ВТОРАЯ ПОЛОВИНА АПРЕЛЯ В БЗФ

16 апреля в Большом зале филармонии — ОРГАННЫЙ ВЕЧЕР. Победитель органного конкурса имени М.Таривердиева (Калининград) немецкий органист Мориц ШОТТ исполнит программу из сочинений БАХА, РЕГЕРА, АЛЕНА, ВИДОРА, ДЮПРЕ и ТАРИВЕРДИЕВА. Ведет концерт Вера ТАРИВЕРДИЕВА.

Мориц Шотт родился в Гамбурге в 1979 году, начал заниматься фортепиано в возрасте шести лет. Среди его первых учителей: Кэрол Тэйнтон, Ханс-Юрген Вульф и Кристоф Шёнер (главный органист Гамбурга). Окончил Кёльнскую Высшую музыкальную школу по классу органа у профессора Йоханнеса Гефферта и хорового дирижирования у профессора Райнера Хенна.

В 2005 году вернулся в свой родной город для продолжения обучения в Высшей музыкальной школе Гамбурга у профессоров Питера ван Дайка и Вольфганга Церера с выпускным концертом в соборе Св.Михаила (так называемом «Михеле» - St.Michaelis Kirche). Затем окончил также Лейпцигскую Высшую музыкальную школу по программе «концертный органист» у профессора Штефана Энгельса. Совершенствовал своё мастерство на различных мастер-классах под руководством известных профессоров: Йона Лауквика, Харальда Фогеля, Мишеля Шапюи, Николаса Кайнастона, Оливье Латри, Маргареты Хюрхольц Тьерри Мешлера. С 2002 год Мориц Шотт работал органистом в Кёльнском соборе Креста Господня (Kreuzkirche), с 2005 года в церкви Пауль-Герхардт в Гамбурге. С лета 2007 года его также связывает тесное сотрудничество с Новым Гамбургским хором мальчиков, с которым в 2008 году он записал Рождественский CD. Его концертная деятельность в качестве солиста и концертмейстера активно проходит в Германии и других странах. В 2009 году Мориц Шотт стал лауреатом Второй премии Шестого Международного конкурса органистов им. М.Таривердиева и получил специальный приз Санкт-Петербургской Филармонии — выступление в Большом зале с сольной программой.

 17 апреля на дневном концерте в Большом зале филармонии выступят Художественные коллективы петербургского Дворца творчества юных. Концерт проводится совместно с петербургским Оперным театром детей имени Галины Вишневской. Дирижеры — Сергей ИНЬКОВ и Николай РОМАНОВ, солисты — Мери и Туули ВАЛЛЕНИУС (Финляндия).

Необычную программу для детей представят художественные коллективы Дворца творчества юных в рамках серии «Детский уголок».

«Крестовый Поход Детей» Бриттена - это действо, заключающее в себе вечную тему добра и зла. Песнь о войне, как абсолютном зле и самой страшной ее жертве – детской жизни. Постановка поднимает тему детского восприятия войны и рассказывает о трагической судьбе, которая настигла миллионы детей человечества во взрослых играх под названием «война».

Сочинения же норвежца Хеннинга Соммеро и финна Харри Вессмана, напротив, проникнуты мирной, сказочной темой. Получить и исполнить новые сочинения удалось благодаря проекту «Фенноскандия», объединяющему культуру Северо-Запада Европы, представленную такими странами как Россия, Финляндия, Норвегия, Швеция, а также регионом Карелии. Стартовал этот проект в 2003 году в норвежском городе Тромсе. В сюите «Аленушка», на которую вдохновили Хеннинга Соммеро российские музыканты, живущие и работающие в Норвегии, звучит русская народная песня «Как пойду я на быструю речку», а исполнителями концертино для двух гитар и струнного оркестра станут брат и сестра Валлениус, музыканты с русскими корнями, играющие на фортепиано и гитаре.

 17 апреля в 20.00 в рамках Великопостных концертов 2011 в Большом зале филармонии будет исполнена грандиозная оратория для солистов, двух хоров, органа и оркестра на русский канонический текст «Страсти по Иоанну» Софьи ГУБАЙДУЛИНОЙ. В концерте принимают участие Хор, оркестр и солисты Мариинского театра под управлением Андрея ПЕТРЕНКО.

