«ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ»

Году Франции в России посвящается

14 — 24 декабря 2010 года

Художественный руководитель — Юрий Темирканов

14 декабря в Большом зале филармонии состоится ОТКРЫТИЕ XI Международного Зимнего фестиваля «ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ». По традиции, его откроет художественный руководитель Спб.филармонии и фестиваля «Площадь искусств» маэстро Юрий ТЕМИРКАНОВ. Так как фестиваль станет последним крупным проектом «Года Франции в России и России во Франции», то, естественно, его программа акцентирована на французском искусстве. В программе концерта-открытия прозвучит музыка знаменитого французского композитора Мориса РАВЕЛЯ: сюита «Моя матушка Гусыня», Концерт для фортепиано с оркестром (для левой руки), вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и хореографическая поэма для оркестра «Вальс». Солистка - выдающаяся российская пианистка Элисо ВИРСАЛАДЗЕ.

Следующий концерт фестиваля состоится 15 декабря в Малом зале филармонии. Впервые на этой сцене выступит ШОССОН-ТРИО (Франция) с составе: Филипп ТАЛЕК (скрипка), Антуан ЛАНДОВСКИ (виолончель) и Борис де ЛАРОШЕЛЬАМБЕР (фортепиано).В программе Фортепианные трио ШОССОНА, ШОПЕНА и СЕН-САНСА.

Музыка Эрнеста Шоссона полна страсти и энергии. Вдохновленные его сочинениями, Филипп Талек, Антуан Ландовски и Борис де Ларошельамбер дали свой первый концерт вместе на фестивале Clairac в 2001 году, положив начало существования трио Эрнеста Шоссона. Все участники закончили Парижскую консерваторию, где получили Первую премию под руководством Пьерра-Лорана Эмар. Затем музыканты прошли пост-образовательный курс камерной музыки в 2004 году под руководством Клер Дезер, Ами Фламмер и Алана Мёнье. Победители Международного конкурса камерной музыки им. Й.Йоахима в Веймаре (2005), лауреаты и обладатели специального приза за исполнение современного сочинения на Международном конкурсе им. Й.Гайдна (Вена, 2004), специальный приз SPEDIDAM за лучшую интерпретацию французского сочинения (Ильзак, 2005), лауреатство на конкурсе FNAPEC в Париже и в Шато Бейшвелль (2004). Трио является постоянным приглашенным участником Европейского фестиваля Академии камерной музыки c 2004 года. Среди музыкантов, с которыми они сотрудничали: Атто Бейерль (Берг-квартет), Аннер Билсма, Жерар Висс, Эккарт Хайлигерс (Жан-Поль-Трио), Шмуэль Ашкенази (Вермер-квартет), Райнер Куссмауль (солист Берлинского филармонического оркестра и участник Штутгарт-трио), Йоханнес Майссль (Артис-кварет) и многие другие... За выдающиеся достижения в области исполнительства Французская ассоциация Артистической деятельности (AFAA) выбрала Шоссон-трио принять участие в программе “Declic” (2005), которая включает в себя запись в прямом эфире на Радио Франции и международное концертное турне. Трио также получило гранты от банка Societe Generale и ADAMI (ADAMI - французское общество по коллективному управлению смежными правами исполнителей, некоммерческая общественная организация — прим.перев.). Шоссон-трио ведет интенсивную концертную деятельность, выступая по всей Европе, США и в Латинской Америке..

 

16 декабря в Большом зале филармонии состоится сольный концерт знаменитой французской пианистки, ученицы великого Станислава Нейгауза - Бриджит АНЖЕРЕР. В ее исполнении прозвучат Десять ноктюрнов ШОПЕНА и сочинения ЛИСТА.

Поворотным пунктом в карьере Бриджит Анжерер можно считать концерт с оркестром Берлинской филармонии на столетнем юбилее коллектива (1982). Кроме выступлений в качестве солистки в двух концертах под руководством Мстислава Ростроповича, пианистка приняла участие в юбилейном концерте под управлением Сейджи Озавы вместе с Иегуди Менухиным, Гидоном Кремером, Алексисом Вайсенбергом и двумя молодыми солистами: Анне-Софи Муттер и Кристианом Цимерманом.

