ЛАВОЙ БЕГИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЗВУКОВ ТАБУН ОСЕДЛАВ*

Хуун-Хуур-Ту20 ноября в рамках проекта "Культурный альянс. Пермь-Санкт-Петербург" в Большом Зале Санкт-Петербургской Филармонии состоялось первое в нашем городе исполнение этномифологической сюиты Владимира Мартынова на тексты Велимира Хлебникова "Дети Выдры".

Начало концерта приближалось, и зал заполнялся не совсем филармонической публикой. Девушки с дрэдами, юноши в пестром, много известных представителей петербургской богемы. Группа сидящих передо мной бритоголовых молодых людей, слушая приветственные речи, спокойно разливала по пластмассовым стаканчикам кофе из термоса.

"Ну вот, сейчас еще попкорн достанут", - подумала я с тоской. Этого не произошло, зато при словах "Пермь", "пермский", "пермская", они отставляли стаканчики и бурно аплодировали. Кое-что выснилось из вступительного слова и я поняла - пермяки, пьют кофе после долгого перелета, хлопают, потому что патриоты своего края. А музыку они слушали затаив дыхание, а послушать, я вас уверяю, было что - мощное это произведение, "Дети Выдры".Удивительно органичным оказалось сочетание традиционного горлового пения (когда исполнитель способен одновременно выводить две или три мелодические линии), тувинской инструментальной музыки, фортепиано, струнного ансамбля и хора. Не случайно композитор Владимир Мартынов, не раз заявлявший о необходимости ухода от академизма и обращения к истокам - этнической музыке, обратился к творчеству Хлебникова.

Результат - яркое эпическое полотно "Дети Выдры". "Мы - дети Выдры", - многократно, как заклинание, звучит в начале сюиты. Выдра, согласно древним верованиям, - женское божество, символ праматери - выделила человека из животного мира, даровав ему творческие способности. Композитор-минималист, чьи сочинения исполняются во многих странах мира, философ, писатель, этномузыковед, историк и теоретик музыки Владимир Мартынов известен своими работами в жанре концерта, оркестровыми, камерными и хоровыми произведениями. Он изучал, расшифровывал и реставрировал памятники древнерусского богослужебного пения, экспериментировал с электронной и рок-музыкой, был близок музыкальному авангарду, работал в стиле "новая простота", занимается мультимедийными проектами и инсталляциями. Очевидно, что идея Хлебникова сочетания не сочетающихся (на первый взгляд) текстов оказалась близка торческому кредо Владимира Мартынова и получила развитие в сюите "Дети Выдры". Но это - на поверхности, главное, глубинное - близость философских воззрений этих двух творцов.

Завораживающими звуками диких степей наполнился зал, когда вступил легендарный ансамбль "Хуун-Хуур-Ту" (в переводе с тувинского - расщепление солнечного света в облаках на множество лучей). Горловое пение - свет, тьма, боль, восторг, полет, простор. Вспоминается выражение Хлебникова об одном из фрагментов его звуко-поэзии - когда "пелись губы". Народные инструменты (дошпулуур, игил, хомус) - размышление человека о жизни, о предназначении, о его месте во Вселенной.

Несколько слов надо сказать и об ансамбле "Opus-Posth." (посмертное произведение), принимавшем участие в перформансе. Деятельность коллектива основана на концепции Мартынова: потенциал композиторской (opus) музыки исчерпан. Opus-Posth.-музыка - это то, что следует за композиторской музыкой и заменяет ее. На основе фольклора, григорианских и византийских распевов ансамбль создает новое пространство музицирования.

Кульминационной точкой всего произведения стал заключительный хор "...когда умирают звезды - они гаснут, когда умирают люди - поют песни" в исполнении пермского Академического Хора "Млада" художественный руководитель О.Выгузова).

"Слышите ли вы меня?" - восклицает Зангези в одноименном произведении В.Хлебникова. Да, слышим - благодаря великолепным исполнителям, воплотившим на сцене Большого Зала Санкт-Петербургской Филармонии замечательное произведение Владимира Мартынова "Дети Выдры", может быть, открывшее многим из слушателей как творчество Хлебникова, так и современное его воплощение в этом незабываемом музыкальном проекте.

* В.Хлебников "Зангези"

1