ВТОРАЯ ПОЛОВИНА МАРТА В ФИЛАРМОНИИ

КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

С 16 ПО 31 МАРТА 2011 ГОДА

16 марта ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии выступит под управлением своего художественного руководителя Юрия ТЕМИРКАНОВА. В программе: ДВОРЖАК — Симфония №9 («Из Нового Света»), ШОСТАКОВИЧ — Концерт для виолончели с оркестром №1. Солист — Александр КНЯЗЕВ.

Написанный в 1959 году и посвященный Мстиславу Ростроповичу, Первый виолончельный концерт продолжает принципы симфонического развития, данные в Концертной рапсодии для виолончели и оркестра Сергея Прокофьева. Кульминацией этого сочинения становится инструментальная каденция, призванная отразить величие и виртуозность солиста-виолончелиста.

Творчество Антонина Дворжака неразрывно связано с культурой и музыкой его родины — Чехии. Сам композитор писал: «Где бы я ни творил - в Америке или Англии - я всегда писал истинно чешскую музыку». Девятая симфония Дворжака, написанная и впервые исполненная в 1893 году в Нью-Йорке, стала непревзойденным шедевром позднего романтизма. В симфонии есть и «сквозная» тема, родовая печать позднего романтизма, и блики литературных образов «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло, и нарастание драматизма к финалу, и финальное пророчество побед и славы.

Один из самых харизматичных музыкантов своего поколения Александр КНЯЗЕВ успешно выступает в двух амплуа: виолончелиста и органиста. Музыкант окончил Московскую консерваторию по классу виолончели (профессор А.Федорченко) и Нижегородскую консерваторию по классу органа (профессор Г. Козлова). А.Князев завоевал международное признание на Олимпе виолончельного искусства, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П.И.Чайковского в Москве, «UNISA» в ЮАР, имени Г.Кассадо во Флоренции. В качестве солиста он выступал с ведущими оркестрами мира, среди которых Лондонский филармонический, оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Пражской и Чешской филармоний, Национальный оркестр Франции и Оркестр де Пари, NHK Symphony, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические, Резидентский оркестр Гааги, ГАСО России имени Е.Ф.Светланова, БСО имени Чайковского, АСО Московской филармонии, камерные оркестры «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и «Musica viva». Исполнитель сотрудничал с именитыми музыкантами: К.Мазуром, Н.Ярви, А.Дюмэ, М.Брунелло, С.Деневом, Ж.Гийю, В.Третьяковым, Ю.Башметом, В.Спиваковым, В. Федосеевым, А.Ведерниковым, В.Афанасьевым, М.Воскресенским, Б.Березовским, Н.Луганским, А.Рудиным, Е.Кисиным, Д.Мацуевым, С.Мильштейном, И.Монигетти, С.Стадлером, А.Николе, П.Манговой, А.Баевой и другими. Александр Князев принимал участие во многих международных фестивалях, его концерты проходят в Германии, Великобритании, Италии, Испании, Франции, Японии, Норвегии, Корее, ЮАР. В 1995 - 2004 гг. Александр Князев преподавал в Московской консерватории. Многие его ученики - лауреаты международных конкурсов. Сейчас музыкант регулярно проводит мастер-классы во Франции, Испании, Южной Корее, на Филиппинах.

 

17 марта АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР петербурсгкой филармонии выступит под управлением известного американского маэстро Дориана УИЛСОНА. В программе: Вступление и «Смерть Изольды» ВАГНЕРА, «Франческа да Римини» ЧАЙКОВСКОГО и Концерт для фортепиано с оркестром №2 РАХМАНИНОВА. Солистка — Наталия ТРУЛЛЬ.