Бриджит Анжерер начала учиться музыке в возрасте 4 лет и впервые вышла на сцену спустя два года. В 11 поступила в Парижскую консерваторию в класс Люсетт Декав, в 15 лет получила Первую премию консерватории, а на следующий год стала лауреатом конкурса Маргерит Лонг. В возрасте 17 лет получила приглашение продолжить обучение в Московской консерватории.

Бриджит Анжерер — одна из самых блистательных и оригинальных пианисток своего поколения. Её игра характеризуется художественным вкусом, романтическим духом, совершенством её техники, а также природной способностью находить контакт с аудиторией”, так сказал Станислав Нейгауз, у которого пианистка училась в течение 5 лет. Уроки этого великого мастера и потрясающего музыканта произвели неизгладимое впечатление на Бриджит Анжерер, повлияли на всю ёе карьеру и на музыкальное мышление в целом. Победительница Конкурсов Чайковского и Королевы Елизаветы, в 1980 году она привлекла внимание Герберта Фон Караяна, который пригласил её выступить с Берлинским филармоническим оркестром. Затем последовало приглашение Даниэля Баренбойма выступить с Оркестром Парижа, и Зубина Меты — с Нью-Йоркской филармонией. Так началась удивительная международная карьера с блестящими дебютами в Берлине, Париже, Вене и Нью-Йорке, где пианистка с триумфом выступила в Карнеги-холл.

Пианистка регулярно выступает с самыми престижными оркестрами (Королевский филармонический оркестр, филармония Лос-Анжелеса, Чикаго-симфони, оркестры Торонто, Детройта и Монреаля, Симфонический оркестр Токио, Бельгийский национальный оркестр, Национальный оркестр Франции, оркестр радио Люксембурга и др.) под управлением таких прославленных дирижеров, как: Кондрашин, Нойман, Бендер, Кривин, Казадезюс, Фостер, Лопес-Кобос, Ломбар, Федосеев, Симонов, Плассон, Джуд, Салонен, Китаенко, Темирканов, Харбиг, Садо, Цольман, Ярви и др.

Бриджит Анжерер уделяет внимание и камерному музицированию; её партнерами в разное время были: пианисты Борис Березовский, Олег Майзенберг и Элен Мерсье, скрипачи Оливье Шарлье и Дмитрий Ситковецкий, виолончелисты Анри Демаркетт, Давид Герингас и Александр Князев, альтист Жерар Коссе, камерный хор Accentus и его руководитель Лоранс Экильби. Творческая связь с этими музыкантами настолько велика, что кажется, будто музыка сама возникает между ними к удовольствию публики. Пианистка регулярно проводит мастер-классы в Берлине, Ницце, Бирмингеме, Париже и Токио. За свою карьеру Анжерер записала большое количество CD для престижных звукозаписывающих компаний, в том числе: Philips (Шумановские «Карнавал», op.9 и «Венский карнавал», получивший Grand Prix du Disque), Denon, Warner («Приглашение к путешествию» с Анри Демаркетт — премии ‘Choc’ du Monde de la Musique, Hymne à la nuit, ‘RTL d’Or’).

Бриджит Анжерер — шевалье Почетного Легиона, кавалер ордена «За заслуги» IV степени и кавалер ордена Искусств и Литературы III степени. Она также является членом-корреспондентом Академии Изящных искусств Французского института.

 

17 декабря в Большом зале филармонии выступит ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РАДИО ФРАНС. Под управлением своего главного дирижера Мюнг-ВУН ЧУНГА он исполнит произведения французских авторов: «Гробницу Куперена» РАВЕЛЯ, «Метаболы» ДЮТИЙЕ и Фантастическую симфонию БЕРЛИОЗА.

