Яна Богданова. Участник Группировки Перемен
Правило «лучше меньше, да лучше» на эту девушку точно не распространяется. Пробовать себя в разных и порой неожиданных качествах – жизненный принцип Яны Богдановой. И, надо сказать, воплощает она его с завидным успехом.
- Ты занимаешься драматургией, поэзией, журналистикой, фотографией… Но в качестве кого сама себя определяешь?
- Наличие интересов определяется характером времени. Ничто не стоит на месте, все развивается: и наука, и литература и, главное, человеческая душа. Сейчас просто некогда зевать – все проносится в стремительном потоке, и будет жаль, если не попробуешь себя в том или ином качестве, пока ты молод. К тому же немаловажен фактор судьбы и предначертанности событий, в этих вопросах я немного мистик. Мне, закончив режиссуру драмы, пришлось отработать семь лет журналистом и параллельно заниматься интернет-бизнесом. Я ни о чем не жалею: не будь прекрасных годов учебы, я уверена, ничего бы у меня не получилось. Как итог театральной судьбы - я смело рассматриваю нынешнее свое занятие драматургией. Ничто не напрасно.
- Почему из всех интересов наиболее ярко выделяешь драматургию?
- Просто она сочетает в себе много подвидов и различных направлений, с которых я начинала – режиссура, актерское мастерство, журналистика, психология и даже поэзия. К тому же пьеса – это хорошая возможность в полной мере выразить свои взгляды, отношение к миру, поговорить о внутренних проблемах человека, которые отражаются на всей его жизни. С каждой новой пьесой становишься совершенней: приходится ставить перед собой только самые сложные вопросы и если даже не давать на них ответа, то прийти к какому-то пониманию их в конце работы.
- То есть не только ты вкладываешь душу в произведение, но и произведение в тебя…
- Они делают меня более восприимчивой и внимательной. Непонятное так и не становится до конца понятным, однако попытка ответить на сложный вопрос позволяет реально оценить и себя, и свою жизнь, и людей, которые рядом. После написания каждой пьесы немного меняешь мировоззрение, начинаешь видеть еще больше полутонов, чем до этого
- Считается, что искусство – продукт дисгармонии. Ты согласна с этим?
- Нет! Настоящее искусство творится в чистом состоянии, даже, скорее, в попытке прийти к нему. В дальнейшем эта «чистота» проверяется временем.
- Твоя лирика невеселая, тяжелые эмоциональные переживания для тебя и являются чистотой?
- Это мой внутренний поиск, постоянная переоценка жизни, попытки ее осознать. Мои стихи – это возможность, данная свыше, почувствовать себя живой и, наконец, стать живой.
- В творчестве для тебя существуют табу?
- Я всегда ориентируюсь только на свои внутренние ощущения. Для творческого человека преград быть не должно, однако он должен быть ответственен за то, что делает, а тем более понимать, как это может повлиять на людей. Главное не совершать сделок с совестью – все вернется.
- О чем новая пьеса «Босиком по холодной воде»?
- Ответы нужно искать в главном монологе:
Старый Рудольф. В детстве я любил бегать босиком по холодной воде. Снимал с себя всю одежду и бежал долго-долго по берегу, задыхаясь от ветра и спертого дыхания, пока хватало сил. Я считал, что все люди должны хоть раз в жизни это сделать: пробежать босиком по холодной воде. Почувствовать это счастье, когда тебе все равно, на все - все равно. Ты просто бежишь и задыхаешься, утопаешь ногами в вязком мокром песке и продолжаешь бежать, и хватать ртом воздух. Ведь воздух не кончится, думаешь ты, он никогда не кончится, и тебе кажется, что ты вечно будешь способен бежать босиком по холодной воде, что у тебя достанет сил не спотыкаться, не оборачиваться, не ныть от боли. Но однажды наступает момент, когда ты берешь кого-то за руку и приглашаешь его с собой бежать босиком по холодной воде, а он хочет ходить по суше, иначе он простудится. Тогда ты впервые и уже навсегда отряхиваешь ноги от холодной тины и выходишь на берег. Оглядываешься, чувствуешь, что это последний раз, прощаешься и понимаешь, что больше ты никогда сюда не вернешься. А потом, спустя время, думаешь: «Лучше бы я там упал и захлебнулся в этой холодной воде, чем так бессмысленно и без толку шляться своими сухими ступнями по бессмысленному песку и постоянно ныть о жажде, которая нестерпимо с тех пор продолжает мучить и мучить».
Из-за условностей и законов, навязываемых обществом, из-за постоянно ограниченного времени в какой-то момент человек теряет себя, блекнет все то, что когда-то имело для него ценность. И пьеса о самом долгом и тернистом пути – пути возвращения к самому себе.
- Попятам за искусством всегда шагала политика… Огромный первомайский зорб, прокатившийся по Лиговскому проспекту, акции «Несогласные в России = Троянский конь» и «Перезимовали» наделали много шума. Общественность не устает гадать, что же такое Группировка перемен на самом деле.
- Это наше питерское неформальное сообщество, которому не все равно, что происходит вокруг. Среди нас много творческих людей, например, Алексей Смирнов руководитель арт-студии, Саша, фамилию которого называть не буду по понятным причинам, лидер одной из крупнейших граффити команд города. Мы сотрудничаем со многими известными художниками города. Например, Игорь Яновский и Алексей Сергиенко вместе с нами придумывали и готовили космическое шествие по Невскому. У нас действует принцип «открытого кода», каждый интересный человек может присоединиться к нашей группе и привнести что-то свое.
- В поисковике вводишь «Группировка перемен», а выскакивает «Молодая Гвардия Единой России»…
- Никакой связи между нами и МГЕР – нет. Я, вообще, узнала о существовании Молодой Гвардии только после знакомства с кинопродюсером Олегом Ведутовым, который раньше имел отношение к этой организации.
- На кого была направлена первомайская акция?
- На первомайских манифестантов, которые только и делают, что разглагольствуют и недовольствуют, ничего не предлагая взамен. А если и предлагают, то только все разрушить, кого-то свергнуть и что-то поделить. Их «хождения» маршами с кондовыми «красными письменами» увлекают их настолько, что они уже давно не видят мир вокруг себя. А я хочу видеть.
Интервью: Елизавета Фоменко (студентка ф-та журналистики СПбГУ)