НАЧАЛО МАРТА В БЗФ

КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРСГКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 4 ПО 15 МАРТА 2011 ГОДА

4 марта в Большом зале петербургской филармонии в канун Прощёного воскресенья состоится откыртие ВЕЛИКОПОСТНЫХ КОНЦЕРТОВ — 2011. Православные молитвословия и традиционные песни в обработке Сергея Жарова прозвучат в исполнении знаменитого хора казаков, покорившего в прошлом сезоне петербургскую публику — BOLSCHOI DON KOSAKEN (Австрия).

Поющий в благородных традициях дореволюционной России, Хор донских казаков из Австрии впервые посетил Россию в год назад, выступив в программе Великопостных концертов.. Созданный Сергеем Жаровым в тяжелейших условиях военного лагеря Белой Гвардии в Турции в 1921 году, ставший легендарным, хор за почти шестидесятилетнюю историю своего существования объехал весь мир, выступал на самых знаменитых концертных площадках, пел перед королями, императорами и президентами, и неизменно пользовался огромным и заслуженным успехом. Сам Сергей Жаров продирижировал более чем 10 000 концертами. Выдающийся русский композитор Рахманинов очень любил этот хор и неоднократно поддерживал Жарова в его новаторских аранжировках и неожиданных прочтениях известных русских песен. Шаляпин, будучи сам великолепным знатоком и исполнителем русской песни, отдавал должное профессиональному певческому мастерству казаков. Большое внимание хору уделяла известная русская балерина Тамара Карсавина. Везде, где побывал Хор Донских Казаков С.Жарова, возникли новые хоровые коллективы, исполняющие русскую духовную музыку и русские песни. Миссионером русской духовной музыки можно назвать этого харизматичного, фанатично преданного своему делу человека. Его несбывшейся мечтой был концерт в России. После ухода в 1976 году Сергея Жарова от дел, коллектив так и не смог найти себе похожего на него руководителя, а он не сумел выбрать своего преемника. Хор распался на несколько ансамблей, которые самостоятельно гастролировали по миру и со временем превратились в крупные певческие коллективы с очень сходными именами. Одним из них и стал Большой Хор Донских Казаков, существующий сегодня под управлением Петра Худякова (Don Kossaken Chor). Первый из Великопостных концертов состоится в канун Прощеного воскресенья. Впервые в России выступит знаменитый Большой хор донских казаков из Вены – Bolshoi Don Kosaken под управлением Петра Худякова. Хор дает в Европе до 200 концертов в год, но до сих пор ни разу не выступал на исторической родине! В составе хора – исключительно оперные певцы, солисты ведущих театров России, Белоруссии, Украины, Болгарии, Чехии, Германии и Австрии. Коллектив славится своими тенорами и басами. Обширный репертуар Don Kosaken включает и русскую церковную музыку, и народные песни.

5 марта КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра петербургской филармонии под управлением Лео КРЕМЕРА (Германия) исполнит программу сочинений австрийских копмозиторов: ШУБЕРТ. Симфония № 1, ХОФМАЙСТЕР. Концерт для контрабаса с оркестром, Первое исполнение в Санкт-Петербурге; ШУБЕРТ. Симфония № 7 ми мажор (редакция Ф.Вейнгартнера), Первое исполнение в Санкт-Петербурге. Солист - Артём ЧИРКОВ (контрабас).

Концерт из цикла «Шуберт и музыка Вены» представит Первую и «неизвестную», Седьмую, симфонию Шуберта, а также популярное сочинение Хофмайстера - Концерт для контрабаса с оркестром - автора, чье имя, однако, не много говорит даже постоянным посетителям филармонических концертов. Франц Хофмайстер (1754-1812), старший современник великого Шуберта, был примечательной фигурой в музыкальном сообществе своего времени. Получив два образования — музыкальное и юридическое — Хофмайстер успешно совмещал две эти стези. Он был композитором и музыкальным издателем, открыл в Вене собственный нотный магазин. Друг Моцарта и первый издатель многих его сочинений, Хофмайстер позже основал в Лейпциге издательство, известное сегодня как издательство Петерса. Здесь Хофмайстер издает полное собрание клавирных и органных сочинений И. С. Баха, собрание квартетов Й. Гайдна, В. А. Моцарта, а также отдельные сочинения Моцарта и Бетховена.

