БОЛЬШОЙ ЗАЛ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ С 20 ПО 30 ЯНВАРЯ

Большой зал Филармонии20 января в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный 225-летию со дня рождения В.А.МОЦАРТА. Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Петербургский камерный хор под управлением Николая КОРНЕВА исполнят Литанию, Ноктюрны, Te Deum и Kyrie МОЦАРТА. Известный Санкт-Петербургский дирижер Николай Корнев с двумя коллективами, которыми он руководит — ГАСО и Петербургским камерным хором представит программу, состоящую из духовных сочинений В.А. Моцарта.

Это особая, волнующая страница в творчестве гениального композитора. Большинство духовных его сочинений возникло в период пребывания на службе у зальцбургского архиепископа Иеронима Колоредо, где Моцарт проработал вплоть до 1781 года. Сохранились свидетельства о том, что ограниченный и чванливый Колоредо не любил музыку и требовал от Моцарта быть предельно лаконичным, поэтому подобные сочинения Моцарта отличаются своей краткостью. Всего Моцартом было написано около 20 месс, включая знаменитый «Реквием». Его перу принадлежат 4 литании. Литания - это название молитвы, обращенной к Богу, Марии или святым с просьбой о заступничестве и помиловании. Предшественниками Моцарта в жанре многоголосной литании были такие знаменитые композиторы как О. Лассо, Дж. Палестрина. Литании писали и старшие современники Моцарта — Михаэль Гайдн, младший брат Йозефа Гайдна, и Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта. Литании озвучивают текст, канонизированный папой Сикстом V в 1587 году. При жизни Моцарта литании с успехом исполнялись в Зальцбурге, причем все сопрановые соло пел знаменитый кастрат, член придворной капеллы, Франческо Цессарелли. Однако в других своих сочинениях этого периода, написанных для хора и оркестра на канонические тексты, Моцарт блестяще соединяет манеру старинного, традиционного письма со стилистически новой, светской, в которой просматриваются оперные и даже симфонические черты.

21 января Санкт-Петербургский АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР и ЖЕНСКИЙ ХОР Музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова под управлением Александра ТИТОВА представят петербургским слушателям редкую программу.

Прозвучат: ЧАЙКОВСКИЙ - «Природа и любовь» для трех солисток, женского хора и симфонического оркестра, РАХМАНИНОВ — Шесть песен для женского хора и оркестра, СОСТОИТСЯ Петербургская Премьера Сюиты «Лубки» для женского хора и оркестра Эдуарда АРТЕМЬЕВА. Также будет исполнена музыка балета «Жар-птица» СТРАВИНСКОГО. На сцене Большого Зала Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д.Шостаковича выступят ГАСО и Женский хор музыкального колледжа имени Н.А.Римского-Корсакова. Они исполнят программу, состоящую из сочинений русских композиторов XIX, XX и XXI веков. Преемственность традиций оркестрового и хорового письма, идущая от Чайковсого и Рахманинова к нашим современникам, Эдуарду Артемьеву и Сергею Екимову, символизирует единство прошлого и настоящего русской музыки, в которой хоровой жанр всегда занимал особое место. Хоровая музыка русских композиторов находила путь к самым сокровенным оттенкам души, к потаенным уголкам сердца.Известный прежде всего своей киномузыкой, композитор Эдуард Артемьев предстанет перед слушателями премьерным исполнением сюиты «Лубки». Автор саундтреков к шедеврам Михалкова и Тарковского, Артемьев также много работает и в жанре электронной музыки, и в традиционных жанрах академического искусства. Известный Санкт-Петербургский музыкант Сергей Екимов не только пишет музыку, но и руководит Женским хором музыкального училища им.Н.А.Римского-Корсакова. Свои сочинением «Элегическая музыка памяти Юрия Фалика» Екимов отдает дань любви и памяти своему ушедшему недавно учителю, композитору Юрию Фалику. Блестящим завершением концерта станет исполнение сюиты из балета «Жар-Птица» И.Ф.Стравинского, произведение, написанное в начале XX века для Дягилевских сезонов в Париже, которое выступит связующим звеном между прошлым и настоящим великого русского искусства.

23 января программа абонементного цикла «Концерты с сюжетом» называется «Моцарт и Сальери», в ней прозвучат Реквием САЛЬЕРИ и опера «Моцарт и Сальери» РИМСКОГО-КОРСАКОВА, написанная на сюжет одноименной маленькой трагедии А.С.Пушкина. ЗАСЛУЖЕННЫМ КОЛЛЕКТИВОМ РОССИИ оркестром петербургской филармонии будет управлять Аркадий ШТЕЙНЛУХТ. Солисты: Наталия МИРОНОВА (сопрано), Галина СИДОРЕНКО (меццо-сопрано), Максим ПАСТЕР (тенор) и Петр МИГУНОВ (бас). Рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.

О чем повествует «маленькая трагедия» Пушкина «Моцарт и Сальери»? Наверняка не об убийстве в его буквальном смысле. Первоначально Пушкин хотел назвать свою драму коротко и сильно «Зависть». Но кто кому в действительности мог завидовать? Сальери по меркам своего времени был более успешным музыкантом нежели Моцарт. оперы Сальери встречали овацией, в то время как оперы Моцарта проваливались на сцене; и в светском мире, и с точки зрения влияния, и в материальном смысле Моцарту до Сальери было далеко. Наградой Моцарту служила сама музыка — и в этом упоении искусством, в опьянении собственным гением, столь непостижимо точно переданным в тексте Пушкина, черпал Моцарт жизненность своей музыки. Самая лаконичная из опер Н.А.Римского-Корсакова, опера «Моцарт и Сальери» была создана в 1897 году, в период, когда автор много писал для голоса и был увлечен идеей создания длинных мелодических линий. Очевидным предшественником «Моцарту и Сальери» был «Каменный гость» Даргомыжского с его психологизмом. Неподражаемым исполнителем партии Сальери стал великий Ф. Шаляпин, выступивший на премьере этой оперы в ноябре 1898 года на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова).

