КОНЦЕРТЫ БОЛЬШОГО ЗАЛА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

БЗФС 4 ПО 15 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

4 ноября в Большом зале филармонии состоится второй концерт абонемента «Каноны и апокрифы». В исполнении ЗАСЛУЖЕННОГО КОЛЛЕКТИВА РОССИИ академического симфонического оркестра филармонии под управлением Александра ТИТОВА впервые в России прозвучит «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра Николая ОБУХОВА. Также будет исполнена Симфония №3 «Божественная поэма» СКРЯБИНА. Солисты: Наталия МИРОНОВА, Александра РЕПИНА, Олеся ПЕТРОВА, Борис СТЕПАНОВ и Борис ПИНХАСОВИЧ. Концерт проводится в рамках Года Франции в России при поддержке Французского Института в Петербурге.

В начале XX века произошел очередной взрыв идей; композиторы искали и находили сверхзадачу, некую «высшую цель» искусства, восходящую к тезису о Божественном творении всего сущего.

«Божественная поэма», Третья симфония Александра Скрябина стала своеобразной визитной карточкой этого композитора. Здесь в отточенном виде предстает знаменитая скрябинская формула «томление-полет-экстаз». Эта драматургическая триада, по мысли Скрябина, сопровождает «эволюцию человеческого сознания... прошедшего через пантеизм к радостному и опьяняющему утверждению своей свободы и единства вселенной».

Одного из самых загадочных и необычных русских композиторов, Николая Обухова, называют недостающим звеном между Скрябиным и Мессианом. Действительно, точками отсчета для Обухова, выпускника Петербургской Консерватории, стал гармонический язык позднего Скрябина, а также философия Вл.Соловьева, а религиозно-экстатической направленностью своего творчества Обухов предвосхищает Оливье Мессиана. Большая часть жизни Обухова была связана с Францией, Парижем, где на собраниях теософского общества он представлял свои сочинения. Эмигрировавший после Октябрьской революции, Николай Обухов, родственник выдающейся певицы Надеждой Обуховой, во многом потерял связь с Россией, чем и объясняется то, что имя этого композитора лишь в наши дни приобретает известность, а его музыка возвращается к своим слушателям. Примерно около 1915 года, Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).

 

6 ноября в Большом зале филармонии АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР филармонии под управлением Александра ДМИТРИЕВА прозвучит следующая программа: СИБЕЛИУС — Симфония №1, ШОССОН — Поэма для скрипки с оркестром, СЕН-САНС — Интродукция и рондо-каприччиозо, РАВЕЛЬ — Альборада (Утренняя серенада Шута). Солист — Александр КАГАН (скрипка).

Александр Каган родился в Москве в семье известных музыкантов. Окончил Московскую Консерваторию, в настоящее время является студентом магистратуры Высшей Школы Музыки “Ханс Ейслер” в Берлине (Германия) в классе профессора К. Блахера. 1999 году стал лауреатом Международного конкурса Ассамблеи Искусств, в 2001 — конкурса им.А.К.Глазунова в Париже, в 2006 — Международного конкурса скрипачей им.Давида Ойстраха в Одессе . В 2007 основал Трио, в составе которого получил Третью премию и специальный приз на конкурсе Пинероло в Италии. “Трио Каган” участвовало во многих фестивалях и концертах в Европе и России. С 1998 года Александр является постоянным участником фестиваля Олега Кагана в Кройте (Германия), фестиваля “Посвещение”, “Ars longa”, и «Декабрьские вечера» в Москве. Так же Александр — участник фестиваля камерной музыки в Кухмо (Финляндия), фестиваля “Сториони трио” в Эйденхофене (Голландия). С 2007 года Александр является одним из создателей и организаторов Музыкального Форума “Vila Bled” в Словении с 2007 года. С 2003 года играет в оркестре люцернского фестиваля (Швейцария) под управлением Клаудио Аббадо.

 

7 ноября в Большом зале филармонии — ОРГАННЫЙ ВЕЧЕР. В исполнении нидерландского органиста Марселя ФЕРХЕГГЕНА прозвучат произведения БАХА, МЕНДЕЛЬСОНА и ВЬЕРНА.

