КОНКУРС ПИАНИСТОВ НА ВЕЧЕ-СПБ

Примерно год назад на нашем сайте появилось голосование за «лучшего пианиста сезона 2009/10». По факту получилось так, что люди голосовали в течение сезона 2010/11, и концерты этого года оказали свое несомненное влияние на общие результаты.
Сегодня можно подводить итоги, и они весьма любопытны и поучительны. Всего в нашем конкурсе участвовало 22 пианиста, за которых было отдано в общей сложности 532 голоса. Абсолютными победителями стали Григорий Соколов с 25% (133 голоса) и Павел Егоров с 20 % (105 голосов). Уверенное третье место с 10% (51 голос) занял Владимир Мищук.

Наименее известны и востребованы слушателями оказались Елена Башкирова, Темиржан Ержанов, Александр Пироженко – у них по 3 голоса и, соответственно, по 1% у каждого.
Далее можно выделить группу артистов, за которых отдано от 20 до 31 голоса, так сказать, средний класс клавиршпилеров. К нему принадлежат: Аркадий Володось с 20 голосами, Элисо Вирсаладзе (21), Николай Луганский (22), Борис Березовский (24), Алексей Любимов (26) и – абсолютный лидер в этой группе, восходящая звезда российского фортепианного небосклона – Андрей Дубов с его 31 голосом.

Оставшиеся за рамками выделенных групп артисты получили от 5 до 15 голосов. Это – Игорь Урьяш и Елизавета Леонская (по 5 голосов у каждого), Александр Лубянцев и Валерий Кулешов (по 6 голосов), Наталия Трулль (8), Андрей Иванович и Антон Ляховский (по 9 голосов), Галина Жукова (13), Мирослав Култышев (14) и – лидер группы – Петр Лаул (15).

Причины успеха и провала разных артистов в этом виртуальном конкурсе, на мой взгляд, совершенно различные. Кто-то из мастеров недостаточно занимается своим promotion, и поэтому не слишком известен, хотя уровень его игры выше, чем у многих коллег, кому-то не хватает харизмы, кто-то просто «достал», давая – за-ради гонораров – по 5 концертов в месяц с явным понижением качества игры. Есть в нижней части рейтинга и жертвы кризиса среднего возраста – те, кто не в силах преодолеть инерцию собственного восприятия музыки, пианисты, «утомленные клавиатурой»…
На этом фоне яркими звёздами сияют двое лидеров – Григорий Соколов и Павел Егоров. Оба – мастера старшего поколения, при этом с диаметрально противоположным подходом к вопросам исполнительского мастерства.
Думая об общей стабильности на протяжении десятилетий музыкантов старшего поколения на фоне вспыхивания, колебаний и затухания более молодых «звёзд» я вспоминаю такие стихи одного реакционного русского поэта:

…И отцов наших Бог по-иному ковал,
Отливал без единой, без трещины,
Видно, лучший металл Он для этого брал,
Но их целостность нам не завещана…

Забавно, что оценка читателями сайта Егорова и Соколова совпадает – редчайший случай – с оценкой деятельности обоих музыкантов нашим горячо любимым российским государством. И Егоров, и Соколов удостоены звания народного артиста России. Согласно нашим результатам они тоже самые народные, самые востребованные слушателем.
Я познакомился с творчеством обоих маэстро приблизительно в одно время – в середине 80-х годов и по концертам, и по записям. Сразу могу признаться, что Cоколов – герой не моего романа, и лично я голосовал за Егорова. Я не робот, поэтому мои оценки пристрастны, о чём, как честный человек, предупреждаю заранее.
Григорий Соколов и в середине 80-х, и потом, и сейчас исповедует крайнюю степень технического перфекционизма, чем напоминает Эмиля Гилельса, хотя, на мой взгляд, Соколов – фигура значительно меньшего художественного значения, чем Гилельс. Искусство Григория Липмановича – лично для меня – из разряда «светит, но не греет» (в этом на него похож ещё один участник нашего голосования – Николай Луганский), по сути, он - «пианист для пианистов». Как в свое время говорили о Велимире Хлебникове, что он «поэт для поэтов». При этом Соколов собирает полные битком набитые залы, и приходят в них не только музыканты, но и простые смертные, платя за билеты какие-то страшные деньги. Меня это очень радует – если в России есть люди, готовые за программу из музыки Баха и Шумана выкладывать по 200 евро (+ для москвичей, приезжающих на Соколова специально на один вечер, ещё цена авиа или ж/д билетов Москва-С-Пб и обратно), значит в датском королевстве всё не так уж и плохо.   
Подыскивая параллели для Павла Егорова, я уже как-то называл имя Владимира Нильсена. Может быть, его манера мне чем-то напоминает игру Рудольфа Керера, а иногда Владимира Софроницкого. Хотя как говаривал Осип Мандельштам – «не сравнивай, живущий несравним». А Павел Егоров как раз «живущий», живой, непредсказуемый и неожиданный, особенно на фоне своего главного конкурента - «мумифицированного» заживо Григория Соколова. Он, как и Соколов, стабильно собирает полные залы, но в них как-то свободнее и легче дышится. Игра Егорова далеко выходит за рамки «чистой техники» - в области высокого и живого искусства, глубокой художественной осмысленности и христианской религиозности.
После клавирабенда Павла Егорова выходишь, как правило, морально очищенным с чувством пронзительного и всеохватывающего катарсиса…
Хотелось бы, конечно, высказаться и об остальных 20-ти участниках нашего виртуального конкурса, но кого-то не хочется обижать, а о ком-то я уже высказывался публично. Лично для меня большими событиями за два прошедших сезона, помимо прочих, были концерты Алексея Любимова, Андрея Дубова, Антона Ляховского.
Абсолютно «придуманным» мне представляется Мирослав Култышев, чья игра, на мой взгляд, очень груба и совершенно безвкусна.
Любимые петербуржцами Игорь Урьяш, Андрей Иванович, Петр Лаул, Галина Жукова, насколько мне представляется, находятся то ли в каком-то переходном состоянии, то ли в творческом кризисе. Но это мое персональное мнение.
Заканчивая, я хотел бы извиниться перед несколькими пианистами, которых я совершенно незаслуженно забыл включить в TOP-22, но чьи концерты я всегда с радостью посещаю. Это – Дмитрий Барбашкин, Полина Осетинская, Станислав Соловьев и Павел Райкерус.
Исправляя эту досадную ошибку, я обязательно поставлю эти имена в новый TOP-20.

1