МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ. К ЮБИЛЕЮ Людмилы КОВНАЦКОЙ

УЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ. К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ КОВНАЦКОЙ

МАЛЫЙ ЗАЛ

5 февраля 2011 года

5 февраля Малый зал филармонии отмечает юбилей Людмилы Григорьевны Ковнацкой – профессора Санкт-Петербургской консерватории, ведущего научного сотрудника Российского института истории искусств, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Программа концерта в день рождения Людмилы Ковнацкой отражает ее музыкальные и научные пристрастия. Из Бриттена выбраны оперные арии (из «Альберта Херринга», «Билли Бадда», «Глорианы») и Второй кантикль («Авраам и Исаак»). Генри Перселл представлен двумя знаменитыми песнями («Music for a While», «If Music be a Food of Love»). Прозвучит также светская и духовная музыка средневековой Англии. Здесь есть Шостакович («Сатиры» на стихи Саши Черного), и Густав Малер, с которым многое связывает и Бриттена, и Шостаковича – один из самых любимых персонажей консерваторских лекций Ковнацкой, – и Арнольд Шёнберг. Впервые «Письма» Шенберга на русском языке появились десять лет назад благодаря тому, что Людмиле Ковнацкой удалось завершить работу над их изданием, начатую Михаилом Друскиным. «Письма» получили литературную премию и медаль имени А. Беляева. И антипод Шёнберга Игорь Стравинский занимает в программе должное место: о нем были написаны первые опубликованные статьи Ковнацкой, а в 2009 – том стравинскианы Друскина.

Есть в программе и посвящение юбиляру – «The Secret Land» на стихи Роберта Грейвза. Этот опус десять лет назад написал ко дню рождения Людмилы Ковнацкой Леонид Десятников, в середине 1970-х слушавший ее лекции.

В концерте, срежиссированном пианистом Алексеем Гориболем, который вместе с Ковнацкой успешно работал над несколькими бриттеновскими проектами, принимает участие избранная команда музыкантов Антрепризы Гориболя: меццо-сопрано Олеся Петрова поет песни Малера, Шёнберга и комическую арию из «Альберта Херринга», сопрано Юлия Корпачева – Шостаковича и Десятникова. Петербургской публике представляется редкая возможность услышать московского контратенора Олега Рябца и солиста Большого театра тенора Марата Гали, которые составят ансамбль в кантикле «Авраам и Исаак». Бас Петр Мигунов исполнит монолог злодея Клаггарта из «Билли Бадда», молодой виолончелист Дмитрий Сатушев – несколько частей из «Итальянской сюиты» Стравинского. За роялем бессменно – Алексей Гориболь. Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica под руководcтвом Ольги Комок – ученицы Людмилы Ковнацкой, – играет и поет музыку XIII-XIV веков из своей концертной программы Deo Gracias, Anglia.

Людмила Ковнацкая училась в Ленинградской консерватории у двух великих учителей – историка Михаила Друскина и органиста Исайи Браудо. На российской премьере «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена в Большом зале Ленинградской филармонии Ковнацкая исполнила органную партию.

Бриттен стал главным героем научных трудов Л.Ковнацкой, в 1974 году она написала книгу о британском композиторе, которой не было даже на родине Бриттена; книга Ковнацкой стала первой в мире монографией о композиторе. Ее читали все, кто изучал или исполнял английскую музыку – среди них Святослав Рихтер, включавший фрагменты ее текста в аннотации концертов, когда посвящал свои «Декабрьские вечера» Бриттену. Вторая книга Людмилы Ковнацкой охватила всю английскую музыку ХХ века.

Вкус к Бриттену и английской музыке Людмила Ковнацкая привила нескольким поколениям российских музыкантов и слушателей. Она была инициатором и организатором концертов (юбилейный концерт в честь Бриттена и дня Св. Цецилии, покровительницы музыки и музыкантов, концерт «Мир оперы: Бенджамин Бриттен») и фестивалей: в честь 80-летия Бриттена (Петербург, 1993), фестиваль в Ереване (1996), к 85-летию композитора (1998). Едва ли какая-то постановка опер Бриттена в России проходила без ее консультаций.

К 100-летию композитора в 2013 году Людмила Ковнацкая готовит книгу о путешествии Бриттена в СССР в компании знаменитых британских артистов, о его дружбе с Дмитрием и Ириной Шостакович, со «Славой» Ростроповичем и «Галей» Вишневской и о «русских корнях» его музыки, а также – исполнительский проект, который познакомит публику Петербурга и Москвы с тремя церковными притчами композитора («Река Кэрлью», «Пещное действо», «Блудный сын»).

В 1990-е Ковнацкую захватила другая тема: Шостакович. Ее находки (это она обнаружила дотоле неизвестное сочинение Шостаковича – «Финскую сюиту»), статьи, составленные ею научные сборники (в 2000 один из них – «Д. Д. Шостакович: Между мгновением и вечностью» –– получил звание «книги года») принесли ей славу крупнейшего отечественного эксперта и в этой области.

Наследие Михаила Друскина – предмет постоянного внимания Людмилы Ковнацкой, редактора-составителя и автора двухтомника «Памяти Михаила Семеновича Друскина», 1000-страничного труда, изданного в 2009 году, и семитомного собрания сочинений самого Друскина. Уже вышли первые тома, включающие классические работы ученого («Стравинский», «Клавирная музыка»).

Доктор искусствоведения, профессор Людмила Ковнацкая работает в Ленинградской-Петербургской консерватории более сорока лет. Ее лекции слушали столько оркестрантов, что из них можно составить десятки оркестров, а во главе их поставить десятки дирижеров (включая Валерия Гергиева). Из студентов балетного отделения можно создать труппу. В композиторский же список войдут несколько поколений композиторов – те, кто учился в консерватории с 1968 по 1994 год. И еще Ковнацкая подготовила целый музыковедческий отряд; под ее руководством написано более полусотни дипломов и диссертаций.

Имя Людмилы Ковнацкой хорошо известно западным коллегам. Она – научный консультант по России и странам СНГ Британского энциклопедического Словаря The New Grove Dictionary of Music and Musicians; она была первым и до сих пор единственным российским членом Директории Международного музыковедческого общества (IMS).{jcomments on}

1