрано).

После окончания Парижской консерватории, Жан-Клод Казадезюс прололжил свое обучение под руководством дирижеров Пьера Дерво и Пьера Булеза. В 1965 году был назначен музыкальным руководителем театра Шатле, а в 1969 стал постоянным дирижером Парижской оперы и Опера-комик. Казадезюс - один из основателей Оркестра Страны Луары, где он проработал ассистентом музыкального руководителя вплоть до 1976 года, года создания им Национального оркестра Лилля. Под его руководством оркестр освоил широчайший репертуар, показал динамизм и художественную целостность коллектива аудитории четырех континентов, побывав на гастролях в 30 странах. Международная карьера музыканта тоже активно развивается: он регулярно выступает с оркестрами Филадельфии, Солт-Лейк-Сити, Монреаля, Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа, Токио, Сеула, Сингапура, а также с Гюльбенкян-оркестром и Берлинским симфоническим оркестром. Как оперный дирижер постоянно выступает в Монте-Карло и Триесте, с оркестром Парижа, в оперном театре Фландрии и, конечно, в Лилльской опере, где в 2010 году он будет дирижировать «Кармен». Выступал с Национальным оркестром Франции на фестивале Prеsences (2009). Запланированы выступления в Москве и Лиссабоне, в ноябре 2009 года с успехом прошли концерты с его оркестром в Австрии, Словении и Хорватии. Оркестр и дирижер приглашены в Китай для выступления на Экспо-2010 (Шанхай); кроме этого, Казадезюс откроет Шанхайский фортепианный фестиваль с оркестром Шанхайской филармонии. В рамках проекта «Год Франции в России и России во Франции» дирижер выступит с Большим симфоническим оркестром им.П.И.Чайковского и оркестром Московской филармонии в Москве, а также даст пять концертов в России с Национальным оркестром Лилля. Под руководством Жана-Клода Казадезюса Национальным оркестром Лилля было выпущено 20 записей, которые получили ряд наград. Казадезюс - автор книги «Самый короткий путь от сердца к сердцу», опубликованной издательством Stock. В 2004 году он был удостоен знака «Почетной победы» конкурса «Победы классической музыки». Жан-Клод Казадезюс — руководитель не только Национального оркестра Лилля, но и Лилльского фортепианного фестиваля. Он также возглавляет французскую ассоциацию “Musique Nouvelle en Libertе”. До декабря 2007 года занимал пост музыкального руководителя Молодёжного Французского оркестра. Жан-Клод Казадезюс - Командор Почетного легиона, Командор Национального ордена «За заслуги» и Командор искусств и словесности.

Ольга ТРИФОНОВА в 1998 году окончила Санкт-Петербургскую консерваторию (класс В. Н. Гаген). В 1994 году дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Барбарины («Свадьба Фигаро»). Певица - лауреат I Телевизионного международного конкурса молодых оперных певцов им. И.К. Архиповой, посвященного 850-летию Москвы (Москва, 1997, Гран-при), лауреат XVI Международного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (Уфа, 1995, I премия), лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов им. Н. А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург; диплом «Надежда» в 1994 и Гран-при в 1996 году), Заслуженная артистка России.

Ольга Трифонова выступает на лучших оперных сценах мира. В 1998 году она дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Волшебной девы Клингзора («Парсифаль»), в 1999 исполнила партию Прилепы («Пиковая дама») на сцене Метрополитен-оперa, а в 2000 году - партию Оскара («Бал Маскарад») на сцене Оперы Пармы и партию Фиакермилле на сцене Театра Шатле (Париж). Также среди партий, исполненных Ольгой Трифоновой на международных оперных сценах, - Марфа («Царская невеста»; 2003, Театр Бордо), Джильда («Риголетто»; 2005, Уэльская Национальная опера), Нанетта («Фальстаф»; 2006-2007, Вашингтонская опера) и Мюзетта («Богемa»; 2007, Баден-Баден).

Летом 2003 года Ольга Трифонова участвовала в постановке оперы «Царская невеста» в Театре Шатле (режиссер Т. Чхеидзе). С труппой Мариинского театра Ольга Трифонова гастролировала в Финляндии, Германии, Израиле, США, Бельгии, Японии, Франции, Словении, Италии, Турции, Швейцарии, Голландии, Испании, Англии, Австрии. Выступала на сценах Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Опера де Бастиль, Театра Шатле (Париж) и Линкольн-центра (Нью-Йорк). В сезоне 2002 - 2003 гг. Ольга Трифоновна пела на премьере оперы «Золотой петушок» (режиссер Э. Ичикава), представленном Мариинским театром в рамках «Русских сезонов» в Театре Шатле, а в 2004 году исполнила партию Марфы в премьерном спектакле «Царская невеста» на «Фестивале Дягилева» в Гронингене (постановка Юрия Александрова, дирижер - Валерий Гергиев). Ольга Трифонова сотрудничает с выдающимися дирижерами современности - Робертом Крафтом, Кристофом фон Донаньи, Пласидо Доминго, Валерием Гергиевым, Хансом Графом, Кентом Нагано, Даниэлем Райскиным, Юрием Темиркановым и Майклом Тилсоном Томасом. Также певица участвовала в съемках фильма Т. Палмера «Парсифаль» совместно со звездами мировой оперной сцены Пласидо Доминго, Виолеттой Урмана, Мати Салминеном и Николаем Путилиным. При участии Ольги Трифоновой созданы аудиозаписи опер «Соловей» (оркестр Лондонской филармонии под управлением Роберта Крафта) и «Борис Годунов» (оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева).

Большим событием филармонического сезона обещает стать концерт 29 октября. В этот вечер на сцене Большого зала филармонии выступит ОРКЕСТР МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, отмечающий в этом сезоне свой 60-летний юбилей, под руководством его главного дирижера Юрия СИМОНОВА. В программе: БЕТХОВЕН — Увертюра «Эгмонт» и Концерт для скрипки с оркестром, БРАМС - «Симфония в танце» (все танцы с №1 по №21). Солист - один из лучших скрипачей современности — Максим ВЕНГЕРОВ.

Оркестр был создан в 1951 году при Всесоюзном Радиокомитете, а в апреле 1953 года вошел в штат Московской филармонии, став ее «визитной карточкой». Из знаковых событий жизни этого коллектива, вписанных олотом в историю отечественной и мировой культуры — турне по США, которое оркестр совершил в 1960 году, «открыв» этот континент для советских оркестров, приезд Игоря Стравинского в 1962 году в Москву и его выступление с этим оркестром, и многие другие. Каждый из выдающихся дирижеров, руководивших в разные годы оркестром Московской филармонии, внес свой вклад в развитие этого коллектива. Кирилл Кондрашин, Дмитрий Китаенко, Василий Синайский, а также первый руководитель оркестр С.Самосуд и сменивший его на этом посту Н.Рахлин заложили основы и отточили мастерство исполнения коллектива, создали огромный его репертуар. В 1998 году художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии стал народный артист СССР Юрий Симонов. Начался новый этап в истории оркестра. Сегодня оркестр является одной из опор филармонической жизни. Благодаря ему воплощаются в жизнь лучшие проекты Московской филармонии: премьеры произведений современных композиторов, продвижение молодых талантов, концерты звёзд мировой сцены. Именно к такого рода концертам принадлежит выступление оркестра Московской филармонии в Санкт-Петербурге.

1