Дориан Уилсон родился в 1964 году. Обучался игре на фортепиано, альте, дирижированию и композиции, изучал историю искусств в Консерватории Оберлина, Университетах Индианы и Мичигана, в Высшей школе музыки Вены. Его учителями были Густав Мейер, Дмитрий Китаенко, Рудольф Баршай и Леонард Бернстайн. Уилсон лауреат всех крупнейших международных конкурсов дирижеров, в том числе Конкурса Николая Малько в Копенгагене, Артуро Тосканини, Антонио Педротти в Италии, имени Кирилла Кондрашина в Амстердаме, Яна Сибелиуса в Хельсинки, Димитрия Митропулоса в Афинах. Дирижировал многими прославленными оркестрами Европы, Америки и стран Востока, включая Национальный оркестр Франции, Токийский и Бернский симфонические, филармонические оркестры Сеула, Хельсинки, Москвы, Санкт-Петербурга. Является художественным руководителем театра Vorpommern в Германии. Ежегодно давая 10 филармонических концертов, Уилсон в течение сезона выпускает 5 оперных премьер. Также осуществил постановки опер Моцарта «Cosi fan tutte» в театре Бордо (1995) и «Свадьба Фигаро» в Немецкой опере Берлина (1996), «Кармен» Бизе, «Травиата» Верди и «Турандот» Пуччини в берлинской Комической опере. В 1999 году спектаклем «Свадьба Фигаро» дебютировал в Королевской опере Швеции. С 2005 г. Уилсон руководит Белградским филармоническим оркестром.

Лауреат многих Международных конкурсов, Наталия Трулль ведет исключительно активную концертную деятельность: выступает со всеми известными оркестрами России и мира, сотрудничает с такими дирижерами, как Ю. Темирканов, Г.Рождественский, А. Лазарев, Ж.-Б.Поммье, Р.-Ф. Бургос и многими другими. В лучших концертных залах Европы пианистка дает сольные концерты, преподает в Московской консерватории, ведет мастер-классы в Японии, записывается на компакт-диски. Среди ее последних записей — Фортепианные сонаты С.Прокофьева и диск с произведениями Ф.Шопена.

 

18 и 19 марта в Большом зале петербургской филармонии выступит МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР под управлением Павла КОГАНА. 18 марта в программе концерта: Первое исполнение в Петербурге De Profundis Владыки ИЛАРИОНА, Рапсодия на тему Паганини РАХМАНИНОВА и «Картинки с выставки» МУСОРГСКОГО (оркестровка М.Равеля). 19 марта прозвучат Славянские танцы ДВОРЖАКА и Венгерские танцы БРАМСА. Дирижер — Павел КОГАН, солист — Станислав ЮДЕНИЧ фортепиано (18 марта).

Имя Павла Когана овеяно легендой, берущей свое начало в семье его родителей, скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс. Свою карьеру Павел Коган начинал как скрипач, выиграв в 18-летнем возрасте Международный конкурс скрипачей имени Яна Сибелиуса в Хельсинки. Однако молодой тогда еще музыкант избрал своим основным занятием дирижирование, и очень скоро стал активно концертировать с лучшими оркестрами мира в качестве дирижера. За пульт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Павел Коган стал впервые в 1974 году, и с тех пор он регулярно выступает в нашем городе. С 1989 года Павел Коган возглавляет Московский государственный академический симфонический оркестр, таким образом, более 20 лет жизнь и работа этого музыканта связана с МГАСО. Одновременно с этим с 1998 по 2005 год Павел Коган работал в качестве главного приглашенного дирижера Симфонического оркестра штата Юта в городе Солт-Лейк Сити (США).

18 марта в исполнении музыкантов из Москвы прозвучит программа, составленная из произведений русской музыки, а на следующий день вниманию слушателей будет представлена западноевропейская романтическая программа. Солистом 18 марта в рахманиновской «Рапсодии на темы Паганини» выступит пианист Станислав Юденич. Уроженец Ташкента, 40-летний Станислав Юденич известен любителям фортепианной музыки своими победами на крупнейших международных конкурсах, а также неизменно блестящими выступлениями, в том числе, и в Санкт-Петербурге. Получив профессиональное образование в Москве и Мадриде, в классе Дмитрия Башкирова, пианист совершенствовал свое мастерство у легендарных музыкантов Леона Флейшера, Мюррея Перрайя, Розалин Тюрек и др. Сегодня музыкант постоянно живет и работает в США, в штате Канзас, где, помимо активной концертной деятельности, он основал Центр музыки и детскую консерваторию недалеко от Канзас Сити.