Концерт для контрабаса с оркестром принадлежит к классике контрабасового репертуара. Его исполнит молодой музыкант Артем Чирков, концертмейстер группы контрабасов первого филармонического оркестра..

Седьмой симфонии Шуберта нет на карте полного собрания сочинений этого композитора. Симфония появилась благодаря исследованиям и редактуре шубертовских набросков и черновиков, сделанной Феликсом Вейнгартнером, австрийским дирижером и композитором конца XIX – начала XX вв. Воссоздание Седьмой симфонии Ф.Шуберта уже в XX веке также напрямую связано с магическим городом, музыкальной Меккой: Вена становится центром деятельности Вейнгартнера в 1908 году, когда он сменяет Г. Малера на посту руководителя оперы и оркестра Венской филармонии.

6 марта в Большом зале филармонии ва 15 часов состоится концерт из цикла «Детский уголок». НА этот раз АКАДКЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Владимира АЛЬТШУЛЕРА исполнит следующую программу: ДЕБЮССИ - «Детский уголок», МУСОРГСКИЙ — вокальный цикл «Детская», ГРИГ - Пьесы и ГАЙДН — Детская симфония. Солистка — Мария ЛЮДЬКО (сопрано).

В мир детства, в мир музыки для детей и про детей увлекает программа концерта абонемента с названием «Детский уголок». Это название повторяет заголовок цикла Клода Дебюсси, созданного в 1908 году и посвященного маленькой дочке композитора — трехлетней девочке по имени Шушу. В названиях пьес («Доктор Gradus ad Parnassum, “Снег танцует», «Кукольный кэк-уок» заключен ключ к пониманию этой музыки: поэтика плюс юмор. Это взгляд автора на ребенка и его мир, шутливая ирония, ласковая улыбка, которыми окрашено было его собственное отношение к дочери и ее детским выдумкам. Кстати, Дебюсси сам сделал забавные рисунки для оформления первого издания цикла. Музыковеды давно заметили связь «Детского уголка» Дебюсси с сочинениями русских композиторов — его старших современников, и, прежде всего, Мусоргского. Достаточно вспомнить такие части из «Картинок с выставки» как "Лимож. Рынок", "Балет невылупившихся птенцов", "Тюильрийский сад". Но в особенности интересно сравнить детский мир Дебюсси с вокальным циклом «Детская» Мусоргского. Последний пристально всматривается в ребенка, пытаясь передать эмоции и чувства, переполняющие маленького человека. Источником этих чувств становится огромный страшный жук, или мечта о чудном острове, или история спасения снегиря. Все это очень важно само по себе для Мусоргского, как важен и незабываем каждый день детства.

Также в концерте прозвучит замечательная детская музыка Эдварда Грига, как обычно у этого автора, тесно связанная с природой, легендами и бытом Норвегии — его родного края. И завершит программу исполнение «Детской» симфонии Гайдна с участием игрушечных инструментов: свистулек, трещоток, барабана, детской трубы треугола.

6 марта вечерний концерт в Большом зале филармонии посвящен популярной музыке русских композиторов. В исполнении ГУБЕРНАТОРСКОГО ОРКЕСТРА Санкт-Петербурга прозвучат: ЧАЙКОВСКИЙ - 2-й акт из балета «Щелкунчик», ДУНАЕВСКИЙ — Музыка из кинофильмов «Дети капитана Гранта», «Кубанские казаки» и «Вратарь»; ГАВРИЛИН — Романсы. Дирижер — Станислав ГОРКОВЕНКО, солистка — Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано).

Трудно сегодня соревноваться в популярности с музыкой к «Щелкунчику». Этот поздний шедевр Чайковского не вписывался в сложившуюся традицию балетного жанра, а многослойная сказка Гофмана, положенная в основу либретто, позволяет балетмейстерам всего мира находить все новые повороты и решения этого сюжета.

