КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ФИЛАРМОНИИ С 3 ПО 15 АПРЕЛЯ

3 апреля в 15 часов АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии выступит с программой сочинений Ф.МЕНДЕЛЬСОНА, прозвучат: симфоническая увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром и «Шотландская» симфония. Дирижер — Александр ПОЛИЩУК. Солисты Лидия КОВАЛЕНКО (скрипка) и Павел РАЙКЕРУС (фортепиано).

В цикле концертов для всей семьи прозвучит музыка Феликса Мендельсона. Наряду с широко известными сочинениями этого автора, Двойным концертом для фортепиано и скрипки с оркестром и «Шотландской симфонией», слушатели познакомятся с симфонической увертюрой «Морская тишь и счастливое плавание», созданной в 1828 году на основе двух небольших стихотворений Гете с одноименными названиями. Любопытно, что за 13 лет до этого, великий Людвиг ван Бетховен использовал эти стихи в своей кантате с тем же названием.

Увертюра Мендельсона состоит из двух частей: медленного и тревожного введения, символизирующего штиль, ( во времена парусников спокойное море - штиль означал катастрофу для экипажа). Вторая часть открывается криком чаек, звуками крепчающего ветра и волн и закачивается песней благодарения, фанфарами и восклицанием: "Я вижу землю!". Этой увертюрой Мендельсон дебютировал в качестве дирижера с оркестром Гевандхауза в Лейпциге 4 октября 1835 года.

5 апреля в рамках проекта ВЕЛИКОПОСТНЫЕ КОНЦЕРТЫ 2011 в Большом зале филармонии выступит знаменитый московский мужской хор «ДРЕВНЕРУССКИЙ РАСПЕВ» под управлением Анатолия ГРИНДЕНКО. В Пятую седмицу Великого поста, день память преподобной Марии Египетской хор исполнит великопостные гимны русского средневековья.

Один из самых известных отечественных коллективов, исполняющих древние православные песнопения, мужской хор "Древнерусский распев" под управлением Анатолия Гринденко был основан в Троице-Сергеевой Лавре и в 1985 году реорганизован по благословению митрополита Волоколамского и Коломенского Питирима в хор Издательского отдела Московского Патриархата. В его состав вошли певчие московских церквей. С этого времени хор постоянно участвует в Богослужениях, возрождая древнерусские певческие чинопоследования XVI – XVII веков. Сегодня хор "Древнерусский распев», - лауреат нескольких международных конкурсов и фестивалей, - постоянно гастролирует по России и за рубежом, принимает участие в крупных фестивалях в Лондоне (Lufthansa Festival of Baroque Music), Вене (Osterklang) и в других музыкальных столицах мира. Коллектив осуществил запись 13 СD, большая часть которых включает ранее не исполнявшиеся образцы русского богослужебного пения различных эпох и стилей. Записи хора награждены высшими наградами международной критики журнала “Diapason”. Творческий опыт, талант и глубокие знания древнерусской певческой традиции позволили основателю и художественному руководителю коллектива Анатолию Гринденко вывести хор "Древнерусский распев" в число ведущих отечественных певческих коллективов в области исполнения русской церковной музыки.

В программе концерта прозвучат древнерусские песнопения монастырской традиции, многоголосные гимны, некогда звучавшие в Московских храмах, псальмы и средневековые покаянные стихи. Песнопения расшифрованы по древнерусским певческим рукописям XVII века.

 

8 апреля в Большом зале филармонии с сольным концертом выступит один из лучших скрипачей современности американец Джошуа БЕЛЛ. В сопровождении пианиста Сэма ХЭЙВУДА (Великобритания) он исполнит скрипичные сонаты №2 БРАМСА и ГРИГА, а также Фантазию для скрипки и фортепиано ШУБЕРТА.