Марсель Ферхегген родился в Маастрихте в 1961 году, изучал органное исполнительство и теорию музыки в Маастрихтской консерватории у Уильяма Карстерса (музыкальная теория), Жана Вольфа (орган) и Яна Рааса (орган). После получения диплома с отличием, он начал совершенствовать своё мастерство в Нидерландах и за рубежом. Его педагогами в разное время были: Луиджи Фердинандо Тальявини, Даниэль Рот, Монсеррат Торрент, Гий Бове. Марсель Ферхегген в настоящее время является органистом базилики Св.Сервааса в Маастрихте. Кроме этого часто выступает как приглашенный церковный музыкант, дает концерты в Нидерландах и за рубежом, записывается для радио- и телекомпаний. Среди его записей на CD: «Орган в Альзасе», «100 лет органостроителю Фершюрен», «Исторические органы Лимбурга», «Главный и клиросный органы базилики Св.Сервааса в Маастрихте», «Прощай, Жан Вольф», «Музыка богослужений», «Орган Antiqua Bohemica» и т.д. Его репертуар включает в себя музыку от эпохи Ренессанса до современных композиторов. Ферхегген — обладатель многочисленных премий международных конкурсов в области органного исполнительства и импровизации. Марсель Ферхегген преподает в Высшей школе г.Торн и Консерватории Маастрихта, также проводит мастер-классы в Нидерландах и за рубежом. Является экспертом Органного Совета Католической церкви и Датского Органного Общества, где занимается строением и реставрацией органов. А также, в сотрудничестве с Петером ван Дийком, состоит в комиссии Национальной академией органных экспертов. Редактор книги «Исторический орган в Нидерландах». Художественный руководитель серии органных концертов в Маастрихте “Pro Organo”.

 

9 ноября в Большом зале филармонии с программой «ДЕМАРШ ЭНТУЗИАСТОВ» выступит замечательный российский актер Александр ФИЛИППЕНКО. В так называемые Довлатовские чтения вошли произведения АКСЕНОВА, ВЫСОЦКОГО, ОКУДЖАВЫ, ЛЕВИТАНСКОГО, ЖВАНЕЦКОГО и, конечно, самого ДОВЛАТОВА.

Александр Филиппенко создает на сцене незабываемые образы персонажей своих любимых авторов, погружая зрителей в удивительную атмосферу русской литературы.

Талант артистического чтения позволил Филиппенко превозмочь зависимую актерскую участь. Сам себе режиссер он составляет литературные композиции на свой вкус, придумывает моноспектакли. За один из них - «Мертвые души» - Александр Филиппенко получил Государственную премию. «Мы, актеры, по сути - переводчики. Переводим с авторского писательского языка на слушательский» - говорит артист. Выступления Александра Георгиевича можно отнести к литературному театру. Филиппенко смешит, трогает, заставляет задуматься, - и всё словами больших писателей.

Любимый миллионами зрителей популярный артист закончил Щукинское театральное училище, но прежде был Физтех, работа инженером, участие в студенческих командах КВН и эстрадной студии МГУ «Наш Дом». Право считать его своим оспаривают театр, кино и эстрада. А он везде на месте, и всегда на высоте.

В кино Александр Филиппенко начал сниматься в 1969 году, С тех пор он сыграл много ролей в картинах разнообразных жанров, от психологических драм до приключенческих и детективных лент. Актер никогда не соглашался с навязыванием ему «злодейского» амплуа, хотя ролей мошенников и бандитов у него много. Он умеет подать своего героя, даже самого неприглядного по сценарию, с таким восхитительным мастерством, что зритель начинает уважать даже самого законченного злодея...

С 1995 года, после 20 лет работы в Государственном академическом театре имени Е. Вахтангова, актер начинает работать по контрактам как «свободный художник» в различных театрах Москвы: «Школе современной пьесы», в «Театре у Никитских ворот», Театре Эстрады, театрах «Сатирикон», «Et Cetera», «Моссовета», в Театре-студии О.Табакова, Театре на Таганке… «С режиссерами я не спорю», — заявляет Филиппенко и, шутя, добавляет, что все равно на сцене он — и все цветы и аплодисменты достаются артисту.