 

20 марта в рамках в рамках Великопостных концертов состоится выступление Сербского Византийского хора «МОИСЕЙ ПЕТРОВИЧ» под упарвлением Николы ПОПМИХАЙЛОВА. В их исполнении прозвучат сербские и византийские средневековые песнопения.

Старанием митрополита Моисея, в 1731 году в Белграде основана «Псальто– певческая школа». Ею руководил знаменитый певчий того времени, иеромонах Анатолий из монастыря Ватопед на Святой Горе Афонской. Это событие обозначило собой своеобразное возрождение церковного пения у сербов. Опираясь на неиссякаемый источник древнего афонского предания, хор «Моисей Петрович», носящий имя восстановителя сербского византийского псальтикийского пения, продолжает также и деятельность белградской певческой школы. Хор занимается изучением и исполнением подлинной православной церковной музыки. В репертуаре коллектива - сочинения греческих и южнославянских мелографов, начиная со средних веков, вплоть до нынешнего времени, а также мелодии неизвестных авторов, исходной точкой которых является устное предание поместных церквей. Полный набор песнопений, предназначенных для исполнения, записан новой аналитической византийской нотацией, греческие тексты последовательно заменяются церковнославянским богослужебным языком. Хор учрежден в 1996 году и с тех пор выступает на концертах, фестивалях и в театральных постановках, а также участвует в многочисленных литургиях и бдениях в храмах и монастырях на родине и за рубежом.

Основатель хора, Николай Попмихайлов, родился в 1968 году в Белграде. Окончил Афинскую национальную консерваторию в классе профессора г. Михаила С. Макриса и получил звание преподавателя византийской музыки. С 1994 года Попмихайлов постоянно поет в часовне Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а с 1996 года стал первопевчим при этом же храме. Попмихайлов является членом Объединения музыкальных художников Сербии. В 1999 году он носит получил статус свободного художника. Сегодня работает как преподаватель византийской церковной музыки на Богословском факультете Университета в Белграде и одновременно учителем церковного пения в несколько монастырях и приходах сербской Церкви. Он тоже является автором первого учебника по церковной музыке на сербском языке «Путеводитель для певчих через современную невменную нотацию».

 

25 марта в Третью седмицу Великого поста, Крестопоклонную в рамках Великопостных концертов в Большом зале филармонии впервые выступит Женский хор «МИСТЕРИЯ БОЛГАРСКИХ ГОЛОСОВ» под руководством Доры ХРИСТОВОЙ. Программа концерта представит историю болгарской духовной музыки от её истоков до наших дней и обработки национальных болгарских песен на духовные тексты.

Женский хор «Мистерия болгарских голосов» был основан в 1952 году как часть ансамбля народной музыки Болгарского радио. Позже хор работал по заказу Государственного комитета по радио и телевидению, потом в 1990 - Болгарского национального телевидения. С 1997 года хор занимается творческой деятельностью самостоятельно.

С 1987 года хор выступает под названием "Le Mystere des Voix Bulgares" (Тайна болгарских голосов), которое дал им швейцарский продюсер Марсель Селлье. Это название является товарным знаком и защищено законами об авторском праве как в Болгарии, так и за рубежом. В 1975 году М.Селлье выпустил серию дисков записей хора, в основном, в Комитете по Радио и Телевидению. Второй диск этой серии получил высшую музыкальную награду США "Грэмми" в 1990 году. В 1994 году хор вновь был номинирован на "Грэмми". С 1988 года хором руководит профессор доктор Дора Христова. .
Коллектив дал более 1000 концертов за границей, множество рождественских, пасхальных и других концертов в Болгарии, он принимает участие в престижных музыкальных фестивалях по всему миру. Хор записал сочинения известных композиторов, работал с американским квартетом "
Cronos", Ванессой Мэй, итальянской группой "Elio e le storie fese", записывал саундтреки к зарубежным фильмам и видеоиграм. Именно этим хором было исполнено "Приветствие Ватикана миру", посвященное новому тысячелетию. Хор был номинирован на должность культурного атташе при Евросоюзе от Международной Хоровой Федерации.