Наследник первого Филармонического оркестра радио Франции 1930-го года, оркестр был вновь собран в середине 70-х, по вдохновению Пьера Булеза и наперекор традиционным симфоническим формациям. Первыми музыкальными руководителями коллектива стали Жильбер Ами и Марек Яновский. Вот уже 10 лет под руководством Мюнг-Вун Чунга Филармонический оркестр радио Франции является одним из ведущих европейских оркестров. Репертуар коллектива широк: от произведений XVIII века до современных композиторов. В 2010 году Мюнг-Вун Чунг и Филармонический оркестр радио Франции выступят на северо- и южноамериканском континентах (Чикаго, Лос-Анджелес, Санта-Барбара и Сан-Франциско, Бразилия и Аргентина), пройдут концерты в Китае (на Всемирной выставке в Шанхае), на о.Тайвань и в России (Москва и Санкт-Петербург). В 2011 году уже запланированы выступления в Германии и на фестивале BBC Proms в Лондоне. Оркестр сотрудничал с такими замечательными музыкантами как Пьер Булез, Эса-Пекка Салонен, Валерий Гергиев, Тон Коопман, Густаво Дудамель, Микко Франк, Ален Жильбер, Франсуа-Ксавье Рот, Лионель Брингие. С момента окончания реставрационных работ в зале Плёйель (сентябрь 2006 года) оркестр даёт в нём от 20 до 25 концертов в сезон. Кроме того, в 2013 году планируется создание новой аудитории на 1500 мест для Радио Франции, оркестр также принимает участие в тематических программах в зале Сите, в постановках Театра Шатле и в Опера Комик. Все концерты транслируются по каналу France Musique и могут быть воспроизведены на сайте Радио Франции. Каждый месяц несколько концертов также доступны в потоковом видео на сайтах ArteLiveWeb и радио Франции. Партнер телевидения Франции, оркестр регулярно выступает на каналах France 2, France 3 и France 5.

Записи коллектива выпускаются ведущими звукозаписывающими компаниями. Более 300 наименований в настоящее время доступны для скачивания через iTunes. Каждый сезон Филармонический оркестр предлагает от 15 до 20 новых произведений, принимает участие в различных музыкальных фестивалях (Présences, Musica, Agora, Festival d’Automne à Paris). Музыканты оркестра имели честь сотрудничать со многими композиторами, дирижировавшими своими произведениями, такими как Пьер Булез, Петер Этвеш и Джордж Бенджамин, Магнус Линдберг; в этом сезоне композитор и дирижер Эса-Пекка Салонен в течение трех недель будет работать с оркестром на фестивале в театре Шатле в феврале 2011 года. В течение года Филармонический оркестр выступает в школах, а также в больницах в Париже и парижском регионе перед больными детьми. И оркестр, и Мюнг-Вун Чунг являются послами ЮНИСЕФ с 2007 года. Существует Филармоническая Академия для молодых музыкантов в сотрудничестве с Парижской консерваторией. Филармонический оркестр радио Франции открыл специальный сайт, посвященный молодым слушателям: ZikPhil.fr. Он поддерживается главным спонсором - компанией Amundi и постоянными партнерами (под эгидой Ассоциации Pro'Phil).

Мюнг-Вун Чунг начал свою музыкальную карьеру как пианист, заняв второе место на конкурсе пианистов им. П. И. Чайковского в 1974 году. Позднее он стал выступать как дирижер и в 1979 году стал ассистентом Карло Марии Джулини в Филармоническом оркестре Лос-Анджелеса, а спустя два года – помощником дирижера. В разное время являлся: музыкальным руководителем Симфонического оркестра Радио Саарбрюккена (1984-1990), главным приглашенным дирижером флорентийского Театро Комунале (1987-1992), музыкальным руководителем парижской Опера Бастиль (1989-1994), главным дирижером Оркестра Санта-Чечилия (Рим, 1997-2005). С 2000 года — музыкальный директор Филрамонического оркестра Радио Франции. Дирижер сотрудничал со многими вдущими оркестрами мира, включая Берлинскую и Венскую филармонии, Концертгебау-оркестр, все основные оркестры Лондона и Парижа, Ла Скала, оркестр Баварского радио, Дрезденскую Государственную Капеллу, Бостон- и Чикаго-симфони, Метроплитен-опера, Нью-Йоркскую филармонию, оркестры Кливленда и Филадельфии. Многие записи Мюнг-Вун Чунга получили международные премии. В их число входят записи «Турангалилы» Мессиана, «Отелло» Джузеппе Верди, «Фантастической симфонии» Берлиоза, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича с оркестром Опера Бастиль; цикл симфоний и серенад Дворжака с Венским филармоническим оркестром, а также цикл, посвященный шедеврам духовной музыки с Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия. В этот цикл вошли отмеченные наградами записи реквиемов Мориса Дюруфле и Габриэля Форе с Чечилией Бартоли и Брином Терфелем.

