Вячеслав Кочнов: БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ ХОРОШО, А ПОЭТОМ - ЛУЧШЕ!

ГОЛАЯ ПРАВДА ВЕЛИКОГО МУЗЫКАНТА

Поэту и главному редактору сайта Вече С-Пб Вячеславу Кочнову задает вопросы главный редактор газеты «Новый Петербургъ» Алексей Андреев

 

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» -  афористично изрек картёжник и бонвиван Николай Некрасов, определив раз и навсегда гражданский долг как некую унылую обязанность, а поэзию… Поэзия в России в некрасовское время, в 60-70-е годы позапрошлого столетия была не слишком популярна. Пожалуй, как и сейчас. И все-таки люди снова и снова рифмуют слова, сочиняют сонеты, октавы и верлибры. Что же, может быть, поэтическое время, каким были Золотой пушкинский или Серебряный блоковский век Русской поэзии или 60-е годы ХХ столетия, все-таки однажды вернется?

 

Алексей Андреев. Вячеслав, я знаю, что ты давно пишешь стихи и в глубине души считаешь себя по преимуществу поэтом, а уже потом журналистом. Расскажи, пожалуйста, как это происходит, и зачем тебе это нужно в век Интернета и глобализации?

Вячеслав Кочнов. Мне очень удивительны те люди, которые не читают стихов, настолько это волшебная и увлекательная игра – стихи. Хорошие, конечно, стихи.

Потом не надо забывать, что поэзия – это некий эрзац песни, молитвы…. Есть, конечно, мириады графоманов, но и первоклассных стихов за историю человечества написано так много, что за всю жизнь не перечитать. Необозримое количество великолепных поэтических произведений существует собственно на русском языке – от Былин и Державина и до ныне здравствующего Всеволода Емелина. А ради некоторых поэтических шедевров стоило бы выучить французский, немецкий и, может быть, даже другие языки… Кстати, сегодня в России тоже есть настоящие серьезные поэты, которые востребованы временем и людьми, которые говорят со временем на его языке. Я говорю о куртуазных маньеристах и Всеволоде Емелине. Новое в них то, что тот самый гражданский пафос, который так любили во времена Некрасова, в этих стихах успешно сочетается с великолепной версификацией и блестящим юмором. Не буду ничего цитировать, ибо стоит в сети в поиск набрать «Всеволод Емелин» или «Вадим Степанцов», и читатель сразу найдет не один десяток поэтических шедевров. Причем, на мой взгляд, вышеуказанные поэты, сочетая гражданские мотивы с черным юмором, на поэтическом Олимпе забрались гораздо выше и «гражданина» Некрасова, который выдавал за стихи по б.ч. рифмованную публицистику, и, например, Саши Черного, чей смех сегодня уже не очень-то и смешон.

 А.А. А как сегодня обстоят дела с серьезными жанрами?

В.К. Серьезные поэтические жанры – лирика, ода – сегодня не востребованы, это особенность времени. И уже давно, с позднесоветских времен, не идеи Ленина, а идеи пресловутого ПОСТМОДЕРНА, хотим мы того или нет, ЖИВУТ и ПОБЕЖДАЮТ. Почему? Да потому что нет ГЕРОЯ, соответствующего серьезным жанрам. Не пишут од полководцам, потому что нет популярных в народе войн, а соответственно нет и наполеонов. Помните, оды Наполеону написали и Пушкин, и Лермонтов (тот, правда, перевел Зейдлица). В 1920-30-е годы писали оды красным командармам… А кто написал оду кому-нибудь из героев последних Чеченских войн?

Любовные отношения свелись, сами знаете, к чему: легкий флирт, качественное удовольствие от секса. Плохо ли это? Я не могу осуждать дождь, который льется с небес. Это так, а не иначе, такова особенность нашего времени. Любовная страсть Тристана и Изольды сегодня непонятна, но я убежден, что на смену ПОСТМОДЕРНУ, когда при всех их талантах читателям до рвоты обрыднут Пелевин и Сорокин, им на смену придет очередной НЕОРОМАНТИЗМ, какое бы название он ни носил. Таковы законы развития Искусства.

 А.А. Но ведь ты, насколько мне известно, пишешь лирику?

В.К. Я и не только я. Я просто застрял то ли в предыдущей эпохе, когда в чести были стихи Рубцова и ранний «Аквариум», то ли в будущем, о котором я сказал выше. Кстати, я не очень знаю, как сейчас преподают в школе литературу, но когда учился я – а я закончил школу в 1985 году – литературу и историю преподавали просто криминально. Делалось все, чтобы отбить у детей вкус к литературе и поэзии, к гуманитарным наукам вообще. Для советской школьной программы были выбраны наиболее дидактические, наиболее слабые и наиболее скучные произведения отечественных поэтов. У Пушкина вместо гениального «Медного Всадника» или «Пира во время чумы» взяли скучнейшего «Евгения Онегина», делали упор на Некрасове, который и поэтом-то в собственном смысле этого слова не является. Он недурной журналист и очень успешный редактор и издатель, писавший фельетоны в рифму. В этих фельетонах совершенно отсутствует настоящий поэтический огонь, истинное вдохновение. Нам же представляли это как поэзию. Я молчу о Серебряном веке: был Блок и вокруг него… пустыня. Даже Брюсова и Андрея Белого не преподавали! Это было не преподавание, а интеллектуальный грабеж! Тем интереснее, конечно, было узнавать об этой изысканной роскоши Модерна – запретный плод сладок. Советскую литературу я не читал, потому что от нее веяло нестерпимой скукой в сочетании с крайней малограмотностью. Ну что такое Эсхил для Твардовского? Наверное, ничто. Есть, конечно, исключения: например, «Судьба человека» Шолохова поднялась, на мой взгляд, на уровень античной трагедии. Но это редчайший случай. Тем не менее в подполье, в андеграунде некоторые люди учили языки, читали Катулла в оригинале, ходили в Публичку за Михаилом Кузминым… В общем, некий слабый культурный слой в постсоветской России наблюдается. Дай Бог, чтобы он не погиб окончательно.