28 января в Большом зале филармонии ФОРТЕПИАННЫЙ ВЕЧЕР. В исполнении Николая ЛУГАНСКОГО прозвучат «Венский карнавал» ШУМАНА, Пьесы ор.118 БРАМСА и сочинения ШОПЕНА.

Среди музыкантов, пользующихся повышенным вниманием и расположением публики, особое место занимает пианист Николай Луганский, один из самых «романтических героев» современной фортепианной игры. Пианист окончил Московскую консерваторию у профессоров Т.П.Николаевой и С.Л.Доренского, победитель I Всесоюзного конкурса юных музыкантов в Тбилиси (1988), лауреат VIII Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге (II премия, 1988), Всесоюзного конкурса имени С.В.Рахманинова в Москве (II премия, 1990), обладатель специальной премии Международной летней академии Mozarteum (Зальцбург, 1992), победитель Х Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве (1994). На этом же конкурсе Н.Луганский стал обладателем специального приза Фонда Э.Неизвестного «За исповедальность тона и художественный вклад в новую интерпретацию русской музыки – Ученику и Учителю», который был присужден пианисту и его учителю Т.П.Николаевой, скончавшейся в 1993 году. В то время молодой музыкант был студентом Московской консерватории в классе профессора С.Л.Доренского, у которого продолжил обучение и в аспирантуре. Пианист много гастролирует в разных странах мира, только в 2009 году пианист выступил в США, Канаде, Великобритании, Португалии, Испании, Франции, Бельгии, Венгрии, Нидерландах, Люксембурге, Швейцарии, Италии, Германии, Чехии, Бразилии, Турции, Польше, Румынии, Австрии, Хорватии, Греции, Японии, Беларуси, дал концерты более чем в 10 городах России. Пианист сотрудничал с крупнейшими симфоническими оркестрами России, Франции, Германии, Японии, Нидерландов, США и более чем со 170 дирижерами мира, среди которых Е.Светланов, М.Эрмлер, Ю.Симонов, Г.Рождественский, В.Гергиев, Ю.Темирканов, В.Федосеев, М.Плетнев, В.Спиваков, А.Лазарев, М.Горенштейн, А.Ведерников, В.Синайский, С.Сондецкис, В.Зива, В.Понькин, А.Дмитриев, Ю.Домаркас, Ф.Брюгген, Г.Дженкинс, Г.Шелли, К.Мазур, Р.Шайи, К.Нагано, М.Яновски, П. Берглунд, Н.Ярви, сэр Ч.Маккерас, Ш.Дютуа, Л.Слаткин, Э. де Ваарт, Э.Кривин, К.Эшенбах, Ю.Садо, В.Юровский, С.Орамо, Ю.П.Сарасте, Л.Маркиз, М.Минковски и многие другие. Партнерами Николая Луганского в камерном исполнительстве были скрипачи В.Репин, Л.Кавакос, виолончелисты А.Князев, А.Рудин, М.Майский, певица А.Нетребко, квартет им. Д.Д.Шостаковича, пианист В.Руденко, скрипачка И.Фауст, кларнетист Е.Петров и другие выдающиеся музыканты. Его постоянно приглашают на престижнейшие музыкальные фестивали в Рок д’Антероне, Кольмаре, Монпелье и Нанте (Франция), в Руре и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), фестиваль в Вербье и И.Менухина (Швейцария), фестиваль Би-Би-Си и Моцартовский фестиваль (Англия), «Декабрьские вечера» в Москве и другие. В репертуаре пианиста более 50 концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох — от Баха до современных композиторов. Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокую оценку в музыкальной прессе многих стран. Помимо насыщенной концертной деятельности, музыкант с 1998 года преподает в Московской консерватории, с 2007 — ассистент кафедры специального фортепиано под руководством профессора С.Л.Доренского.

29 января ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ оркестр петербургской филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит Седьмую симфонию МАЛЕРА. Санкт-Петербургская академическая филармония продолжает концерты двухгодичного цикла "Густав Малер. Собрание сочинений".

На этот раз в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Николая Алексеева прозвучит Седьмая симфония гениального австрийского композитора. Созданная в 1904-1905 годах, эта симфония явилась еще одной ступенью восхождения ее автора к вершинам мысли и духа. Что сразу привлекает внимание в композиции этой вещи? Конечно же, логика и образность новаторского триптиха средних частей. Вторая часть рисует картину Марша ночной стражи, картину ночного вида города прошлого с перекличкой трубачей на башнях, которую как бы со стороны рассматривает наш современник. Третья - скерцо "пляска смерти", символ адского перпетуум мобиле, в котором живет человек. Четвертая часть названа автором "Ночной серенадой", она напоминает о венском уличном музицировании с чертами авторской иронии в духе карнавальной игры. Эта связка средних частей отсылает слушателя к знаменитой в германской традиции "нахтмузик", ночной музыке с ее ироничной фантастикой, причудливостью, отстраненностью. Разрешается этот драматичемкий узел в финале симфонии, где автор ищет спасения в возвращении к золотому веку классики. Финал, в противовес Ночной музыке, называют Дневной музыкой, и слушатель остается захвачен логикой сопоставления и контраста, в то время как для творчества Малера в целом более характерно сквозное развитие цикла с прочными образно-идейными связями. Первое исполнение Седьмой Симфонии состоялось в Праге в 1908 году. Исполнительская судьба этого сочинения оказалась не из простых. Окончательное признание Седьмая симфония получила в трактовке Леонарда Бернстайна. {jcomments on}

1