Дирижер является обладателем многих наград и почетных званий: премий Аббиати и Артуро Тосканини (Италия) и ордена Почетного Легиона (Франция, 1992); в 1991 году Ассоциация Французских театров и Музыкальных критиков назвала его «музыкантом года», а в 1995 и 2002 он стал лауреатом премии “Victoire de la Musique” («Музыкальная победа»).

Музыканта также интересуют проблемы гуманизма и экологии, поэтому Мюнг-Вун Чунг уделяет этим вопросам большое внимание. Он служит Посланником программы по наркоконтролю в ООН (United Nations Office on Drugs and Crime); в 1995 году он был назван UNESCO «человеком года», а 1996 получил “Kumkuan” - самую высокую награду в области искусств правительства Кореи за вклад в музыкальную жизнь республики Корея. Сейчас дирижер — первый в истории республики Почетный посол культуры Кореи.

Мюнг-Вун Чунг и музыканты Филармонического оркестра радио Франции в 2007 году номинированы на звание «Посланники UNICEF». В апреле 2008 года дирижер назначен Послом Доброй воли UNICEF.

 

19 декабря ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический симфонический оркестр петербургской филармонии под управлением Николая АЛЕКСЕЕВА исполнит грандиозное сочинение Оливье МЕССИАНА «Турангалила-симфонию». Солисты — французские музыканты Тома БЛОК (волны Мартено) и Франсуа ВАЙГЕЛЬ (фортепиано).

«Турангалила» Оливье Мессиана - колоссальное по объему и значительности сочинение, не раз уже звучало в Санкт-Петербурге. Фрагменты этой симфонии исполнялись и в Большом Зале филармонии, но целиком на этой сцене «Турангалила» прозвучит впервые. Турангалила-симфония - одно из наиболее популярных, ярких и необычных сочинений французского композитора, классика XX века Оливье Мессиана. В этой музыке воплощены образы индийской мифологии; слово «Турангалила» можно перевести с санскрита как «Песнь любви». Законченная к 1948 году, вместе с вокальным циклом «Ярави, песни любви и смерти» и хоровыми «Пятью перепевами», «Турангалила» составляют триптих, вдохновленный, по словам композитора, легендой о Тристане и Изольде. Таким образом, «Турангалилу» можно считать индийским вариантом «Тристана и Изольды». Своеобразие и неповторимость этой музыке придают краски солирующего экзотического инструмента под названием волны Мартено и ударных, имитирующих яванский гамелан. Симфония состоит из десяти частей, где все четные части воплощают главную тему симфонии - тему любви, нечетные же части рисуют игру жизни и смерти. По стилистике Турангалила несет в себе черты импрессионизма, романтические краски , и, даже оттенки заклинательных, ритуальных плясок, идущих от «Весны священной» И.Стравинского. Впервые «Турангалила» была исполнена в Бостоне под управлением дирижера Леонарда Бернстайна. Партию солирующего фортепиано исполняла пианистка Ивонн Лорио, впоследствии ставшая женой автора, Оливье Мессиана.