Концерт Джошуа Белла и Сэма Хейвуда — долгожданное событие в музыкальной жизни Петербурга. Американец Джошуа Белл, один из самых знаменитых скрипачей мира, впервые выступит в Санкт-Петербургской филармонии с сонатным вечером. Слава пришла к Беллу рано - он привлёк всеобщее внимание после дебюта с Риккардо Мути и оркестром Филадельфии, когда ему ещё не было 14 лет. Дебют в Карнеги-холле, престижный грант Эвери Фишер, контракты на запись — подтверждают его признание в музыкальном мире. Сегодня он одинаково комфортно ощущает себя в качестве солиста, камерного музыканта и дирижера. Его беспокойное любопытство и многогранные музыкальные интересы ведут к новым направлениям, которые принесли ему уникальное звание «суперзвезды классической музыки», как пишет Граммофон: «Белл — ослепителен», а журнал «Музыкальная Америка» назвал Джошуа Белла «инструменталистом 2010 года». Среди событий сезона 2010-2011: выступления с Нью-Йоркской филармонией, оркестрами Сан-Франциско, Хьюстона и Сэнт-Луиса. В 2010 году прошли концерты камерной музыки со Стивеном Иссерлисом во Франкфурте, Амстердаме, в Вигмор-холле в Лондоне, состоялся европейский тур по городам Италии, Франции и Германии с Камерным оркестром Европы. В 2011 пройдут выступления с оркестром Концертгебау в Нидерландах и Испании, а также сольный концертный тур в Канаде, США и Европе. Белл вновь будет сотрудничать с виолончелистом Стивеном Иссерлисом на гастролях в Европе и Стамбуле с Академией «Св.Мартина в полях» (Academy of St.Martin in the Fields).

У Джошуа Белла подписан эксклюзивный контракт с Sony Classical, компанией, которая привлекает новую аудиторию в сферу классической музыки и открывает новые сочинения слушателям классической музыки. Диск Белла с сонатами французских композиторов — совместная работа в дуэте с Джереми Денк, будет выпущен в 2011 году. Среди последних записей: музыка к фильмам «Цветные Девушки», «Дома с друзьями», в сотрудничестве с такими музыкантами как Крис Ботти, Стинг, Джош Гробан, Реджина Спектор, ансамблем Tiempo Libre и другими; музыка к фильму «Defiance», «Времена года» Вивальди, Концерт для скрипки Чайковского с оркестром Берлинской филармонии, «Красная скрипка» Корильяно, «Основы от Джошуа Белл», «Голос скрипки и скрипичный романс», который журнал Billboard назвал «классическим CD 2004 года», а Джошуа Белла - «артистом года классической музыки». Белл выпустил записи собственных каденций к концертам Бетховена и Мендельсона, Сибелиуса и Гольдмарка, которые были высоко оценены критиками, а также запись, получившего премию «Грэмми», концерта Николаса Мау. В его исполнении номинировалась на «Грэмми» запись Фантазии Гершвина, премьера сочинения для скрипки с оркестром на темы из «Порги и Бесс». Номинантом на «Грэмми» также стала запись всего Бернстайна, включая премьеру Сюиты «Вестсайдской истории» и новую запись «Серенады». С композитором и виртуозом-контрабасистом Эдгаром Мейером Джошуа Белл записал номинированный на «Грэмми» кроссовер «Короткий путь домой», а также, диск из сочинений Майера и композитора XIX века - Джованни Боттезини. Белл также сотрудничал с Уинтоном Марсэлисом в альбоме для детей (альбом - обладатель «Грэмми»). Дважды выступал на церемонии вручения этой престижной премии (с трансляцией по TV).

Белл исполнял премьеры некоторых сочинений Николаса Мау, Джона Корильяно, Аарона Джея Kерниса, Эдгара Майера, Бехзада Ранжбарана и Джея Гринберга. Белл является обладателем премии 2008 года от Академии Достижений за «исключительные успехи в искусстве»; в 2009 году был специально отмечен наградой «Образование при помощи музыки» за его стремление привить любовь к классической музыке неблагополучной молодежи. В 2010 году он получил Гуманитарную премию от Университета Сетон-Холл. Выпущено более 35 CD. Записаны саундтреки для Sony Classical: «Красная скрипка», (фильм, получивший Оскар за «лучшую музыку»), номинант Classical Brit «Дамы в лиловом» и музыка к фильму «Ирис» (Оскар за музыку Джеймса Хорнера). Белл также выступил в роли самого себя в фильме «Музыка сердца», где главную роль сыграла Мэрил Стрип. Миллионы людей видели его в шоу: Тэвис Смайли, Чарли Роуз или «CBS Воскресным Утром». В 2010 году Белл снялся в пяти прямых эфирах из Линкольн-центра под названием «Джошуа Белл с друзьями в Пентхаус» (Joshua Bell With Friends@ The Penthouse). Другие шоу PBS: сюита «Вестсайдская история» из Центрального парка, концерт «День памяти» на лужайке перед Белым домом, «Улица Сезам» и «A&E’s Biography». Он был одним из первых классических артистов, записавшим клип на канале VH1, передача BBC «Документальный Омнибус» сняла о нём сюжет. О Белле регулярно пишут разные издания: от «Нью-Йорк Таймс» и «Newsweek», Gramophone и «США сегодня» до журнала «People», который включил его в выпуск «50 самых красивых людей». По мнению журнала «STRAD»: «Спустя 50 лет будут вспоминать только Джошуа Белла».

