ГИТАТА ПЕЛА…

ГИТАТА ПЕЛА

    Вечер классической гитары всегда является событием в музыкальной жизни Санкт-Петербурга и собирает множество любителей этого инструмента. О популярности гитары свидетельствует также значительное количество молодежи и детей среди  публики, заполнившей филармонию. Впрочем, конечно, не только любовь к этому инструменту, но и мастерство исполнителя привлекло массу слушателей в стены Зала Энгельгардта.

Константин Ильгин, помимо концертной деятельности, преподает в Училище им. Мусоргского, является дипломантом международных конкурсов, в том числе конкурса «Кубок Севера». Маэстро открыл свое выступление исполнением шести пьес эпохи Ренессанса. Что такое музыка Ренессанса? Это нежное, мелодичное звучание лютни, флейты, виолы-да-гамба и, конечно же, гитары. Вспомните, к примеру, романтическую пьесу Франческо ди Милано, всем известную благодаря тексту и исполнению Б.Гребенщикова («Под небом голубым…»). Исполненная светлой печали, лиричная, а иногда и чуть озорная музыка Возрождения звучит, увы, не часто, Можно только поблагодарить Константина Ильгина за доставленное удовольствие, за строгое классическое исполнение и четкую орнаментацию исполненных произведений.

Далее гитарист исполнил сюиту Баха. Иоганн Себастьян Бах… и этим все сказано. Великий композитор, гениальный полифонист, он писал контрапунктические произведения, где вся ткань, сотканная из отдельных голосов, создает в высшей степени богатую гармонию. Композиторская деятельность И.С.Баха колоссальна: оратории, пассионы (страсти), духовные и светские кантаты, мотеты, мессы, прелюдии, фуги, токкаты, сонаты, сюиты, концерты. Сюита BWV 977 в исполнении Константина Ильгина, совершенная, как впрочем и весь Бах, дала возможность музыканту продемонстрировать свое мастерство и возможности гитары, а слушателям – услышать прекрасную интерпретацию произведения выдающегося композитора эпохи барокко. Следующими в программе концерта прозвучали две сонаты Д.Скарлатти. Произведения отца и сына Скарлатти несомненно входят в анналы мировой музыкальной культуры. Помимо композиторской деятельности, Доменико Скарлатти в свое время был известен как представитель итальянской школы виртуозной игры на фортепиано и органе. Однажды, состоялось состязание между Д.Скарлатти и Генделем, где оба органиста были признаны выдающимися виртуозами. Сонаты Скарлатти в исполнении Константина Ильгина прозвучали как грациозные образцы итальянского барокко, и дали возможность слушателям еще раз убедиться в многогранности таланта гитариста. Без сомнения, очень органичным оказалось для гитариста Рондо ля минор композитора Агуадо. Это романтическое произведение, слегка игривое, полное светлой радости и легкой грусти, буквально заворожило пришедших на концерт любителей музыки. Так закончилось первое отделение концерта. Гитарист с охапкой цветов под крики «браво» удалился со сцены. На протяжении всего антракта пребывала я под впечатлением очаровательного Рондо. Во втором отделении концерта прозвучала музыка ХХ века. Признаюсь, музыку ХХ века люблю больше всего, Карл Орф, Прокофьев, Шостакович… Один из интереснейших представителей этой плеяды – Эдисон Денисов. Его музыка кажется порой излишне психологичной, но сколько элегантности и скрытой энергии в его произведениях! Исполненная Константином Ильгиным соната – яркое тому подтверждение. Гитарист продемонстрировал глубокое прочтение этого произведения: четкая ритмованная канва токкаты, задумчивая мелодичность колыбельной и экспрессивность третьей части, не случайно названной «Воспоминание об Испании». И вновь страстные звуки Испании ворвались в зал! Это композитор Родриго, автор «Трех испанских танцев». Виртуозно и изящно исполнил Константин Ильгин эти великолепные «Фанданго», «Пассакалью» и «Сапатеадо». Ну, конечно, при слове «Испания» сразу возникают в памяти кастаньеты, гитара, бубен… Своеобразные испанские мотивы не спутать ни с какими другими. Не случайно многие композиторы в своем творчестве обращались к экспрессивной испанской музыке. Не случайно так любят ее гитаристы.А музыка Уолтона, прозвучавшая в завершении концерта, признаюсь, до сего момента была мне не знакома. Тем более интересно было ее послушать в достойном исполнении. Константин Ильгин представил слушателям Пять багателей этого интересного композитора. Багатель – небольшая пьеса, получившая свое название от танца времен барокко. В исполнении Константина Ильгина эти пять зарисовок прозвучали как целостное  произведение, интересное своей необычной мелодичностью, глубокой образностью, несмотря на легкость восприятия. Казалось бы, концерт завершен: цветы, поклонницы, поздравления…Но публика требует еще, и Константин Ильгин исполняет поэтичнейший Этюд №17 Лео Браудо. Исполнение безукоризненно, но стоит пожалеть музыканта: представьте, что чувствуют его пальцы после такого насыщенного виртуозными моментами концерта! Ведь и так гитарист порадовал слушателей тонким и, вместе с тем, строгим исполнением в лучших традициях музыки классической гитары. Без излишней экспрессивности, подчас смахивающей у некоторых гитаристов на разудалую цыганщину. Помню, как-то на концерте некоего гастролера, мне казалось, что после очередного произведения исполнитель вскочит со стула, топнет ногой и с криком «Эх, ма!» пустится в пляс. В данном случае чарующие звуки гитары, романтизм и лиричность произведений оказали гораздо более сильное воздействие на слушателей. А что касается концерта в целом, не обошлось, все-таки, без досадных моментов. Несмотря на неоднократные просьбы ведущих, во время исполнения в зале звучали сигналы мобильных телефонов. Сюиту Баха некоторые любители музыки несколько раз прерывали совершенно излишними (в паузах между частями) аплодисментами, что, конечно же, сбивает музыканта и мешает целостному восприятию произведения. Кроме того, хочется пожелать здоровья нашим простуженным петербуржцам, потому что именно тогда, когда хочется слушать тишину, раздавались сопение и кашель в разных точках зала. Я уже упомянула, что на концерте присутствовало много детей. Конечно, гитара Константина Ильгина прекрасно заполняла зал своим чарующим звуком, но все же этот инструмент обладает достаточно деликатным звучанием. И, когда дети, устав от двухчасового сидения, начинают вскакивать, крутиться,  разглядывать зал, роняя при этом номерки, монеты и прочее, становится стыдно за их родителей и совестно перед музыкантом, вкладывающим душу в каждую ноту и дарующим нам свое мастерство.

                                {jcomments on}

1