Тома Блок всемирно известный музыкант, исполнитель на редких инструментах (волны Мартено, стеклянная гармоника, хрустальный орган), композитор, продюсер. Его репертуар простирается от классической и современной музыки до песен, рока, оперы, импровизации, киномузыки, музыки балета. Обладатель Первой премии за волны Мартено конкурса Парижской консерватории (совместно с Жанной Лорьё) и степени магистра музыковедения Университета Страсбурга, Тома Блок дал более 3000 концертов в 400 странах, выпустил более 100 записей. Преподает волны Мартено в Страсбургской консерватории с 1992 года, музыкальный директор фестиваля в Эвиане (Франция) и Фестиваля Стеклянной музыки (2005) в парижском Сите-дё-ля-Мюзик, автор статей для различных музыкальных изданий, ответственный представитель своих инструментов Парижского музея музыки с момента его открытия (1997). В арсенале солиста на редких инструментах огромный классический и современный репертуар (Мессиан, Варез, Онеггер, Жоливе, Буссотти, Моцарт, Доницетти, Хассе, Карл Филипп Эммануэль Бах, Бетховен, Рихард Штраус и др.). Ежегодно музыкант играет 10-15 премьер — от авангардной музыки (Редольфи, Кампо, Ролан, Виссон, Микальсен...) до поп-музыки (Гринвуд, Альбарн, Вейтс...). Принимал участие более чем в 200 теле- и радиопрограммах.

Пианист, композитор и дирижер, Франсуа Вайгель изучал фортепиано и композицию в Кёльнской Высшей школе музыки, а дирижирование — в Высшей школе музыки в Париже, где он был удостоен нескольких первых премий. Также обучался игре на фортепиано у Ивонны Лорьё-Мессиан и Алексиса Вассенберга. Победитель нескольких международных конкурсов (Порто, Барселона, Неаполь, Конкурс фонда Иегуди Менухина), часто выезжает на гастроли в Европу, на международные фестивали в Эвиане, Вероне, Стрезе, фестивали Радио-Франс, Flâneries de Reims, La Roque d’Antheron. Как пианист выступал с Гамбургской филармонией (Инго Метцмахер), с оркестром Романской Швейцарии (Пинхас Стейнберг), Филармоническим оркестром радио Франции (Марек Яновский), Национальным оркестром Франции, Национальным оркестром Лотарингии (Жак Мерсье), Филармоническим оркестром Монпелье (Энрик Димеке), Новым оркестром Сан-Этьена (Патрик Фурнийе), Белградской филармонией (Эмиль Табаков), Национальным оркестром Чехии, Лилльским национальным оркестром (Поль Поливник), Софийской филармонией (Алексей Корниенко), Варшавским филармоническим оркестром (Антони Вит). Дирижировал Камерным оркестром Братиславы, Латышским оркестром, симфоническим оркестром Анкара Билькент, Загребским Камерным оркестром (с которым исполнил собственные транскрипции). Его партнеры по камерному музицированию: Бельведер-трио (артисты оркестра Венской филармонии) и Амаркорд-квартет (солисты Берлинской филармонии); также, пианист выступает с певцами: Инва Мула, Софи Кох, Лоренс Даль, Ферручо Фурланетто. В арсенале музыканта оригинальные программы: он выступал с музыкой эпохи барокко в совместном концерте с DJ Доктор Боун (любимец Нью-Йорка, брейк-данс), кроме этого, пианист импровизирует в прямом эфире радио Франции на мелодии, которые ему предлагает публика. Регулярно дирижирует хоровыми коллективами в Опера-Бастий. Ежегодно проводит конференции на мастер-классах Дитриха Фишера-Дискау в Австрии. Франсуа Вайгель регулярно выступает на радио- и телеканалах Европы. Запись Турангалилы Мессиана для Naxos с его участием и с Национальным Оркестром Польского радио получила высокую оценку международной прессы. Диск выбран «лучшим CD месяца» Rondo и стал «выбором редактора» журнала Gramophone. Запись получила «Премию классической музыки» от Midem.

