КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ФИЛАРМОНИИ С 22 ПО 28 ФЕВРАЛЯ

Большой зал Петербургской филармонии

22 февраля программа концерта ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА РОССИИ академического симфонического оркестра филармонии посвящена теме Фауста в музыке. Под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА будут исполненф «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» ГУНО, Симфония №21 (из «Фауста» Гете) СЛОНИМСКОГО и баллада для солистов, хора и оркестра «Первая Вальпургиева ночь» МЕНДЕЛЬСОНА. Солисты: Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Борис СТЕПАНОВ (тенор), Борис ПИНХАСОВИЧ (баритон). О сюжетах рассказывает Самуил ЛУРЬЕ.

Данные о жизни реального человека, Доктора Иоганна Фауста крайне скудны. Он родился около 1480 года в городе Книттлинген, а в 1508 при посредстве Франца фон Зиккингена получил место учителя в Крейцнахе, но вынужден был бежать оттуда из-за преследований сограждан. В качестве чернокнижника и астролога он разъезжал по Европе, выдавая себя за великого ученого и похвалялся, что может творить чудеса.

Так начинается бессмертная история о Фаусте и Мефистофеле, которая держит в напряжении европейскую культуру на протяжении уже многих веков. И если композиторы-романтики в обращении к этому сюжету скорее делали ставку на любовную линию Фауста и Маргариты, да на богатую по части фантасмагорий и всевозможных причуд сцену Вальпургиевой ночи, то наш современник, известный Санкт-Петербургский композитор Сергей Слонимский не чужд в своей музыке и фаустовской рефлексии, и беспокойных поисков смысла жизни, и пресловутого недостижимого прекрасного мгновения. Впрочем, далее Сергей Слонимский обращается к каноническим образам Гретхен за прялкой и шабаша ведьм. Однако слушателям интересно будет сравнить, как изменились композиторские воззрения на классических героев и предлагаемые обстоятельства за каких-нибудь несколько столетий.

24 февраля в Большом зале филармонии — ОРГАННЫЙ ВЕЧЕР. Нидерландский музыкант Петер ЭЙЛАНДЕР исполнит программу из органных произведений БАХА, БРАМСА, ГИЛЬМАНА, ШУМАНА, ДЕБЮССИ и АНДРИЕССЕНА.

Петер Эйландер родился в 1957 году в Вассене, деревне в провинции Гелдерланд. В возрасте 6 лет начал брать уроки у органиста местной церкви — Хеймена ван'т Айнде. А уже в 10 лет аккомпанировал на органе церковной общине. Учился также у органистов: Пиет Цварт, Марио Телькенес, Уильям Хендрик Цварт. В консерватории Стеделика в Звелле учился в классе Дороти де Рой (орган) и Эпке де Джонг (фортепиано). В 1981 году с успехом окончил консерваторию. Затем брал уроки исполнительства у Нико Ваасдорпа и Яана Бонефааса. Петер Эйландер играет в церкви Eben-Haëzerchurch в Апелдорне. Является концертмейстером на церковных службах. Регулярно и часто выступает с сольными концертами. Кроме того, Петер Эйландер — дирижер Христианского смешанного хора «Cantate Deo» в Амерсфорте. Преподает в Музыкальном образовательном центре в Холтене. Ученики со всей страны приезжают взять уроки романтической импровизации и познакомиться с его видением музыкального сопровождения церковных служб. Как органист, дирижер и концертмейстер хора Петер Эйландер записал несколько видеокассет и CD. Также выступал на радио и телевидении. В 1993 году получил французскую премию за заслуги в культуре французского органного исполнительства.

25 февраля в Большом зале филармонии АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии выступит под управлением известного немецкого маэстро Томаса ЗАНДЕРЛИНГА. В программе: ВАГНЕР — Увертюра к опере «Нюрнбергские майстерзингеры», ШУМАН - Симфония №4 (1-я редакция), БЕТХОВЕН — Концерт для фортепиано с оркестром №1. Солист — Даниил ЦВЕТКОВ (США).

Открытием для филармонической публики нашего города обещает стать встреча с Даниилом Цветковым. Уроженец Казахстана, Даниил получил профессиональное образование в Москве, сначала в Центральной музыкальной школе, затем в Московской Консерватории и аспирантуре в классе профессора Наталии Трулль. Международное признание пианист получил на конкурсах, которые помогли ему обрести путь концертирующего пианиста. Сейчас Даниил Цветков живет в США и с успехом концертирует во всем мире.

Партнером молодого пианиста в этом концерте стал дирижер Томас Зандерлинг, принадлежащий к числу самых авторитетных музыкантов своего поколения. Он родился в 1942 году в Новосибирске и вырос в Ленинграде, где его отец, дирижер Курт Зандерлинг, руководил оркестром Ленинградской Филармонии. Получив образование в Ленинграде, Зандерлинг затем сделал блестящую карьеру сначала в Германии, где много работал с Дрезденской государственной капеллой и оркестром лейпцигского Gewandhaus'а. Особый успех дирижер снискал в берлинской Комической опере – за свои блестящие спектакли он был удостоен Премии Берлинских критиков. Дмитрий Шостакович доверил Зандерлингу немецкие премьеры Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний, а также пригласил участвовать в записи сюиты на стихи Микеланджело (мировая премьера) совместно с Л.Бернстайном и Г. фон Караяном.