 А.А. Ну и напоследок, может быть, что-нибудь из твоих стихов?

В.К. Мои стихи можно почитать в сети на www.stihi.ru и на замечательном поэтическом сайте http://www.opushka.spb.ru. Мне очень лестно, что на этом сайте мои стихи стоят рядом со стихами таких глубоко уважаемых мной мэтров, как Виктор Соснора, Глеб Горбовский, Валентина Лелина, Елена Новикова.

  

САД

 

Ты распахнешь с улыбкой дверь,

Дверь в осень — твой веселый сад,

Где рядом ясень и сосна

И сны на веточках висят, —

 

Какой увидеть хочешь сон?

О дальних странах, где моря

Прибоем вкрадчиво шуршат,

Вращая счастья колесо?

 

Чей сон увидеть хочешь ты?

Сон Будды о небытии,

О переменчивых мирах,

Прозрачных словно тонкий шелк?

 

Усни! Усни в саду твоем!

Вдыхая прелый аромат

Опавших листьев и травы

Не думай, где проснешься ты!

                                   2004-2006

       

 

Памяти Николая Рубцова

 

                              Словно бы праздник нагрянул / На златогривых конях

                                                  Николай Рубцов  СЕНТЯБРЬ

  

Рассеялся густой туман,

Небесный развернулся свиток,

И дарит мне забвенье ран

Пьянящий радостный напиток.

 

Ты мне даруешь тайный знак,

Роняя светлые ресницы

Над лесом, где, ломая мрак,

Крича, взлетают стаей птицы.

 

Тебя, Сентябрь, как не узнать

В венце из звезд на этой тризне!

 

И я приветствую сей знак

Ухода праздничного жизни. —

                        1987

 

    

СЕВЕРНЫЙ ПУТЬ

 

                                                                         на мотив Эдварда Грига  

                                               Я встал с утра. Сосновый лес

                                               Взбегает на скалу,

                                               И Солнце золотит волну,

                                               И небо любит нас, —

 

                                               Порывы ветра понесут

                                               Над морем - в высоту

                                               Тебя, меня, сосновый лес

                                               И башню со скалы, —

 

                                                Круженье, трепет бабочки

                                               Прерывистый, как смех, —

                                               Взмахнет орлиное крыло —

                                               И мы вперед летим —

 

                                                                       ноябрь 92

 

 

 

П О Х О Д

 

Бетховен, Симфония №5, III часть (хориямб)

 

                                               Вышли полки

                                               в терпкую ночь,

                                               шорох листьев                     

                                               под шаг ложится

                                              

                                               Терпкой смертью

                                               пахнут поля,

                                               прелыми травами,

                                               почвой и кровью

 

                                               Тьмы светил

                                               в небе горят -

                                               в небесах

                                               бушует пламя –

 

                                               Это ночью, когда

                                               люди спят

                                               в дальний поход

                                               выступают боги

 

                                               Звезды сеют

                                               яростный свет -

                                               ярый Семаргл

                                               сходит на Землю -

 

                                               Ярый Семаргл,

                                               огненный Волк -

                                               навстречу полкам,

                                               богам навстречу, -

 

                                                           _____

  

                                               Вышли полки

                                               в звездную ночь -                                       

                                               в ночь

                                                           плещущую                            

                                                                                  пламенем

                                                         1994

  

 

 

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ КАТУЛЛА

 

Quaeris, quot mihi basiationes

 

Спросишь, сколько твоих поцелуев,

Лорелея, мне в этой жизни нужно?
Я отвечу, когда погаснет Запад,

И померкнет петербургское небо

Над покатыми крышами и куполами…

Я спрошу тебя, сколько волной балтийской

Бесконечных в море смыло песчинок?

Сколько капель в этой влаге бурлящей

Пенных волн, бросающихся на берег?

Или сколько звезд глядится тайно

В темноводное зеркало невского устья?

…В глубине там бьют ключи и сверкают,

    Но никто не знает их и не видит,

    Когда спит Петербург, обернутый тьмою,

    Безысходной тьмой полярной ночи,

    И ютятся смертные в каменных склепах,

    Согревая души друг друга любовью…

Сколько поздней осенью гаснет снежинок

В черной влаге холодной реки?

 

Столькими, Лорелея, поцелуями

Я хочу целовать тебя, как Огонь пожирает

Жадными ненасытными объятьями

Бесконечный простор -

                                                   2000

 

 

 

MON REVE FAMILIER

Остаться жить в Париже,
закинув якорь в небо
ажурной Эйфелевой башней -

а под мостом
течет неспешно Сена  -

sous les ponts bien connus
coule la Seine lentement, -

а под мостами
мочой клошары пахнут
восхитительно и нежно, -

- Под небом Парижа
радостная река течет, -

- Sous le ciel de Paris
coule un fleuve joyeux  -

Остаться жить в Париже
клошаром быть, апашем,
с утра вино за евро-полтора,
и днем - еще бутылка - клошарского за евро,
и вечером веселье пьяное -
 
остаться жить в Париже
под мостом у Нотр-Дам  -

и умереть в Париже

однажды под мостом


- зарежет негр ужасный –


- un negre effroyable t'etranglera une fois -

быть может, нет другого смысла
у нашей утлой жизни? -

- Y a-t-il un autre sens dans notre vie fichue?

 

                                   2007                                                            {jcomments on}

1