Помимо блестящей карьеры академического музыканта, Джошуа Белл принимал участие в телепередачах, записывал музыку саундтреков для кино, а в 2007 году мир узнал об экстравагантном эксперименте Джошуа Белла: в течении 45 минут 12 января Белл играл в вестибюле станции метро в Вашингтоне под видом уличного музыканта. Из тысяч человек, прошедших мимо, лишь на пять или шесть его игра на скрипке работы Антонио Страдивари произвела впечатление и лишь один узнал его в лицо. Этот неоднозначный эксперимент был отражен в очерке известного журналиста Джина Вейнгартена, темой которого стали размышления о месте искусства в жизни современного человека.

Белл и две его сестры выросли на ферме в г. Блумингтон, штат Индиана. Ребенком его занимала не только музыка, он стал заядлым компьютерным игроком и вполне конкурентоспособным спортсменом. Не взяв ни одного урока, занял четвертое место в национальном теннисном турнире в возрасте 10 лет; теннисные ракетки и по сей день всегда рядом с ним. Белл получил свою первую скрипку в возрасте четырех лет после того, как его родители, психологи по профессии, заметили, что он «выщипывает» мелодии резинками на панталонах. К 12 годам он серьезно занялся инструментом, во многом благодаря известному скрипачу и педагогу Джозефу Гингольду, который стал его любимым учителем и наставником. В 1989 году Белл получил диплом по специальности «скрипичное исполнительство» в Университете Индианы. Спустя всего два года после окончания университета alma mater также удостоила его званием «выдающийся выпускник». Обладатель премии Эвери Фишер, он был назван «Живой легендой штата Индиана» и получил «Премию искусств» от губернатора штата. В 2005 году — официально включён в Зал славы Голливуда. В 2009 году состоялось выступление в театре Форда перед президентом США Бараком Обамой, за которым последовало приглашение от президента и госпожи Обамы выступить в Белом доме.

Белл играет на скрипке работы Страдивари 1713 года (Gibson ex Huberman Stradivarius), смычок изготовлен французским мастером Франсуа Туртом (конец XVIII века).

Партнер Джошуа Белла Сэм Хейвуд известен как оригинальный и разносторонний музыкант. Выступая как соло, так и в ансамблях, Хейвуд, ученик Пауля Бадура-Шкоды и Марии Курцио, любит включать в программы редко исполняемые сочинения. Он пишет музыку сам, делает транскрипции известных сочинений, сочиняет композиции для кино.

 

9 апреля АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филамронии выступит под управлением Александра ДМИТРИЕВА. В программе: РОССИНИ — Увертюра к опере «Сорока-воровка», ЧАЙКОВСКИЙ - Симфония №3, Впервые в Петербурге будет исполнен Концерт для виолончели с оркестром знаменитого своей киномузыкой итальянского композитора Нино РОТА. Солист — Умберто КЛЕРИЧИ (Италия).

Уроженец Турина, Умберто Клеричи учился у знаменитых мастеров Марио Брунелло, Давида Герингаса, Стивена Иссерлиса и Юлиуса Бергера. Началом большой карьеры Умберто Клеричи стал дебют 18-летнего виолончелиста в Японии в 1999 году; за ним последовали выступления как соло, так и с оркестром, в Милане, Риме, Вене, Истанбуле, Анкаре и Загребе. Блестящие победы на нескольких престижных конкурсах (им. Антонио Янигро в Загребе, им. М.Л.Ростроповича в Париже, им. П.И.Чайковского в Москве) помогли существенно расширить географию концертов молодого музыканта. В 2007 году под руководством Юлиуса Бергера получил докторскую степень в Университете Аугсбурга-Нюрнберга (Германия). В апреле 1999 года состоялся дебют музыканта в Японии (Гайдн, Концерт для виолончели ре мажор). Сотрудничал со многими оркестрами, среди которых: Брайтонская и Венская филармонии, оркестр “I Pomeriggi Musicali” (Милан), симфонический оркестр Рима, Туринская филармония, оркестр «Солисты Загреба», Камерный оркестр Мантуи, симфонические оркестры Стамбула и Анкары, Загребская филармония. А также с дирижерами: Кери-Линн Уилсон, Лю Чжа, Дмитрий Ситковецкий, Барри Вордстворт, Ола Руднер и Лукас-Петер Граф. Выступал на ведущих концертных площадках, таких как: Вейл-холл (один из залов Карнеги-холл в Нью-Йорке), в Большом зале Венского Музикферайна, в аудитории «Музыкальный парк» в Риме. В 2003 году дебютировал на фестивале в Зальцбурге. Среди записей музыканта: Концерт № 1 для виолончели с оркестром Сен-Санса, кроме того, совместно с итальянским журналом о классической музыке “Amadeus” Умберто Клеричи записал виолончельные концерты Чайковского и Шостаковича. В июне 2003 года во Флоренции вместе с известным итальянским скрипачом Уто Уги и нобелевским лауреатом Симоном Пересом был награжден престижной премией “Galileo 2000”, кроме того, Умберто Клеричи — обладатель премии Моцарта (Зальцбург) и “Pressenda Award” - 2005 как «лучший молодой солист года». В течение учебного года преподает в Академии им. Периози в Бьелла, летом — вместе с Юлиусом Бергером — в университете «Моцартеум» (Зальцбург). С апреля 2001 выступает с «Туринским Трио». Играет на инструменте Джованни Баттиста Гуаданьини (Турин, 1769), принадлежавшем известному итальянскому виолончелисту Антонио Янигро.