Томас Зандерлинг вырос в Ленинграде, где его отец Курт Зандерлинг был дирижером Ленинградского филармонического оркестра. Получил профессиональное образование в музыкальной школе при Ленинградской консерватории и в Академии музыки в Берлине (ГДР). Ещё в начале дирижёрской карьеры, в Ленинграде состоялась его встреча с Дмитрием Шостаковичем, который предложил Зандерлингу продирижировать первыми исполнениями своих Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний в Германии. Позднее это сотрудничество привело к записи "Сюиты на слова Микеланджело" Шостаковича, имевшей большой резонанс и отмеченной Леонардом Бернстайном и Гербертом фон Караяном. Интерес, проявленный к этой работе, позволил Томасу Зандерлингу стать ассистентом сначала одного, а затем и другого выдающихся дирижёров. За годы творческой деятельности Томас Зандерлинг занимал пост музыкального руководителя оперного театра в Галле, сотрудничал с оперными труппами театров Гамбурга и Франкфурта, берлинских Немецкой оперы и Комише опер, Датской Королевской, Венской государственной и Баварской государственной оперы, Ля Фениче и Финского национального оперного театра, а также - с 1978 по 1983 год - являлся постоянным приглашённым дирижёром Немецкой государственной оперы. Дирижёр работал с Дрезденской государственной капеллой и лейпцигским Гевандхауз-оркестром, Венским симфоническим оркестром, Дрезденским и Лондонским филармоническими оркестрами, Королевским симфоническим оркестром Стокгольма, филармоническими оркестрами Осло, Хельсинки и Ливерпуля, симфоническими оркестрами Монреаля, Питтсбурга и Детройта, а также с Госоркестром РФ, оркестрами Московской и Санкт-Петербургской филармоний, РНО, БСО им. П.И.Чайковского. С симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии Томас Зандерлинг осуществил запись Шестой симфонии Малера, завоевавшую мировое признание: диск был награждён премией фестиваля MIDEM как лучшая запись года в области классической музыки. Высокой оценки критики были удостоены и многие другие работы дирижёра в области звукозаписи. Премий фестиваля MIDEM в Канне были удостоены компакт-диски, выпущенные Зандерлингом на фирме BIS: в 2001 году - цикл симфоний Альберика Маньяра с симфоническим оркестром города Мальме, и в 2003 году - серия записей произведений Карла Вайгля, среди которых Пятая симфония композитора ("Апокалиптическая"), впервые исполненная Л.Стоковским и "Фантастическое интермеццо", впервые исполненное В.Фуртвенглером и Венским филармоническим оркестром. На фирме CHANDOS Томас Зандерлинг записал диски с музыкой американских композиторов Стива Гербера и Тобайаса Пикера. Маэстро является главным дирижёром и музикдиректором симфонического оркестра г.Осака (Япония). С 2004 года Томас Зандерлинг - главный приглашённый дирижёр Национального филармонического оркестра России.

26 февраля в Большом зале филармонии — сольный вечер пианиста Бориса БЕРЕЗОВСКОГО. В программе: МЕТНЕР — Соната «Ночной ветер», ор.25 №2, ЛИСТ (к 200-летию со дня рождения ) — Трансцендентные этюды.

C программой из 12 Трансцендентных этюдов Ференца Листа выступит в Большом Зале филармонии пианист Борис Березовский, чьи концерты пользуются огромной популярностью как в нашем городе, так и во всем мире.

Пианист родился в Москве, в семье музыкантов. В двадцатилетнем возрасте, учась в Московской консерватории в классе Элисо Вирсаладзе, стал победителем Конкурса Чайковского. Вскоре Березовский переехал в Лондон, и долгие годы строил свою карьеру на Западе, лишь изредка появляясь на концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Все изменилось в последние годы, когда Борис Березовский своими многочисленными блестящими выступлениями как в обеих столицах, так и в Екатеринбурге и во многих других городах России, завоевал широкую популярность у российской публики.

Творчество Николая Метнера, не столь известное в мире, занимает в репертуаре пианиста особое место. Березовский — великолепный исполнитель многих фортепианных и камерных сочинений русского мастера, современника и друга Сергея Рахманинова. В то же время для широкой аудитории Березовский в первую очередь — супервиртуоз, который с легкостью и изяществом преодолевает, казалось бы, непреодолимые пианистические сложности. Своим исполнением Трансцендентных этюдов Листа Березовский завоевал мировую славу. Эту программу он с огромным успехом исполняет в лучших европейских залах. Санкт-Петербургским слушателям предстоит услышать и оценить это чудо высочайшего таланта и мастерства, программу из 12 Трансценденых этюдов Листа в исполнении Бориса Беоезовского, впервые

27 февраля ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением Сергея СТАДЛЕРА. В программе: БРУХ — Концерт для кларнета и альта с оркестром. Солисты — Андрей ДОГАДИН (альт) и Интс ДАЛДЕРИС (кларнет, Латвия).

Имя Рихарда Вагнера и сами названия опер его тетралогии «Кольцо Нибелунга» обладают магическим воздействием на слушателей. Такие номера как «Полет валькирий» или «Траурный марш» из «Гибели богов» растиражированы в СМИ и давно стали классическими шлягерами, впрочем, не утратив от этого своей силы воздействия. Собственно, второе отделение концерта, названное музыкальным путешествием по тетралогии, приятно взволнует слушателей встречей с мистическими, надмирными вагнеровскими образами; прекрасными рыцарями, реющими на конях над полем боя воительницами, подбирающими раненых, небесными чертогами.

1