ВЛАДИМИР МИЩУК: ЛИСТ ИЗЯЩНЫЙ КАК ДЕБЮССИ

владимир мищукКак я и рассчитывал, на одном из недавних концертов я снова встретил двух друзей, очень интересно обсуждавших то, что они услышали в зале. Они снова обращались друг к другу Herr Wolfram и Herr Parzival, и я осмелился подойти к ним и спросить, могу ли я поучаствовать в их беседе. Они любезно согласились, но после того что я услышал от них, мне было нечего прибавить…

Вы знаете, Herr Wolfram, когда я увидел афишу «Владимир Мищук играет Франца Листа», признаюсь, я был заинтригован. Я люблю и Мищука, и Листа, но вот как-то сходу не смог себе представить их имена в сочетании. Наверное, у большинства пианистов есть свой Лист (хотя некоторые, например, Григорий Соколов его не играют вовсе), но какой же он, Лист Владимира Мищука, на Ваш взгляд? Что Вы могли бы сказать об этом после услышанного?

Herr Parzifal! Я с трудом сдержал свои эмоции и не перебил Вас. Но негодование моё от этого меньше не стало. Владимир Мищук, насколько мне известно, впервые обратился к творчеству Листа, учась в ленинградской десятилетке. С тех самых пор Кампанелла стала его визитной карточкой и остаётся таковой до сих пор. Но не одна она была в обойме у Мищука перед этим концертом. Петербургский пианист творчеству Листа уделял довольно большое внимание на протяжении многих лет и даже записал два диска (один из них, кстати, в сотрясающейся ныне Японии). Исторгнув из себя данный поток информации, позволю выдохнуть воздух из лёгких и поговорить с Вами об услышанном сегодня.

Очень интересной показалась мне программа. Если пианист Березовский возит по городам и весям трансцендентные этюды (довёз он их недавно и до Большого Зала), восхищая всех своей безграничной виртуозностью, то Мищук решил представить разнообразного Листа. Это было, безусловно, правильное решение. А ведь так просто концерт, собранный из его произведений, превратить в цирковое шоу, как это делают многие «музыканты», руководствующиеся на самом деле спортивными принципами типа «быстрее, выше, сильнее». Похоже, что эти исполнители даже не задумываются о том, что самому Листу в определённый момент перестала приносить удовольствие роль пианиста – виртуоза. Да, за ним бегали женщины и собирали пепел от сигар, (мне эта история не кажется очень правдоподобной, но дыма без огня не бывает, а про отношение к композитору и исполнителю она точно говорит). Листу как истинному художнику надо было другое. В качестве дирижёра он готовил постановки музыкальных драм Вагнера. Но куда важнее и симптоматичнее то, что в Веймаре под руководством Листа были проведены редко исполнявшиеся оперы Моцарта и Глюка. С ними он в родственных связях точно не состоял и руководствовался исключительно музыкально-просветительскими мотивами. Вспоминается также и период аббатства, и книга о Шопене… Разве можно уместить такую многообразную личность в рамки беглого перечисления нот? И разве можно забывать о тех произведениях Листа, где внешний эффект не столь очевиден. Владимир Мищук не забыл. Если говорить об услышанном сегодня, то без преувеличения могу заявить, что его блистательное piano надолго останется в сердцах каждого из слушателей. Особое внимание хочу обратить на то, что умопомрачительные пассажи не мешали восприятию темы. А ведь темы в творчестве Листа нередко относят нас на берега Дуная... В сыгранных же «Фонтанах виллы д’Эсте» Мищук показывал слушателям хорошо знакомые ему итальянские пейзажи (пианист приглашен в качестве профессора в знаменитый Международный фортепианный фонд на озере Комо). Вот только исполнения его показались мне… слишком созерцательными. Ощущение это пропадало, когда грохотала педаль рояля, по которой изрядно стучал Мищук в наиболее пианистически трудных местах. С этим недостатком, который встречается у наиболее импульсивных учеников, педагоги борются ещё в музыкальной школе. Но на сегодняшнем концерте мне этот нюанс не показался таким уж плохим. Мищук обнажился, показывая залу истинного себя, поэтому у этих ударов по педали был свой неповторимый шарм. Музыка Листа, провоцирующая на искренний, порывистый, без лишних эпитетов разговор с залом, повела пианиста за собой и заставила рассказать правдивую и, может быть, в чём-то горькую историю. Я рад, что нам с Вами довелось её услышать. А ещё мне приятно, что второй год подряд Владимир Мищук даёт убедительные концерты в Большом Зале. Можно начинать говорить о стабильности, а она, считают, является признаком мастерства.

Herr Wolfram, говоря о странности сочетания имён Листа и Мищука, я подразумевал не то, что Мищук не играл Листа вообще или играет его сегодня впервые. Я говорил о том, что есть известные «листовские» пианисты вроде Дьердя Цифры, которого я лично на дух не переношу и считаю, несмотря на весь его виртуозный блеск, не более чем цыганским циркачом; вроде Хорхе Боле, Лазаря Бермана, Володося или упомянутого Вами Березовского. Что же касается утончённого эстета Мищука, я сразу подумал о том, что в Листе ему должно не доставать брутальности, "мяса". Ну и прослушав концерт, я остался при своём мнении: Лист Мищука изящен и очень напоминает любимых им Равеля и Дебюсси – особенно не очень удавшиеся ему Фонтаны д’Эсте и более всего удавшийся, на мой взгляд, Забытый вальс № 1… Ещё мне очень пришелся по душе фантастический «Хоровод гномов», сыгранный маэстро с изрядным куражом. В Утешении была великолепная левая рука и очень странная – недостаточно певучая, как мне показалось – правая. Но в целом я с удовольствием послушал Франца Листа, представленного Мищуком. Я не люблю универсальных музыкантов, которые играют всё без разбора. Ведь это ложь, потому что у каждого человека свое лицо, своя душа, свое сердце. И поэтому замечательно, что в листовский юбилейный год Мищук нам представил своего Листа, которого он сыграл нам так, как играет его для себя… {jcomments on}

1