«Страсти по Иоанну» Софьи Губайдулиной написаны в 2000 году по заказу академии Баха города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И.С.Баха. «Страсти» по четырем евангелистам – Луке, Марку, Матфею и Иоанну – были заказаны четырем композиторам из разных стран. Сочинение впервые прозвучало в Петербурге спустя два месяца после мировой премьеры в исполнении солистов, оркестра и хора Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В основу оратории положены русский канонический перевод Евангельского текста и тексты из Апокалипсиса.

Хор Мариинского театра – выдающийся музыкальный коллектив, интересен не только высочайшим профессиональным мастерством, но и своей историей, неразрывно связанной с историей русской музыкальной культуры. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. Масштабные хоровые сцены из этих сочинений с блеском исполнял хор Мариинского театра. Успех хора был основан на бережном хранении старинных традиций русского хорового исполнительства и высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров – Карпа Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Сегодня хор Мариинского театра – не только постоянный участник оперных спектаклей, но и самостоятельный коллектив, выступающий с различными программами светской и духовной музыки, его репертуар простирается от оперных полотен русской и зарубежной мировой классики до произведений кантатно-ораториального жанра и хоровых произведений a cappella. Хор обладает красивым и мощным звучанием, способен удивить необычайно богатой звуковой палитрой и выдающимся актерским мастерством. Постоянный участник международных фестивалей и мировых премьер, он является одним из ведущих хоровых коллективов Европы. С участием хора выпущено значительное количество записей. Главный хормейстер хора Мариинского театра – заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко.

История Симфонического оркестра Мариинского театра восходит к первому оркестру Санкт-Петербургской Императорской оперы и насчитывает более двухсот лет. Бывший оркестр Дирекции императорских театров первоначально возглавлял директор оркестров императорских театров и композитор Катерино Кавос. Дирижер руководил музыкальной частью при постановке оперы Глинки «Жизнь за царя» и участвовал в российских премьерах опер зарубежных композиторов – Вебера, Беллини, Россини и др. Его сменил выдающийся музыкант Константин Лядов, под его управлением прошли премьеры знаковых для истории музыкального театра опер: «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Лоэнгрин» Вагнера, «Фауст» Гуно и др.

Расцвет оркестра Мариинского театра пришелся на деятельность Эдуарда Направника (1863 - 1916), который вывел оркестр на европейский уровень. За дирижерский пульт оркестра вставали такие музыканты как Антон Рубинштейн, Петр Чайковский, Густав Малер, Сергей Рахманинов, Артур Никиш. Эстафету Направника приняли выдающиеся дирижеры советского времени: Владимир Дранишников, Евгений Мравинский, Юрий Темирканов, начинавшие свой творческий путь в этом оркестре. Оркестр Мариинского театра участвовал в бесчисленном количестве первых постановок отечественных, а также первых постановок на русской сценке зарубежных оперных и балетных спектаклей. В 1978 в Мариинский (Кировский) театр на должность дирижера приглашен Валерий Гергиев, возглавивший театр в 1996 году. С приходом маэстро Гергиева в репертуар оркестра вошли симфонические произведения и другие жанры филармонической музыки. Оркестром были исполнены все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Бетховена, Реквиемы Моцарта, Верди и Тищенко, произведения Щедрина, Губайдулиной, Гии Канчели и многих других композиторов. В 2008 году оркестр Мариинского театра по результатам опроса ведущих музыкальных критиков крупнейших изданий Америки, Азии и Европы вошел в список 20 лучших оркестров мира.

23 апреля в Большом зале петербургской филармонии свой ежегодный сольный концерт даст один из самых знаменитых пианистов современности Григорий СОКОЛОВ. В его исполнении прозвучат Итальянски концерт и Французская сюита си минорр БАХА, Юмореска ор.20 и Четыре пьесы ор.32 ШУМАНА.