 

10 ноября в Большом зале филармонии с первым в новом сезоне концертом выступит художественный руководитель филармонии маэстро Юрий ТЕМИРКАНОВ. Под его управлением ЗАСЛУЖЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ РОССИИ академический смифонический оркестр филармонии исполнит знаменитый Фортепианный концерт ГРИГА и одну из лучших симфоний ЧАЙКОВСКОГО — Четвертую. Солист — Николай ЛУГАНСКИЙ (фортепиано).

Выпускник московской консерватории по классу профессоров Т.П.Николаевой и С.Л.Доренского, Николай Луганский заявил о себе, став победителем Х Международного конкурса имени П.И.Чайковского (1994). Музыкант признан лучшим пианистом Международной Летней Академией “Моцартеум” в Зальцбурге (1992). Как самый многообещающий пианист молодого поколения в 1995 году был удостоен премии Теренса Джадда. После выступления на Международном фестивале MIDEM в Каннах (1998) Луганский ведет активную концертную деятельность, выступая соло и с прославленными коллективами под руководством знаменитых дирижеров в залах Европы, Америки, Азии. Сотрудничает с крупнейшими симфоническими оркестрами: Концертгебау, Оркестр де Пари, Дрезденским и Роттердамским филармоническими, Токийским и Сан-францисским симфоническими и др. Играл со многими выдающимися дирижерами современности: Евгением Светлановым, Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым, Владимиром Федосеевым, Куртом Мазуром, Кентом Нагано, Франсом Брюггеном. Пианист имеет заслуженную репутацию прекрасного ансамблиста и тонкого интерпретатора камерной музыки. В его репертуаре более сорока концертов для фортепиано с оркестром, произведения разных стилей и эпох - от Баха до современных композиторов. Дискография Николая Луганского насчитывает два десятка записей, среди которых диски, выпущенные на Warner-Classics, несколько раз удостаивались премии Golden Diapason. В репертуаре пианиста — сочинения от Баха до современных композиторов.

 

12 ноября известный петербургский пианист Андрей ИВАНОВИЧ исполнит в Большом зале филармонии программу из сочинений Фридерика ШОПЕНА .

2010 год в музыкантском сообществе был ознаменован 200-летним юбилеем со дня рождения Фридерика Шопена, гения фортепиано, чьи произведения стали символами рояля, и чье имя в афишах обычно гарантирует стойкий интерес публики, радующий, в свою очередь, администраторов концертных залов высокими продажами билетов. Пианисты же по очереди отметили годовщину Шопена сольными концертами-монографиями из произведений польского классика.

Известный пианист Андрей Иванович - правнук известного румынского композитора Иона Ивановичи (автора более 100 вальсов, в т.ч. «Дунайские волны») - родился в 1968 году в Бухаресте. Высшее образование музыкант получил в Санкт-Петербургской консерватории, Российской Академии музыки (Москва) и Высшей Школе музыки в г. Карлсруэ (Германия). Андрей Иванович с большим успехом участвовал во многих Международных конкурсах. В период с 1992 по 1994 г.г. пианисту шестикратно присваивались Первые премии и звание Лауреата. В 1994 году он получил Гран-При и золотую медаль на всемирно известном конкурсе пианистов в г. Цинциннати (США). В 1996 году состоялись успешные дебюты в Карнеги-Холл и Lincoln Center. После концертов «New York Concert Review» писала: «…Выступление, напоминающее во многом выступления юного Ашкенази, и, даже в большей степени, непревзойденного Дину Липатти. Не может быть большего комплимента…» Конкурсные победы и концерт в одном из самых престижных залов мира положили начало активной гастрольной деятельности в России, Германии, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Финляндии, Португалии, Америке, Греции. Андрей Иванович совмещает исполнительскую деятельность с педагогической (доцент Кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории), является членом жюри Международных конкурсов в России и за рубежом. В 2001 году Андрей Иванович принимал участие в съемке фильма канадского телевидения о пребывании Глена Гульда в России в 1957 году. Интерпретация произведений И.С. Баха Андреем Ивановичем представлена в фильме продолжением гульдовской традиции в России. Фильм получил Гран-При на Монреальском кинофестивале 2002 года в номинации «Лучший документальный фильм об искусстве». В 2004 году Андрей Иванович принят в члены Шопеновского общества Санкт-Петербурга. В этом же году Андрей Иванович был приглашён дать юбилейный концерт в резиденции графа Бернадотта перед представителями большинства европейских королевских династий. За время творчества пианиста в свет вышло 15 CD с музыкой Моцарта, Шопена, Дебюсси, Мусоргского, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева.

