«Горячий август»

Яна БогдановаКак выжить, когда вихри похмелья веют над нами

                                                                     Роман Кайзер

Второго сентября в театре-фестивале «Балтийский Дом» состоялась премьера спектакля «Горячий Август». Мне, волею случая, удалось присутствовать на премьере, чему, признаюсь, несказанно рада. Пользуясь возможностью, выражаю благодарность тому же «случаю», имя которому - Яна Богданова - актриса, сыгравшая роль Тани в постановке.

Рассказывать об этом спектакле интересно, и одновременно сложно, слишком серьезная и противоречивая тема транслируется авторами пьесы — украинским драматургом Натальей Ворожбит, режиссером Денисом Замираловым и труппой молодых актеров из Петербурга. Это вечная связь «русской души» и «русского пьянства». Действие происходит в украинской глубинке, но я намеренно не делаю различия между Россией и Украиной, так как считаю, что в данной проблеме этих различий просто нет.

Первое что поражает, даже, в какой-то степени, парализует зрителя - это декорации. Простая и гениальная идея - заполнить сцену импровизированными дверными проемами, которые являются обрамлением персонажей, многократно усиливая концентрацию внимания, одновременно исполняют функцию переходов от одной сцены к другой. Рамы с пустотами внутри, символизируют вход в дом, кладбище, метафизический переход из одного мира в другой. Ощущение сна и сюрреализма. И в этой атмосфере призрачного полумрака, который обволакивает зрителя, выстреливает простая и, казалось бы, банальная мысль о многовековой спивающейся семье из села «Борщи»; история о людях для которых пьянство - это единственный возможный способ разнообразить свою жизнь, для которых водка – это философия и рок. Контраст прекрасного сумрака и нарочито незамысловатой жизни героев создает эффект «черной дыры», в которую погружается зал, становясь будто сопричастным действию. Зритель видит тривиальную ситуацию, ту что он каждый день видит с экрана телевизора - это уже не трогает и не угнетает, потому что это - действительность и она вокруг, она никому не нравится, ее не хотят замечать. Желание вечно страдальческой феерии засасывает, поглощает и магнетизм ее растет...

БорщиЦентральный персонаж спектакля – Таня, роль которой исполняет успешная молодая актриса Яна Богданова. Именно вокруг главного персонажа - Тани (актриса Яна Богданова) разворачивается действие, на повестке дня вновь возникают вопросы «вековой» давности, выходят на сцену персонажи в их неприглядной простоте, ставится под удар традиционный уклад жизни в селе «Борщи». Таня, осознав, что ее засасывает на дно, пытается выплыть, но это не так просто… Героиня, приехавшая из города в родное село, для того чтобы убежать от семейных проблем и внутренних противоречий, старается сопротивляться силе «черной дыры»… «Бред, какой Бред!» - эти слова неоднократно повторяет главная героиня Таня, понимая абсурдность мирка, в котором она оказалась. Но парадокс и трагизм заключаются в том, что, несмотря на более высокий социальный статус и уровень сознания, героиня Яны Богдановой, остается той самой деревенской простой девочкой, воспитанной в том самом селе Борщи. Привычная к постоянному действию, Таня начинает задумываться о том, что из этой демонической мистерии выхода нет и она постепенно сама начинает погружаться в пьянство, возвращаясь к своим «истокам».

Действие, разворачивающиеся во время спектакля, наполнено остроумными сценами и репликами, которые неоднократно заставляют зал смеяться и аплодировать великолепной игре актеров. Однако, думаю, несмотря на непринужденную и легкую подачу сюжета, зритель воспринял фабулу спектакля, которая заключается зачастую в неразрывной связи алкоголизма и образа жизни «гражданина» нашей необъятной родины, не так легко, как хотелось бы... Немаловажно, Таня в спектакле – это некая аллегория городского жителя, которая, как будто говорит зрителю : «Мы все оттуда - из глубинки, а алкоголизм, как известно, - болезнь души, и спиться может не только Валерик из «Борщей», но и профессор из Петербурга…»

Много можно написать о премьере спектакля «Горячий август», но, думаю этого вполне достаточно… Могу сказать одно – спектакль стоит посмотреть! Он держит зрителя… А главное – это конечно итог, а итог таков – «Горячий Август» заставляет задуматься... Хочешь ли ты жить или хочешь всю жизнь провести в бреду, очнувшись глубоко в старости и поняв - жизнь безвозвратно ушла, потеряв все основания и смыслы. Выбор за каждым из нас.

                                                          Евгения Стелс, политолог

1