24 апреля концерт абонемента «Во фраках и в джинсах» будет посвящен творчеству одного композитора — Альфреда ШНИТКЕ. Впервые в Петербурге прозвучит его Второй виолончельный концерт, а во втором отделении будет исполнена музыка к кинофильмам «Агония», «Осень», «Экипаж» и «Мастер и Маргарита». АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии выступит под управлением Михаила ГОЛИКОВА, солист- Александр ИВАШКИН, ведет концерт Антон ЧАУСОВСКИЙ.

Демонический образ композитора восстает в музыке Альфреда Шнитке, одного из самых известных и знаковых композиторов конца XX века. Тем, кто интересуется жизнью и творчеством этого музыканта, лучше всего прочитать «Беседы с Альфредом Шнитке», записанные Александром Ивашкиным, верным другом и соратником Шнитке, исполнителем его сочинений и, шире, исследователем и популяризатором его творчества. В этих записях предстает живой композитор: тонко чувствующий эпоху, ее драматизм и скрытый трагизм, кумиров и чаяния окружающих людей. Кстати, Александр Ивашкин, прекрасный виолончелист, профессор и руководитель факультета исполнительства Голдсмит-колледжа Лондонского университета и директор Центра русской музыки при нём, впервые в Санкт-Петербурге исполнит Второй виолончельный концерт Альфреда Шнитке. Этот музыкант известен своей приверженностью музыке ХХ века, именно в его исполнении впервые прозвучали многие сочинения Джона Кейджа, Маурисио Кагеля, Кшиштофа Пендерецкого, Арво Пярта, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Гии Канчели и других классиков нашей эпохи.

Киномузыку же Альфреда Шнитке представлять специально нет необходимости: в качестве полноправного соавтора им созданы такие кинематографические шедевры как «Белорусский вокзал», «Фантазии Фарятьева», «Сказка странствий» и многие другие.

25 и 26 апреля цикл Великопостных концертов продолжат выступления хоровых коллективов Грузии и России. 25 апреля — в Понедельник Светлой Седмицы впервые в Большом зале филармонии выступит фольклорный хор «МДЗЛЕВАРИ» (Грузия) под управлением Кахабера ОНАШВИЛИ. Прозвучат грузинские Пасхальные песнопения и народные песни.

Ансамбль мальчиков "Мдзлевари" создан в 1994 году (в переводе с грузинского "Мдзлевари" - "пение птиц"). Основатели хора - Тариел и Кахабер Онашвили, солисты легендарного хора "Рустави", обладатели почетных званий и наград Правительства Грузии. великолепные исполнители и знатоки грузинского песенного фольклора. Созданный несколько лет назад взрослый состав "Мдзлевари" с высоким мастерством исполняет сложнейшие фольклорные и церковные произведения. Под руководством отца и сына Онашвили, "Мдзлевари" регулярно выступает в Грузии, записывает концерты на радио и телевидении. Коллектив неоднократно становился призером международных конкурсов и фестивалей в своей стране и за рубежом. Взрослый состав "Мдзлевари" записал и выпустил 4 CD.

Руководитель хора - Кахабер Онашвили - знаток и исполнитель фольклорных песен и духовных песнопений различных областей Грузии, являлся солистом грузинской государственной Капеллы, преподавал во Дворце грузинского фольклора, был солистом заслуженного государственного Ансамбля песни и танца Грузии "Рустави", руководил фольклорным ансамблем "Сулико" при театре оперы и балета города Тбилиси. В 1994 году возглавил хор "Мдзлевари". С 2009 года является руководителем ансамбля "Мтсхета" (г. Мтсхета).

В программе концерта прозвучат Пасхальные церковные песнопения разных областей Грузии: Карталино-Кахетии, Сванетии, Гурийской и Рачской земли, ритуальные песни обхода дворов, лирические, обрядовые и трудовые фольклорные песни.

26 апреля во Вторник Светлой Седмицы с программой «ВОСКРЕСЕНИЯ ДЕНЬ», в которую вошли старинные православные распевы, духовная музыка русских композиторов и обработки русских народных песен исполнит мужской хор «ОПТИНА ПУСТЫНЬ» под руководством Александра СЕМЕНОВА.