Программа концерта, включающая Четыре баллады и Сонату си-минор Фридерика Шопена, является исчерпывающей и показательной как в отношении шопеновского стиля, так и в вопросах собственного стиля пианиста. Говоря проще, «здесь слышно все». Тем интересней обещает стать этот концерт как для слушателей, уже успевших полюбить музыку Шопена и игру Андрея Ивановича, так и для тех, для кого эта встреча будет первой.

 

14 ноября в Большом зале филармонии состоится долгожданный концерт знаменитого МОНТЕВЕРДИ-ХОРА, отменившегося в прошлом сезоне из-за извержения исландского вулкана. В сопровождении ОРКЕСТРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА немецкие артисты под управлением Готхарда ШТИРА исполнят РЕКВИЕМ МОЦАРТА, а также мотеты для хора a capella МОНТЕВЕРДИ, МЕНДЕЛЬСОНА, БРАМСА, БРУКНЕРА и РЕГЕРА. Концерт проводится при поддержке Немецкого культурного центра имени Гете в Санкт-Петербурге.

Монтеверди-Хородин из самых известных хоровых коллективов Германии. Основанный в 1955 году как хор Итальянского культурного института в Гамбурге, с момента назначения его основателя Юргена Юргенса музыкальным руководителем Гамбургского Университета, в 1961 году коллектив стал частью его музыкального отделения. Широкий репертуар Монтеверди-хора включает в себя старинную, романтическую и современную музыку. Записи, выпущенные этим коллективом и посвященные старинной музыке, получили престижные награды, кроме этого, хор - лауреат многих международных конкурсов. Монтеверди-хор побывал на гастролях в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего и Дальнего Востока, в Китае, Австралии, США и Латинской Америке. В августе 1994 года известный лейпцигский певец и дирижер Готхарт Штир стал новым художественным руководителем коллектива, с которым он уже выступал в качестве приглашенного дирижера в Санкт-Петербурге на Пасхальном фестивале в мае 1994 года, а также в церкви Св.Михаила в Гамбурге (Гендель, «Мессия»). Работа Готхарта Штира продолжает традиции Монтеверди-хора, как коллектива, выступающего преимущественно a'capella, но маэстро расширил его репертуар рядом сочинений ораториального жанра. Хор сотрудничал с такими известными коллективами как: Среднегерманский камерный оркестр, Новая Баховская Музыкальная коллегия (Лейпциг), Гевандхаус-оркестр (Лейпциг) и Гамбургский барочный оркестр. Среди ярких совместных работ Готхарта Штира с хором: успешное концертное турне в Израиле (Иерусалим, 1996) с симфонией-кантатой Мендельсона «Хвалебная песнь» и программой a'capella; первое исполнение в Израиле оратории Мендельсона «Павел» на Литургическом фестивале в Иерусалиме и на Фестивале духовной музыки в Назарете (1998), «Тюремных песен» Луиджи Даллапикколы на Генделевском фестивале (1999), концертные турне по центральной Америке (1999, 2001), гастроли по Германии: Верди — четыре духовных сочинения, Россини — Stabat Mater (2001), выступление на фестивале Tuba Mirum в Эрмитаже в Санкт-Петербурге: Мендельсон «Илия» и Пендерецкий «Семь врат Иерусалима» и произведения a'capella (2001); выступление на фестивале Генделя в Гёттингеме (2002), два исполнения "Missa solemnis" Бетховена на фестивале «Музыкальное лето Мекленбург-Передняя Померания» (2002), турне по городам Китая и Германии (2003), по государствам балтийского региона (2004), выступления на 79-ом Баховском фестивале в Гамбурге и на фестивале Мендельсона в Лейпциге совместно с Геванд-оркестром (2004).{jcomments on}

1