 

20 декабря Тома БЛОК и Франсуа ВАЙГЕЛЬ выступят в Мраморном дворце с программой сочинений для волн Мартено и фортепиано БУЛЕЗА, ЖОЛИВЕ, ФОРЕ, РОЛЕНА, ГЕРШВИНА, МЕССИАНА, ВИССОНА, ХАЧАТУРЯНА и самого БЛОКА.

 

20 декабря в Большом зале филармонии в концертном исполнении прозвучит единственная опера французского композитора Клода ДЕБЮССИ «ПЕЛЛЕАС И МЕЛИЗАНДА». В принимают участие: Карен ВУРШ (сопрано, Франция), Марк БУШЕ (тенор, Франция), Франсуа Ле РУ (баритон, Франция), Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Никаолй КАМЕНСКИЙ (бас_, Владимир ЦЕЛЕЬРОВСКИЙ (бас). АКАДЕМИЧЕСКИМ СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ филармонии дирижирует Александр ДМИТРИЕВ.

В нашей современной музыке “Пеллеас и Мелизанда” - один из полюсов нашего искусства; “Кармен” - его другой полюс. Последняя вся во внешнем, вся жизнь, вся свет, без тени и недосказанности. “Пеллеас” - потонувший в сумерках, весь окутанный молчанием. (…) Равновесие этих двух Франций и составляет французский дух. Ромен Роллан (1907)

Дату премьеры “Пеллеаса и Мелизанды” - 30 апреля 1902 - спустя годы назовут “днем рождения современной музыки”. Тогда же в зале парижской “Опера Комик” царила растерянность, одна часть публики была возмущена, другая - очарована. Но все присутствующие почувствовали, что творение не слишком известного 40-летнего композитора принципиально отличается от своих собратьев по жанру. В своей единственной законченной опере Дебюсси явил тот идеал, который был им сформулирован в критических статьях. Немецкой “претензии на глубину, тяжеловесным длиннотам, потребности, стуча кулаками, подчеркивать смысл происходящего” он противопоставил лаконизм, недоговоренность, отсутствие ложной аффектации, то есть правдивость и человечность чувств. Веристской мелодраматической сентиментальности, аппелирующей зачастую к посредственным вкусам, - одухотворенность тайны, окутывающей героев символистской драмы Метерлинка.

В 1891 году Дебюсси присутствовал на премьере этой драмы в кузнице символизма - знаменитом Théâtre de l’Œuvre и сразу же решил взяться за создание оперы. Подобная стремительность удивительна для вечно сомневающегося композитора, но он наконец-то нашел сюжет, которого давно жаждал. “12 лет Пеллеас и Мелизанда были спутниками каждого дня моей жизни”, - признается он после премьеры. Дебюсси озвучил драму Метерлинка почти дословно (исключив лишь три второстепенные сцены). Музыка словно раскрыла скобки и многоточия текста, взяв на себя недоступное слову - порывы свежего ветра, рокот моря, сумрак леса, неотвратимость рока, нависшего над всеми героями. И стала молчанием там, где слово должно быть произнесено в полной тишине. Современник признавался, что “композитор до такой степени слился со словом, что в настоящее время никто из французов не может вспомнить ни одной страницы драмы без того, чтобы в нем не запела музыка Дебюсси”.

22 декабря в Большом зале ВПЕРВЫЕ В ПЕТЕРБУРГЕ прозвучит опера французского композитора Филиппа ФЕНЕЛЛОНА «ВИШНЕВЫЙ САД» (в концертном исполнении). В ней примут участие Симфонический оркестр, Хор и солисты Большого театра России. Дирижер — итальянский маэстро Тито ЧЕККЕРИНИ.