Коллектив «Оптина пустынь» был основан в 1996 году Александром Семеновым по благословению настоятеля Санкт-Петербургского подворья ставропигиального монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни игумена Ростислава. Хор представляет собой ансамбль профессиональных певчих выпускников Санкт-Петербургской консерватории. Этот богослужебный коллектив призван возрождать традиции древнего монастырского пения: многие певческие чинопоследования из древних рукописей обрели свое второе рождение на клиросе подворья, а впоследствии вошли и в концертные программы хора. Тщательная работа с первоисточниками, сотрудничество с ведущими специалистами в области расшифровки древнерусских певческих рукописей предваряет появление каждого нового песнопения в программе коллектива. Концертные программы: "Тысячелетие русского церковного пения", "Любовь святая", "Распевы русских монастырей", "Раннее русское многоголосие", "Пение древней Церкви" исполнялись на гастролях по России и странам мира. Хор "Оптина Пустынь" записал 11 сольных СD.

Художественный руководитель хора Александр Семёнов изучал древнерусскую знаменную нотацию под руководством профессоров кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Александр Семёнов - автор множества аранжировок церковных и светских музыкальных произведений.

Программа концерта представит Пасхальные богослужебные песнопения древнерусской, григорианской, болгарской, византийской, сербской традиции, композиторскую духовную музыку, хоровые миниатюры и обработки лирических русских народных песен.

27 апреля ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии исполнит Восьмую симфонию БРУКНЕРА. За пультом — маэстро Марио ВЕНЗАГО (Швейцария).

Сочинения Антона Брукнера, мастера масштабных симфонических полотен, недооцененные при его жизни и после смерти, в наше время, в XXI веке, переживают свой ренессанс. Восьмая, предпоследняя симфония великого мастера, была написана в 1890 году, уже после того, как спустя долгие годы неустанного труда и лишений к композитору пришло заслуженное признание вместе с исполнением в 1884 году Лейпциге дирижером Артуром Никишем его Седьмой симфонии. Брукнер в те годы уже жил в предоставленной ему императором Францем Иосифом квартире во дворце Бельведер, был окружен почестями и многочисленными привилегиями маститого венского композитора. Восьмая симфония принадлежит к наиболее конфликтным, «бетховеноцентристским» сочинениям Брукнера, для которых характерны большая протяженность и неспешность развертывания.

Марио Вензаго учился в Цюрихе и в Вене у Ганса Сваровского. Начал свою музыкальную карьеру в качестве пианиста Швейцарской теле-радиовещательной станции в Лугано (Швейцария). С 1986 по 1989 год возглавлял Оперный театр и Филармонический оркестр Гейдельберга (Германия), в разное время работал главным дирижером: Немецкой Камерной филармонии Бремена, Оперы Граца (Австрия), Баскским Национальным оркестром, симфоническим оркестром Базеля, Шведским Национальным оркестром (Гётеборг). Осуществлял художественное руководство Летнего фестиваля в Балтиморе, а с 2002 по 2009 год являлся художественным руководителем Симфонического оркестра Индианаполиса. В 2010 году занял пост главного дирижера камерного оркестра «Northern Sinfonia» в Ньюкасле, в тот же год был назначен главным дирижером Бернского симфонического оркестра (Швейцария), а также дирижером оркестра Tapiola Sinfonietta, «Шумановским приглашенным дирижером» Дюссельдорфского симфонического оркестра и почетным дирижером Базельского симфонического оркестра. Сотрудничает с Берлинской филармонией, Лейпцигским Гевандхаус-оркестром, Мюхенской, Лондонской филармониями, симфоническим оркестром Би-Би-Си, Симфоническим оркестром Бирмингема, Венским симфоническим, оркестром Ла Скала, Мельбурнским симфоническим и Национальным Японским симфоническим оркестром (NHK, Токио). В Северной Америке выступал с Бостонским симфоническим, оркестрами Филадельфии, Торонто, Балтимора. Дирижер — гость престижных фестивалей Зальцбурга и Люцерна. Несколько его CD с сочинениями Роберта Шумана, Луиджи Ноно, Отмара Шёка, Альбана Берга, Мориса Равеля были отмечены международными премиями (в том числе Grand Prix du Disque, Diapason d’or и Edison prize), а фильм о Марио Вензаго «Мой брат — дирижер» (режиссер Альберто Вензаго) получил высочайшие отзывы прессы. Сотрудничает с известными режиссерами: Рут Бергхаус, Петер Ковичный, Ганс Нойенфельс. В настоящее время готовит к записи полное собрание симфоний Брукнера (для звукозаписывающей компании CPO).