 

10 апреля в Большом зале филармонии с сольной программой выступит молодой российский пианист Андрей КОРОБЕЙНИКОВ. В его исполнении прозвучат: БЕТХОВЕН — Соната №30, БАХ-БУЗОНИ — Чакона, БРАМС — Восемь пьес, ор.76, Вариации на темау Г.Ф.Генделя.

Санкт-Петербургские слушатели с нетерпением ждут встречи с Андреем Коробейниковым — молодым пианистом, выступавшим уже не раз в Большом зале филармонии. Уроженец города Долгопрудного Московской области, 24-летний Коробейников учился в Московской Консерватории у Андрея Диева, окончив ее с отличием в возрасте 19 лет. Параллельно Коробейников получает диплом юриста Европейского университета права в Москве, опубликовав несколько научных статей, посвященных проблемам прав артистов-исполнителей. Не менее яркой характеристикой Коробейникова становится лауреатство на конкурсах ораторов на эсперанто (Андрей владеет несколькими иностранными языками, в том числе и эсперанто).

Многочисленные победы на музыкальных конкурсах, которые Андрей одерживал с детства, привлекли к нему внимание мирового музыкального сообщества. На сегодняшний день концертный график Андрея Коробейникова охватывает выступления на всех пяти континентах, в то числе, в крупнейших городах и залах, таких как Walt Disney Concert Hall в Лос-Анджелесе, Sala Verdi в Милане, Hamarikyu Asahi Hall в Токио, Wigmore Hall в Лондоне, Vatroslav Lisinski в Загребе, Spanelsky sal в Праге, Большой Зал Московской Консерватории и других. В активе Коробейникова — выступления с выдающимися дирижерами Владимиром Ашкенази, Михаилом Плетневым, прямые трансляции с концертов в эфир "France Musique", радио "BBC-3", его игру можно услышать в записях российских радиостанций "Орфей", "Эхо Москвы", телеканала "Культура".

15 апреля в Большом зале филармонии состоится Пятый концерт абонемента «Духовная музыка. Каноны и апокрифы». АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербургской филармонии и ОПЕРНЫЙ ХОР Михайловского театра исполнят Реквием для солистов, хора и оркестра. Солисты: Жанна ДОМБРОВСКАЯ (сопрано), Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Станислав ЛЕОНТЬЕВ (ТЕНОР), Николай КАМЕНСКИЙ (бас), Владимир ФЕЛЯУЭР (бас). Дирижер — Владимир АЛЬТШУЛЕР.

В очередном концерте из серии «Духовная музыка. Каноны и апокрифы» прозвучит Реквием Гаэтано Доницетти, сочинение, не часто исполняемое на концертной эстраде. Автор «Любовного напитка», Доницетти творил в первой половине XIX века. Его творческая жизнь проходила в обстановке жесткой конкуренции с Дж.Россини и В.Беллини. Впрочем, после смерти Беллини Доницетти, перебравшись в Париж, в отсутствие конкуренции уже не сумел создать шедевров уровня «Лючии ди Ламмермур» и «Дона Паскуале».

Свой Реквием Доницетти писал в память о великом друге и сопернике Винченцо Беллини, но не закончил произведение, и при жизни Доницетти Реквием ни разу не исполнялся. Лишь в семидесятых годах 19 века, через двадцать лет после смерти автора, Реквием был опубликован и впервые исполнен в базилике Santa Maria Maggiore в Бергамо, где Доницетти пел в хоре, когда был маленьким.{jcomments on}

1