Филипп Фенелон (1952 г.р.) в 17 лет впервые посетил Байройтский фестиваль, и под впечатлением от Свадебки Стравинского под управлением Пьера Булеза, решил стать композитором. Он окончил Парижскую Национальную Консерваторию (класс Оливье Мессиана), в 1977 получил премию в области композиции. Обладатель Премии Штокхаузена, Бергамо (1980), стипендиат Casa Velasquez, Испания (1981-83), Премии Георга Вильденштайна (1983), приза Эрве Дюгардин – SACEM (1984), стипендиат Берлинской программы искусств (1988), стипендиат парижского Фонда Бомарше (1990), Виллы Медичи (Италия, 1991), лауреат национальной французской премии Новый талант в области музыкальной драмы (1992). В 2004 получил музыкальную премию SACD, в 2007 – Гран-при SACEM в области симфонической музыки. Кавалер национального ордена За заслуги и ордена Почетного легиона. Автор более ста сочинений в различных музыкальных жанрах. Предпочитает сочинять для голоса соло или в сопровождении инструментов. В числе наиболее известных его работ – оперы – Мнимый рыцарь (Le Chevalier imaginaire) по Сервантесу и Кафке, Короли (Les Rois) по Кортасару, Саламбо по Флоберу; концерты для фортепиано с оркестром, вокальные циклы (Восемнадцать мадригалов на текст Элегий Рильке), балеты. Сочинения Фенелона исполняют известные музыканты в программах Венецианской биеннале, Фестиваля новой музыки в Берлине, Осеннего фестиваля в Париже, на сценах Парижской Национальной Оперы, Зальцбургского Моцартеума, Нью-Йоркского Музея Гуггенхайма, в Токио, Мадриде, Варшаве, Амстердаме, Будапеште, Лиссабоне и др. Автор книг Arrière-pensées (Musica Falsa, 1998) и Histoires d'opéras chez Actes sud (2007).

 

22 декабря концерт фестиваля «Площадь искусств» состоится в Храме Спаса-на-Крови. В исполнении КАМЕРНОГО ХОРА Смольного собора под управлением Владимира БЕГЛЕЦОВА прозвучат Всенощное бдение и Литургия Святого Иоанна Златоуста РАХМАНИНОВА.

Всенощное бдение или ранее Всенощная (ночное бодрствование) - богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресения и церковных праздников; в него вошли пятнадцать достаточно стабильных номеров, образовавших типовой цикл, распадавшийся как бы на две части - Вечерню и Утреню.

Всенощное бдение Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Исполненная глубочайшего содержания, высокой духовности, огромной этической мощи эта хоровая симфония стала крупнейшим шедевром русской и мировой культуры. Всенощная появилась в разгар Первой мировой войны и впервые была исполнена 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне - Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н. М. Данилина. Рахманинов посвятил опус С. В. Смоленскому, лекции которого по истории русского церковного пения он прослушал, учась в Московской консерватории. В основу Всенощной положены древнерусские церковные мелодии, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах - знаменный распев и его разновидности, а также собственные мелодии Рахманинова, абсолютно не отличимые от цитируемых им церковных напевов.  Несмотря на большой успех премьеры, дальнейшая судьба «Всенощной» сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и осталось только на концертной эстраде. Да и в светских концертах оно звучало чрезвычайно редко. Начиная с 60-х годов ХХ века Всенощное бдение С.Рахманинова стало исполняться в концертных залах, сейчас оно считается классикой русской хоровой музыки и является основой репертуара, практически, всех хоровых коллективов России. Возвратилось Всенощное бдение Рахманинова и в соборы.

Литургия - главное православное богослужение, аналог католической Мессы. Письменное изложение Литургии относится к IV веку и принадлежит святителю Василию Великому. Ныне этот вариант Литургии служится лишь по большим церковным праздникам. Ежедневно же проводится богослужение по другому, сокращенному чину, введенному в том же столетии святителем Иоанном Златоустом. Центр и средоточие всей православной службы, Литургия традиционно раскрывала основные идеи христианской веры: идеи света и радости, спасения рода людского от греха, проклятия и смерти.