 

27 марта в Большом зале зале филармонии состоится очередной концерт цикла «Густав Малер. Собрание сочинений». В исполнении АКАДЕМИЧЕСКОГО СИМФОНИЕЧСКОГО ОРКЕСТРА петербургской филармонии ПОД УПРАВЛЕНИЕМ Александра ТИТОВА будут исполнены «Песни странствующего подмастерья» для баритона с оркестром и Десятая симфония МАЛЕРА, а также Пять песен для голоса с оркестром МАЛЕРА-БЕРИО. Солисты: Андрей СЛАВНЫЙ (баритон) и Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано).

Подходит к концу гигантский двухлетний цикл под названием «Густав Малер. Собрание сочинений», подготовленный к 150-летию со дня рождения композитора. В предпоследнем концерте цикла прозвучат не только собственно сочинения Малера, но также и музыка Густава Малера, преломленная сквозь призму восприятия его старших современников и коллег. В перекличке раннего («Песни странствующего подмастерья») Малера с поздним (10-я симфония) подчеркнут временной контраст. В «Песнях» Малер рассказывает о себе самом - молодом художнике, считающем себя еще подмастерьем в высоком искусстве и скитающемся по провинциальным сценам, томящемся мучительным любовным чувством. 10 симфония — это шедевр, прерванный внезапной преждевременной смертью, которой Малер не ожидал и не готовился к ней. Этому сочинению не суждено было быть оконченным рукой автора. На протяжении многих лет Альма Малер, вдова композитора, по совету Бруно Вальтера отвергала попытки современников закончить симфонию ее покойного мужа. Да и музыканты не были единодушны: Арнольд Шенберг, например, принципиально полагал, что, несмотря на высокое качество черновиков и набросков, оставшихся после смерти Малера, кто-то в состоянии закончить эту работу. Однако дело требовало завершения, две части были готовы и уже исполнялись, и трем крупнейшим композиторам того времени, Шостаковичау, Бриттену и Шенбергу было предложено все же дописать симфонию за Малера. Все трое дружно отказались, и работа перешла в руки музыковедов и историков.

Не менее интересен и взгляд Лучано Берио из середины XX века на творчество Густава Малера. Говорит Берио: «Я использовал произведение Малера как реторту, в стенках которой развивается, сталкивается и трансформируется великое множество "музыкальных мифов" и аллюзий: от Баха, Шенберга, Дебюсси, Равеля, Рихарда Штрауса, Берлиоза, Брамса, Берга, Хиндемита, Бетховена и Стравинского до Булеза, Пуссера, Штокхаузена, меня самого и других. В мои намерения не входило ни разрушать Малера - он неразрушим, - ни изживать некий личный комплекс относительно постромантической музыки»...

 

30 марта в Большом зале филармонии в рамках Международного Хорового фествиаля в Санкт-Петербурге, представляя Год Испании в России впервые выступит Хор мальчиков ЭСКОЛАНИЯ ДЕ МОНТСЕРРАТ (Испания). Художественный руководитель и дирижер - Бернат ВИВАНКОС. В концерте принимает участие Мерсе САНЧИС орган, фортепиано. В программе: Григорианский хорал, ЛОПЕС, АНСЕЛЬМ ВИОЛА, РОДАМИЛАНС, СИВИЛ, СЕГАРРА, ВИВАНКОС, ПЛАНАС, КАЗАЛЬС, ПУЛЕНК, МЕНДЕЛЬСОН, ГРЕЧАНИНОВ.