Творчество Исаака Дунаевского неразрывно связано с кинематографом, он автор саундтреков более чем 28 фильмов. Будучи уже опытным кинокомпозитором, Дунаевский в 1932 году на квартире Л.Утесова знакомится с Г.В.Александровым. В тот вечер они беседовали о будущем фильме, о музыкальной кинокомедии. Эта беседа открыла путь к созданию таких шедевров как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна». В 1935 году Дунаевский получил приглашение от "Мосфильма" принять участие в создании приключенческого фильма "Дети капитана Гранта".

"Когда я вспоминаю музыку к фильму "Дети капитана Гранта", - писал Шостакович, - я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра - симфоническое произведение большого накала и темперамента".

Творчество Валерия Гаврилина, классика русской музыки середины XX века, пользуется заслуженной любовью как у исполнителей, так и у слушателей. Гаврилина называют гением хоровой и вокально-симфонической музыки, музыкальным Есениным. Гаврилин родился в 1939 году в Вологде. «Отсюда, из Вологды, — писал он впоследствии, — вынес я главную тему своего творчества. Я думаю — это тема женской судьбы, женского характера, потому что все эти годы главные люди, которые меня окружали, были женщины: моя мать, моя нянюшка-сказочница, мои воспитатели в детском доме».

Итак, в преддверии Международного женского дня, не пропустите замечательный концерт из сочинений Чайковского, Дунаевского и Гаврилина в Большом Зале филармонии.

10 марта в Большом зале филармонии — ВЕЧЕР СКРИПИЧНОЙ МУЗЫКИ. В исполнении Сергея СТАДЛЕРА и Юлии СТАДЛЕР прозвучат Дуэты для скрипки и фортепиано ВЕБЕРА, ШУБЕРТА и ЛИСТА, а также Три сонаты для скрипки и фортепиано ГРИГА.

Творчество дуэта Сергея и Юлии Стадлер известно во всем мире. Выпускники Санкт -Петербургской школы-десятилетки при Консерватории, оба — и брат, и сестра, - завершили свое образование в стенах Московской Консерватории. Скрипач Сергей Стадлер — ученик таких выдающихся скрипачей как М.Вайман, Б.Гутников, В.Третьяков. Юлия Стадлер училась у М.В.Вольф в Петербурге и у С.Л.Доренского в Москве. Широкая известность пришла к дуэту Сергея и Юлии Стадлер после блестящей победы Сергея на Конкурсе Чайковского в 1980 году, которая открыла 20-летнему музыканту двери в лучшие концертные залы мира. Юлия — постоянный партнер Сергея на сцене, вместе с братом она ведет интенсивную концертную деятельность, с успехом выступая как в ансамбле, так и с сольными программами. Возглавив в 2008 году Санкт-Петербургскую Консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова, Сергей Стадлер не прервал своей карьеры концертирующего скрипача. Многие, вероятно, знакомы с многочисленными дирижерскими работами музыканта: в последние годы Сергей Стадлер наращивает темп и интенсивность своих выступлений как дирижера. И все же Санкт-Петербургская публика знает Сергея Стадлера в первую очередь как блистательного скрипача, отдавшего этому инструменту свое детство, юность и молодость без остатка.

11 марта ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ оркестр петербургской филармонии под управлением Николая АЛЕКССЕВА исполнит Адажио для струнных БАРБЕРА, «Шехеразаду» РИМСКОГО-КОРСАКОВА и Еонцерт для скрипки с оркестром №1 ШОСТАКОВИЧА. Солист — молодой петербургский скрипач Сергей ДОГАДИН.

Программа концерта охватывает временной отрезок с конца XIX века до середины века XX, один из, возможно, наиболее драматичных периодов новейшей истории, периодов тяжких предчувствий и глобальных человеческих катастроф. Таково Адажио для струнных Самюэля Барбера — классика американской музыки, абсолютный шедевр музыки XX века. Эта пьеса возникла как переложение медленной части струнного квартета в 1938 году. Музыка полна тревожности и трагизма, подобно сочинениям И.С.Баха, мысль Адажио развивается в неуклонном, неотвратимом движении, эволюционируя и преображаясь на каждом новом витке.

Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича был написан в критические для судьбы самого автора и вообще музыкальной культуры 1947-1948 годы. Репрессии, которым подверглись композиторы после печально известного постановления об опере Вано Мурадели «Великая дружба» не располагали к оптимистическому взгляду на вещи. А творчество Шостаковича и подавно было прямой рефлексией на события, происходящие вокруг. Впервые концерт был исполнен Давидом Ойстрахом позже, в 1955 году, когда страсти немного улеглись. С тех пор Первый концерт не сходит с эстрады, он стал любимым сочинением в репертуаре уж нескольких поколений скрипачей, в том числе и Сергея Догадина, яркого представителя молодого поколения российских музыкантов, с честью несущего великие традиции российского исполнительства.

Сергей ДОГАДИН родился в 1988 году, заниматься на скрипке начал в пятилетнем возрасте у известного петербургского педагога Л.А.Иващенко, затем окончил Среднюю специальную музыкальную школу-лицей при Спб.консерватории в классе профессора Овчарека В.Ю. В настоящее время является студентом СПб.консерватории в классе Павла Попова. Дважды был удостоен звания лауреата Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (в 1996 и 1999 гг.). В 2000 году завоевал Первую премию на Международном конкурсе имени А.Глазунова в Париже, Первую премию на Всероссийском конкурсе камерных ансамблей имени М.Мазура в Петербурге и Специальную премию жюри «За мастерство» на Международном конкурсе А.Постаччини (Италия). В 2002 году стал лауреатом Первой премии и Специальной премии Международного конкурса им. А.Домбровского (Латвия), в мае этого же года завоевал Первую премию и Гран-при на Международном конкурсе А.Постаччини (Италия), а в 2005г. - Гран-при и Первую премию Международного конкурса им. Н.Паганини. Стипендиат Министерства культуры России, фонда “Новые имена”, лауреат премии Ю.Темирканова (2003). Гастролировал в Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Венгрии, Эстонии и Нидерландах. Сотрудничал с Лондонским, Королевским, Будапештским, Тайпейским, Санкт-Петербургским филармоническими оркестрами, а также с Эстонско-финским симфоническим оркестром, симфоническим оркестром Капеллы С-Петербурга и другими зарубежными и Российскими коллективами. В 2003 году компанией Би-Би-Си была осуществлена запись Скрипичного концерта Глазунова в исполнении С.Догадина с Ольстерским симфоническим оркестром. Сотрудничал с дирижерами А.Дмитриевым, Н.Алексеевым, А.Рудиным, В. и А.Чернушенко, В.Альтшулером, В.Петренко, Я.Шульцом, А.Тали, Р.Трори, М.Сантора, Ф.Мастранжело, А.Скульским, М.Таном и др.Принимал участие во многих Международных фестивалях.

12 марта АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии исполнит музыку итальянских композиторов — знаменитый цикл концертов «Времена года» ВИВАЛЬДИ и увертюры к операм РОССИНИ и ВЕРДИ. Дирижер и солист — Максим ФЕДОТОВ (скрипка).

Максим Федотов родился в семье известного дирижера Мариинского театра Владимира Федотова. Окончив московскую консерваторию по классу профессора Д.М.Цыганова, а затем аспирантуру по классу профессора И.С.Безродного, Максим Федотов завоевал ряд престижных Международных наград на конкурсах: имени Паганини в Генуе, камерных ансамблей имени Виотти в Верчелли, скрипачей в Токио и имени П.И.Чайковского в Москве. В репертуаре артиста более тридцати скрипичных концертов, виртуозные циклы для скрипки соло. Камерный репертуар постоянно обогащается за счет дуэтных (с пианисткой Галиной Петровой) транскрипций шедевров русской классической музыки, впервые исполненных и записанных Максимом Федотовым. Музыкант гастролирует во всех крупных городах России, в Европе, Австралии, Японии, Южной Корее и странах Скандинавии. Выступает под управлением Е.Светланова, В.Федосеева, В.Синайского, А.Лазарева, М.Плетнева, в сопровождении Берлинского симфонического оркестра, филармонических коллективов Дрездена, Токио, Загреба, Лейпцига, Веймара; принимает участие во многих музыкальных фестивалях в России и за рубежом. В настоящее время Максим Федотов преподает в Московской консерватории, проводит мастер-курсы в Германии, Испании, Японии, Хорватии, приглашается членом жюри Международных конкурсов скрипачей.