Рахманинов задумывал свою Литургию святого Иоанна Златоуста для исполнения в церкви, однако она получилась монументальным, самостоятельным, рассчитанным на высокопрофессиональное исполнение концертным произведением, своего рода «хоровой ораторией». Впервые Литургия Рахманинова прозвучала 25 ноября 1910 года в исполнении Синодального хора под управлением выдающегося русского дирижера Н.М.Данилина. Показателен отзыв о Литургии священника, законоучителя из школы, где работала двоюродная сестра Рахманинова: «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная». Итак, Литургия Рахманинова тоже не получила признание церковных властей, не закрепилась в культовом обиходе. Более того, даже при исполнении в концертах отдельные части сочинения исключались по требованию духовной цензуры, так как их музыка была найдена недостаточно соответствующей смыслу «священных слов». По иронии судьбы. Литургия так и не прозвучала целиком в храме при жизни ее автора: запрет церковных властей сменился запретом советского государства. Лишь 4 февраля 1987 года она была исполнена под церковными сводами: Московский камерный хор спел ее под управлением Владимира Минина на родине Рахманинова, в новгородском Софийском соборе.

23 декабря в Большом зале филармонии с программой «ИСКУССТВО ИНСТРУМЕНТОВКИ», выступит знаменитый камерный оркестр «КРЕМЕРАТА БАЛТИКА» под управлением выдающегося скрипача Гидона КРЕМЕРА.

 

24 декабря в 17 часов в Малом зале филармонии будет исполнена программа «Филармонический зверинец» или музыкальная история по сказке Г.Х.Андерсена «СОЛОВЕЙ». В конуерте принимают участие: Гидон КРЕМЕР (скрипка), Мария ФЕДОТОВА (флейта), Андрей ПУШКАРЕВ (ударные) и солисты оркестра «Кремерата Балтика». Сказку рассказывает Лика КРЕМЕР и композиторы: ХИНДЕМИТ, МЕШВИТЦ, РИДУ, РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, СЕН-САНС, ВАЙНБЕРГ и БАХ.

 

24 декабря в 20 часов в Большом зале филармонии состоится ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ «ПЛОЩАДЬ ИСКУССТВ». Юрий ТЕМИРКАНОВ и ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ оркестр петербургской филармонии исполнят симфонические картины ЛЯДОВА - «Волшебное озеро» и «Кикимора», вокальный цикл МУСОРГСКОГО «Песни и пляски смерти» и картины языческой Руси «Весна священная» СТРАВИНСКОГО. Солист — Александр ВИНОГРАДОВ.

Бас Александр Виноградов окончил Московскую консерваторию, дебютировал в Большом театре в 1997 году в роли Оровезо в «Норме» Пуччини. Лауреат многочисленных конкурсов; исполнил большое количество сольных партий на сцене Берлинского Государственного оперного театра. Среди ангажементов Виноградова: Teatro Real (Мадрид), Парижская Национальная опера, выступления в Бордо, в театре La Fenice («Феникс», Венеция), на фестивале Равиния, в театре Шатле (Париж), в Ковент-Гарден, в Валенсии, Генуе, Санта-Фе, Токио.В качестве солиста исполнил партию баса в произведениях кантатно-ораториального жанра: Missa Solemnis Бетховена с Чикаго-симфони и Штутгартской Bach-Collegium, Девятая симфония Бетховена, Реквием Верди с оркестром Баварского радио, «Песни и пляски смерти» Мусоргского в Лионской опере, «Маленькая торжественная месса» Россини; сотрудничал с оркестром Берлинской государственной оперы, Немецким симфоническим оркестром, Лондонским филармоническим оркестром, оркестром RAI; выступал под руководством таких прославленных дирижеров как: Г.Риллинг, Д.Баренбойм, К.Нагано, В.Юровский, В.Гергиев, М.Янсонс, Пл.Доминго, Л.Фостер, Мюнг-Вун Чунг, Л.Маазель, З.Мета, Г.Дудамель. В ближайших планах певца выступления в Ковент-гарден в «Царской невесте», Зарастро и Дон Базилио в Берлинской государственной опере, патер Лоренцо в Ла Скала, постановка «Джоконды» в Палермо.Александр Виноградов в настоящее время живет в Берлине, где преподает вокал в Высшей школе музыки Ганса Айслера.{jcomments on}

1