Эсколания де Монтсеррат - одна из древнейших музыкальных школ в Европе. Уже в XIII веке в бенедектинском монастыре и санктуарии Пресвятой Богородицы Монтсеррат появилась маленькая группа мальчиков, которые посредством пения и игры на разных инструментах служили этому исключительному святому месту.

С 1968 года Эсколания начинает свою концертную деятельность за пределами Монтсеррат и выступает с концертами в Каталонии, а также в Европе и на других континентах (Япония, Франция, Ватикан, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Пуэрто Рико, Венгрия, Швеция, Польша и др.) Под долгим руководством Маэстро Падре Иренеу Сегарра (1953-1997), коллектив записал сотню дисков и удостоился многих престижных международных премий. Хор выступал с такими выдающимися коллективами, как Барселонский Оркестр Театра Йюре, Национальный Оркестр Камбра д'Андорра, Оркестр Гранады, Голландский оркестр "Мусика Дуцис Брабантие", Национальный Оркестр Барселоны и Каталонии. С этим оркестром, а также совместно с хорами "Кор Мадригал" и "Орфео Каталан" участвовал в Открытии Культурного Форума, исполняя "Военный реквием" Бенджамина Бриттена под управлением Мстислава Ростроповича.

Стоит отметить также сотрудничество Эсколании с оркестром "Ле консерт дэс Натьонс" и "Королевской капеллой Каталонии", руководимой Маэстро Жорди Савалем, а также с Академией Оркестра Театра Лисеу.

В 2010 - 2011 помимо концертов в Каталонии, хор выступил в ноябре в Мадриде, в январе в Москве, в марте в Санкт-Петербурге, также в мае пройдет выступление в Риме.

В настоящее время коллектив состоит из более чем 50 мальчиков от 9 до 14 лет, выходцев из разных регионов Каталонии.

31 марта - Четвертая седмица Великого поста, память преподобного Иоанна Лествичника. В этот день в рамках Великопостных концертов в Большом зале филармонии ГРЕЧЕСКИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ХОР исполнит ПЕСНОПЕНИЯ ЧЕСТНОМУ КРЕСТУ. Художественный руководитель и дирижер – Ликургос Ангелопулос. В программу концерта вошли песнопения Крестопоклонной Недели Великого поста, расшифрованные по старинным раритетным герческим нотным манускриптам. В России будут исполнены впервые.

Греческий Византийский Хор создан Ликургосом Ангелопулосом и его единомышленниками в 1977 году с целью изучения и исполнения византийского богослужебного пения. В его задачи входит аутентичное воспроизведение песнопений, свободное от поздних стилевых и жанровых наслоений. За тридцать лет хор дал более тысячи концертов и регулярно участвовал в Богослужениях в Греции и за ее пределами: в монастыре на Святой Горе Синай (1983), в Святом Ватопедском монастыре на горе Афон (1992), в Святом Аркадском Монастыре (2000). В 2000 году коллектив участвовал во Все-Православной Рождественской Святой Литургии в Вифлееме, а в июне 2002 года пел на Святой Литургии, которую впервые служил Его Все-Святость, Вселенский Патриарх Константинопольский Варфоломей I в древней базилике Святого Аполлинария в Классах (Равенна, Италия). Хор - постоянный участник международных фестивалей, активно гастролирующий по странам Европы, Азии и Америки. В его репертуаре - фрагменты древнегреческой и раннехристианской "Молитвы святых трех отроков", вечерня Canto Vespers. Хор осуществил аудиозапись 9 CD, получивших несколько престижных наград. Коллективом изданы исследования по византийской нотации и византийской церковной музыке. Руководитель хора - Ликургос Ангелопулос - исследователь византийской музыки, протопсалт храма святой Ирины в Афинах, главный протопсалт Константинопольской архиепископии.{jcomments on}

 

 

1