4 ноября в БЗФ: Духовная музыка. Каноны и апокрифы

Первое исполнение в России

ОБУХОВ - «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра

СКРЯБИН - Симфония №3 «Божественная поэма»

4 ноября в Большом зале филармонии состоится второй концерт абонемента «Каноны и апокрифы». В исполнении заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Александра ТИТОВА впервые в России прозвучит «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и оркестра Николая ОБУХОВА. Также будет исполнена Симфония №3 «Божественная поэма» СКРЯБИНА. Солисты: Наталия МИРОНОВА, Александра РЕПИНА, Олеся ПЕТРОВА, Борис СТЕПАНОВ и Борис ПИНХАСОВИЧ. Концерт проводится в рамках Года Франции в России при поддержке Французского Института в Петербурге.

В начале XX века произошел очередной взрыв идей; композиторы искали и находили сверхзадачу, некую «высшую цель» искусства, восходящую к тезису о Божественном творении всего сущего.

«Божественная поэма», Третья симфония Александра Скрябина стала своеобразной визитной карточкой этого композитора. Здесь в отточенном виде предстает знаменитая скрябинская формула «томление-полет-экстаз». Эта драматургическая триада, по мысли Скрябина, сопровождает «эволюцию человеческого сознания... прошедшего через пантеизм к радостному и опьяняющему утверждению своей свободы и единства вселенной»

Одного из самых загадочных и необычных русских композиторов, Николая Обухова, называют недостающим звеном между Скрябиным и Мессианом.

Действительно, точками отсчета для Обухова, выпускника Петербургской Консерватории, стал гармонический язык позднего Скрябина, а также философия Вл.Соловьева, а религиозно-экстатической направленностью своего творчества Обухов предвосхищает Оливье Мессиана. Большая часть жизни Обухова была связана с Францией, Парижем, где на собраниях теософского общества он представлял свои сочинения. Эмигрировавший после Октябрьской революции, Николай Обухов, родственник выдающейся певицы Надеждой Обуховой, во многом потерял связь с Россией, чем и объясняется то, что имя этого композитора лишь в наши дни приобретает известность, а его музыка возвращается к своим слушателям. Примерно около 1915 года, Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера, с которым Обухов поделился своим замыслом. Композитор одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест (1929), за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован Львом Терменом).{jcomments on}

 

1