 28 апреля в Четверг Светлой Седмицы в Большом зале филармонии состоится Закрытие Великопостных концертов 2011. В Большом Пасхальном концерте выступит АКАДЕМИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА имени В.С.Попова под управлением Владислава ЧЕРНУШЕНКО. В программе концерта прозвучит Всенощное Бдение Рахманинова (1915), сочинения Свиридова и Пасхальные песнопения.

Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства – Академия хорового искусства – создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова. С сентября 2009 года Академии присвоено имя ее основателя – выдающегося дирижера-хормейстера, Народного артиста СССР, профессора Виктора Сергеевича Попова (1934-2008). Главная идея Академии заключается в продолжении и развитии в новых исторических условиях давних традиций русского певческого искусства, зародившегося после Крещения Руси (988) как искусства хорового – основополагающего для России.

Наряду с образовательным процессом основой подготовки музыкантов в Академии является концертная деятельность. С первых лет своего существования хор Академии заявил о себе как концертирующий коллектив. Сводный хор Академии (около 200 певцов) включает в себя хор мальчиков, хор юношей, студенческие вокально-хоровые ансамбли и мужской хор, где, помимо студентов, поют многие воспитанники Училища и Академии. В 1991 году хоры под управлением В. Попова завоевали две первые премии на Международном хоровом конкурсе в Карлштайне (Германия). Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнять художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Различные хоры Академии подготовили к исполнению более 2000 произведений и записали более 40 компакт-дисков. Хоры Академии выступают с концертами в России и за ее пределами, участвует в международных фестивалях и конкурсах, принимают участие в мировых премьерах. Хоры Училища и Академии выступали с прославленными российскими и зарубежными дирижерами: Е. Светлановым, Г. Рождественским, Д. Китаенко, В. Спиваковым, В. Федосеевым, Х. Риллингом, Т. Зандерлингом, М. Плетневым, Ю. Темиркановым, С. Сондецкисом, Я. Латам-Кениг, Ю. Башметом, и с выдающимися музыкантами М. Кабалье, М. Гулегиной, А. Георгиу, Р.Аланья, Ч. Бартоли, Д. Хворостовским.

29 апреля в рамках абонемента «Концерты с сюжетом» в Большом зале филармонии прозвучат произведения, связанные с творчеством великого барда Уильяма ШЕКСПИРА. АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии под управлением музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра Василия СИНАЙСКОГО исполнит увертюру «Король Лир» БАЛАКИРЕВА, увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» ЧАЙКОВСКОГО, Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» ГУНО, Арию Джульетты из оперы «Капулети и Монтекки» БЕЛЛИНИ, увертюру к опере «Виндзорские проказницы» НИКОЛАИ, фрагменты музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и фрагменты музыки из кинофильма «Король Лир» ШОСТАКОВИЧА. Солистка — Людмила ДУДИНОВА (сопрано). О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.

Программа концерта, составленная из произведений, написанных под впечатлением шекспировских сюжетов, не нуждается в подробных комментариях. Прежде всего, оттого, что эти произведения широко известны, можно сказать, популярны, как и сами бессмертные сюжеты. Таковы «Ромео и Джульетта» Чайковского и вальс Джульетты из оперы Ш.Гуно, фрагменты из музыки Ф.Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» и отрывки из музыки Шостаковича к Козинцевскому «Королю Лиру» с Юри Ярветом, говорящим голосом З.Гердта, в заглавной роли. Менее известна опера В.Беллини «Монтеккии и Капулетти», впервые поставленная в Милане в 1830 году Ф.Романи и комическая опера Отто Николаи, написанная на либретто Г. С. Мозенталя, впервые прозвучавшая в Берлине 9 марта 1849 года.{jcomments on}

 

1