Но особенно впечатляет, что голландский знаток старинной музыки исполнил произведения представителей самых разных национальных школ – англичанина Пёрселла, андалузсца де Араухо, француза Куперена, немцев Пахельбеля, Муффата, Керля, Бёма, Рейнкена, голландца Свелинка и фламандца ван ден Керховена. Музыка большинства из них в России практически не звучит. И тем почётнее, и ответственней миссия Леонхардта. Причём, своей игрой он доказал, что к миссии своей по-прежнему относится с честностью и ответственностью. Но помимо этого для прославленного аутентиста важен ещё и разговор со слушателями, своего рода исповедь. «Жизнь – многогранна! Спешите видеть её и не теряйте интереса к ней», - таков был лозунг маэстро, который звучал так громко, что не услышать его было невозможно. И это при том, что внешне органист вида не подавал, все его движения были скупы, в них не было ничего лишнего. Как не было ничего лишнего и в регистровке, и в отношении к штрихам. Виртуозно-величественная токката Муффата, фуги Пахельбеля, не лишённые чувства юмора, сияющий чистотой граунд Пёрселла – всё было прекрасно и даже необходимо. Но была всё-таки одна деталь, которая смущала. И имя ей – ритм. Существуют теории о том, что аутентичное исполнение барочной музыки не просто может, а даже должно быть неровным по движению. Однако путь этот можно назвать даже преступным. Ведь фактически неритмичная игра – это дефект. И никакая концепция не сможет полноценно доказать, что дефекты возможны. Самое страшное, что в беге от доли слышится ещё и бег от судьбы, в нём нет смирения – одной из главных христианских добродетелей. А барочная музыка неразрывно связана с христианством. Достаточно вспомнить хотя бы тему креста, столь часто встречающуюся у Баха…
Свою бесконечную любовь к земной жизни Леонхардт подтвердил единственным бисом, в ламентозных интонациях которого было сильно трагическое начало. К компромиссу между христианским мировоззрением и огромным жизнелюбием исполнитель не пришёл, не нашёл выхода и закончил концерт скорбным ми-бемоль минором.
1