13 марта в Большом зале филармонии с сольным концертом выступит известный петербурсгкий пианист Владимир МИЩУК. На этот раз он посвящает свою программу великому венгерскому композитору Ференцу ЛИСТУ, 200-летию со дня рождения которого отмечается в этом году. Прозвучат: Сонеты Петрарки, Забытый вальс и Мефисто-вальс, «Фрнтаны виллы Д`Эсте», Концертные этюды и Утегение №3, «Метель» и «Дикая охота», а также Венгерская рапсодия №2.

Владимир Мищук – лауреат IX Международного конкурса им. П.И.Чайковского (1990 г.) и престижных мировых музыкальных конкурсов. Ученик В.Я.Кунде, профессоров Т.Кравченко и Д.Башкирова. Его педагогами были такие мастера исполнительского искусства, как Карл Шнабель, Розалин Тюрек, Дитрих Фишер-Дискау, Леон Фляйшер, Фу Ц’Онг. Ежегодно пианист дает более 100 концертов во всем мире, выступает со всемирно известными оркестрами и дирижерами. Среди выдающихся музыкантов, с которыми пианист сотрудничает - Лиана Исакадзе, Наум Штаркман, Иван Монигетти, Вадим Репин, Марианна Тарасова многие другие. С 1993 г. Владимир Мищук преподает на кафедре специального фортепиано в С.-Петербургской Консерватории, с 2003г. – доцент, а с 1998 г. является главным приглашенным профессором Академии “S.O.P.R.A.” (Япония). Дает мастер классы в крупнейших мировых музыкальных институтах. Постоянно работает в составе жюри международных конкурсов. С 2009 года Владимир Мищук приглашен в качестве профессора в знаменитый Международный фортепианный фонд на озере Комо (Италия), где преподают самые выдающиеся и знаменитые музыканты мира: Дмитрий Башкиров, Марта Аргерих, Леон Фляйшер, Дитрих Фишер-Дискау, Фу Цонг, Розалин Тюрек, Даниэль Баренбойм. В 90-х годах Владимир Мищук там учился.

14 марта в Большом зале филармонии состоится Открытие ХХ Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней».

Ключевое слово к понимаю замысла этого концерта - «молодой». Здесь выступят молодой дирижер Михаил Голиков, возглавляющий молодой оркестр «Таврическая Капелла», созданный недавно к 220–летнему юбилею Таврического дворца. Прозвучит «молодая» музыка Мосолова, Хачатуряна и Шостаковича, написанная в молодой советской стране.

«Озорные частушки» были написаны молодым Родионом Щедриным в 1963 году. Автор использовал частушки как строительный материал для создания крупного симфонического произведения. В этом, безусловно, таилась страсть к новаторству, столь характерная для молодых талантливых людей.

Эксперименты Мосолова в области музыкального конструктивизма ярко воплотились, прежде всего, в симфоническом эпизоде из неосуществленного балета «Сталь» «Завод. Музыка машин» (1928) . Судьба этого композитора трагична, в 1930-е годы музыка Мосолова и он сам подверглись травле, в 1937 композитор был репрессирован, приговорен к 8 годам заключения, в 1938 был освобожден, но лишен права проживать в крупных городах. Можно сказать, что его смелый полет был трагически прерван, поэтому его имя только сейчас возвращается к слушателям.

