Гидон Кремер: Я пытаюсь противостоять...

Гидон КремерГидон Кремер в последний момент отказался участвовать в фестивале в Вербье, который проходит в этом году с 15 по 31 июля. Организаторы фестиваля объяснили публике отсутствие Кремера плохим самочувствием. В ответ скрипач, не жалующийся на здоровье, опубликовал открытое письмо, в котором поставил жесткий диагноз сегодняшнему состоянию мира академической музыки.

Мы публикуем личное письмо Гидона Кремера руководителю фестиваля Мартину Энгстрему. С согласия директора фестиваля оно попало в интернет на сайт известного музыкального критика Нормана Лебрехта Slipped disk и воспроизводится на сайте «Сноба» в переводе с английского. Мы также публикуем открытое обращение Гидона Кремера с объяснением случившегося.

Письмо Мартину Энгстрему

26 июня, 2011 года

Дорогой Мартин,

Боюсь, у меня плохие новости. Меня давно мучили сомнения — последние несколько недель я пытался разобраться в своих мыслях и, наконец, принял решение отказаться от участия в фестивале в Вербье в этом году.

Мне совсем не хочется тебя расстраивать, и я представляю, как ты разочарован. Пожалуйста, поверь, у меня не было выбора.Мы с каждым днем становимся старше, и с этим не поспоришь, но с возрастом начинаешь более ответственно относиться к собственным поступкам. Это, в особенности, относится к тому, где и почему мы говорим «да» или «нет». То, что Вербье открывает широкие возможности для молодых музыкантов, прекрасно. Я ценю энтузиазм, с которым работает оркестр фестиваля, и очень хорошо знаю, как серьезно ты относишься к годовщинам и юбилеям своих друзей. Среди этих именитых исполнителей есть близкие мне люди. Тем не менее это все не отменяет вопрос, который я все время себе задаю: что делаю я САМ на «этом перекрестке», где встречаются именитые старые и новые звезды. Всю свою жизнь я посвятил музыке, композиторам, «классическому» репертуару и тому, за признание которого я, напротив, боролся десятки лет. Но сейчас чувствую, что должен сделать выбор.

Я больше не хочу быть частью «тусовки ради самой тусовки». Я не хочу оправдывать или подтверждать мнение, что принадлежу к какой-то категории, пусть даже исключительной.

Несколько десятков лет назад одна американская газета написала обо мне противоречивое, но ироничное заключение: «Он настолько вне всего, что он уже неотъемлемая часть» (he is so much out, that he is in). Со временем я все больше чувствую, что хочу быть «частью смысла» того, что я делаю. Мне трудно объяснить почему, но я чувствую, что в Вербье мое присутствие БЕССМЫСЛЕННО. Ты можешь удивиться: «Гидон! Как ты можешь говорить такие вещи, будучи в окружении друзей, которые тебя уважают, любят с тобой играть, следуют за тобой?» Дорогой Мартин! Пожалуйста, не делай ложных выводов. Я не воздвигаю баррикады из-за амбиций или желания смотреть на все по-снобски «свысока», как делают многие критики, полные предубеждений. Ни в коем случае.

Я просто не хочу дышать воздухом, наполненным искаженными ценностями. Давайте согласимся: все мы должны что-то делать с сомнительным состоянием нашего музыкального мира, в котором «звезды» значат больше, чем творчество, рейтинги — больше, чем подлинный талант, а цифры — больше, чем... звуки. Этим летом, после 30 лет полной отдачи, я решил закрыть ежегодный фестиваль в Локенхаузе. Три десятка лет я служил этому делу и благодарен друзьям, разделявшим мое отношение. Музыка была и осталась сутью этого фестиваля идеалистов, который может гордиться тем, что предоставил возможность прозвучать тысячам произведений. По своему размеру и направленности он был и остается оазисом интимного отношения к музыке. Устав от многочисленных туров, новых проектов и записей, я все больше чувствую, что должен делать только то, что мне кажется по-настоящему важным. У меня совсем нет сил и желания поддерживать проекты на широко рекламируемых площадках с «восходящими» или «признанными» звездами сегодняшнего музыкального бизнеса, устраиваемые ради оваций и показухи, основанной на демонстрации сотрудничества знаменитостей.

Да, я знаю, что должен быть профессионалом. Я всегда старался быть верным слову и, конечно, помню, что обещал приехать в Вербье. Но сегодня слово «исполнитель» теряет свой подлинный смысл, свою «ценность». Это больше не мое время. Я оставляю его тем, кто в него верит, будь то слушатели или молодые новые исполнители, превосходно умеющие ублажать публику, оставаясь ПУСТЫМИ. Многие из них (к счастью, не все!) больше, чем творчеством, заняты погоней за признанием на виртуальном пьедестале. Редко речь идет о преданности искусству. Пусть так и будет. Я не ханжа и не судья. Мне просто нужно отдохнуть от этих «фейерверков». Именно по этой причине я решил отстраниться. Мне не по душе участвовать в вездесущей вакханалии, которая за последнее время охватила музыкальный рынок. И все же хочется пожелать тебе плодотворного лета, полного радостных встреч и «великолепных выступлений», с которыми ты будешь ежедневно поздравлять участников на знаменитых ужинах в гостях у «друзей фестиваля».

Надеюсь, ты не только продашь бесчисленное количество билетов, но еще больше раскрутишь фестиваль, который должен гордиться своим художественным руководителем — одновременно таким увлеченным меломаном и прекрасным бизнесменом.

Я также надеюсь, что когда-нибудь ты отдалишься от тех музыкантов, которые используют возможность выступать для своих целей, вместо того чтобы СЛУЖИТЬ музыке, рады показать себя и насладиться атмосферой радостной «совместности».

Сегодня многие фестивали позволяют себе совмещать раскрутку и развлечение. Показателем этого стала популярность кроссовера и так называемых special events. Этот ширпотреб притягателен и для широкой публики, и для всех, кто хочет продемонстрировать себя, мечтает о признании и славе. Девиз «Все на продажу» хорошо работает и на тех, кто стоит за артистами. Признаемся себе, что кому-то на всем этом удается и зарабатывать. Да, я иронизирую и произношу это с горечью, НАСТОЯЩИЕ артисты еще не исчезли окончательно. Но они редки, как птеродактили, а Вербье, скорее, потворствует созданию мистификаций и подмене тех, кто действительно служил ИСКУССТВУ, теми, кто на нем промышляет.

Я пытаюсь противостоять этому и сохранить свою внутреннюю гармонию. В последнее время, пройдя через целый ряд сомнительных «сотрудничеств», я, очевидно, нуждаюсь в отдыхе. Хочется надеяться, что он станет лучшим лекарством от псевдоценностей, которые окружают большинство из нас. Я хочу закончить это письмо словами из песни одного из моих любимых композиторов Роберта Шумана: «Я не сержусь».

Мое обращение не есть попытка обвинять кого-либо, скорее это самозащита (если еще осталось что защищать!). Я еще раз хочу извиниться перед тобой и всеми коллегами и друзьями, с которыми я должен был выступать, за то, что не смогу посетить фестиваль Вербье этим летом. Пожалуйста, простите меня за то, что я нарушаю свое слово, и поверьте, что я делаю это ради того, чтобы остаться самим собой в мире музыки, который я до сих пор люблю.

Искренне ваш,

Гидон

1