Любопытна и курьезна история создания молодым Дмитрием Шостаковичем балета «Болт» в конце 20-хх прошлого века. Либретто сочинил директор Московского художественного театра - Виктор Смирнов, участник гражданской войны, не имевший опыта литературной работы. Тема либретто была очень типична для тех лет: есть машина, которая ломается, затем ее чинят и в то же время покупают другую, а затем все танцуют вокруг новой машины. Записей балета, кстати, раскритикованного за неуместные танцы скачки красноармейцев на венских стульях, плясок бюрократов и соглашателей, нет, осталась лишь музыка. И, слушая музыку Шостаковича, трудно отделаться от мысли, что иронии и сатиры там гораздо больше, чем захотели увидеть тогдашние критики. После премьеры балет был снят с репертуара, а в 1933 году Шостакович

Андрей Диев окончил Московскую консерваторию и ассистентуру-стажировку при ней в классе профессора Льва Наумова — ученика Г.Г. Нейгауза. Лауреат Всесоюзного конкурса в Москве (1977), международных конкурсов в Сантандере (Испания, 1978), Монреале (Канада, 1980). В 1986 завоевал Первую премию и Золотую медаль на Международном конкурсе в Токио (Япония). Неоднократно гастролировал в Великобритании, США, Греции, Германии, Болгарии, Чехословакии, Турции, Австрии, Канаде, Италии, Франции, Югославии, Польше, на Филиппинах, в Южной Корее, Португалии, Японии, Испании, на Тайване, в Грузии, Туркмении, много выступает в России. Репертуар пианиста огромен - Диев играет музыку различных эпох: от сочинений старинного испанского композитора А. Солера до произведений О. Мессиана, а также — свыше 30 концертов для фортепиано с оркестром. Проводит мастер-классы в Японии, Франции, Италии, Южной Корее, в Музыкальной академии Тайпея (Тайвань), школе «Новые имена». Работал членом жюри многих международных конкурсов: пианистов в Токио, Трапани (Италия), Порто (Португалия), Афинах, Первого юношеского конкурса им. Чайковского в Москве, Всероссийских конкурсов пианистов им. Сафонова в Пятигорске, Международного конкурса «Юношеские ассамблеи искусств». Осуществил беспрецедентный по масштабу замысел: записал на компакт-диски 24 прелюдии Рахманинова, 24 прелюдии Дебюсси и 90 прелюдий Скрябина, «Фортепианные фантазии» (Бетховен, Моцарт, Шуман, Шопен)» и «С. Рахманинов. Образы Италии».

15 марта в Большом зале петербурсгкой филармонии с Органной мессой БАХА выступит итальянский органист Джампаоло ди РОЗА.

Джампаоло Ди Роза - удивительный музыкант с неординарным подходом к искусству исполнительства и импровизации, композитор, исследователь и педагог. Его музыкальными наставниками были такие известные профессора, как Ф.ди Чезаре (фортепиано), Монс.Валентино Мисерачс (композиция), Гюнтер Каунцингер и Жан Гийу (орган), Глен Уилсон (клавесин), Жуау Педро Оливейра (музыкальный анализ и теория). Обладатель семи дипломов (в том числе: степень магистра в органном исполнительстве и докторская степень по музыкальному анализу). Репертуар Джампаоло Ди Розы необыкновенно широк и разнообразен, он охватывает все музыкальные стили - от старинной музыки до современных композиторов, включая произведения Сезара Франка, Ференца Листа и Роберта Шумана. Среди записей, выпущенных музыкантом, преобладают, в основном, фортепианные и органные импровизации. В 2010 году Джампаоло Ди Роза исполнил все сочинения И.-С.Баха, написанные для органа (в 15-ти концертах). Став членом факультета Католического университета Португалии, Джампаоло Ди Роза также получил звание профессора Отделения музыки Института Литературы и Гуманитарных наук Университета Minho в Браге (Португалия), где он преподает импровизацию и музыкальный анализ. В сезоне 2010/2011 Ди Роза - постоянный исполнитель известного органного фестиваля в Ратингене (Германия), которым руководит Ансгар Валленхорст. Кроме того, Джампаоло Ди Роза является основателем и арт-директором нескольких органных фестивалей. С мая 2007 года — органист Больших Иберийских органов собора г. Брага, почетный органист Высшей семинарии Опорто. С 2008 — главный музыкальный советник общества SCMG в г. Гимаренс. В 2008 году Джампаоло Ди Роза был назначен органистом и арт-директором Национальной Португальской церкви в Риме, где каждое воскресенье на протяжении всего года он дает сольные концерты.{jcomments on}

1