АНДРАШ ШИФ. СТРОИТЕЛЬ ХРАМА

Андраш ШиффКогда на концерте Андраша Шиффа я закрывал глаза во время медленных минорных прелюдий Баха, мне мерещилось трепещущее в душистом вечернем сумраке пламя свечей, ветер, треплющий портьеру и стучащий ставнями, шумящие вдалеке рейнские волны… «Детские сцены» Шумана погрузили зал в радостные воспоминания об играх и забавах ранней поры, а три биса (Лунная соната, Экспромт Шуберта и Итальянский концерт Баха) превратились в полноценное третье отделение. Но триумф пианиста был таков, что часть слушателей, как мне показалось, готова была остаться в зале и до утра.

…Я ещё многое мог бы и хотел рассказать о своих впечатлениях от пятничного клавирабенда в Большом зале филармонии, но узнав, что у меня есть возможность задать несколько вопросов директору фонда «Музыкальный олимп» Ирине Никитиной, которая нашла время для эксклюзивного блиц-интервью «Новой газете в С-Пб», решил предоставить слово ей. Ведь никому иному, как Ирине Никитиной, виртуозной пианистке и блестящей красавице, и её «Музыкальному Олимпу» мы обязаны возможностью второй раз услышать «живьём» одного из лучших пианистов современности.

Вопрос. Ирина, вот уже второй раз фонд «Музыкальный Олимп» привозит в Петербург великолепного Андраша Шиффа, который у нас в стране, к сожалению, известен гораздо менее, чем на Западе. Чем обусловлен Ваш выбор?

- Ну, во-первых, Андраш Шифф – это без преувеличения великий музыкант, афиши которого каждый год украшают залы мировых столиц таких, как Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Берлин. А у нас он всего лишь второй раз, и, по-моему, этого даже мало.

До его первого концерта в этих же стенах осенью 2007-го года он был в России, а точнее, в СССР лишь однажды – в 1974 году на международном конкурсе имени П.И. Чайковского, где занял четвёртое место. Первую премию тогда получил Андрей Гаврилов. Но время все расставило по своим местам: сегодня лучшим является Шифф. И этот факт говорит не в пользу конкурса Чайковского, ведь конкурс должен оценивать перспективу и потенциал исполнителя.

Вопрос. Нынешняя программа маэстро Шиффа (Бах, Шуман) также как и программа концерта 2007 года (Бетховен, Шуман) состоит из произведений немецких классиков. Маэстро настолько консервативен в своих вкусах, или он считает, что эта музыка наиболее созвучна петербургским слушателям?

Ирина Никитина- Нет, дело в особой духовности Андраша Шиффа. У меня сегодня ощущение от концерта такое, как будто я побывала в Храме. Во время его исполнения возникает состояние божественного транса и ощущение огромного потока чистой энергии, мощного катарсиса. Исключительная высота, которой он достигает в этой духовной вибрации, исходящей от музыки, плюс эмоциональность – ведь он не холодный – он очень тёплый, и в то же время высоко духовный, - это совершенно уникальное сочетание. И я думаю, что немецкая классика – это просто его самовыражение. Начав концерт известной, наверное, каждому слушателю до мажорной прелюдией Баха, он сразу поднял нас на невероятную духовную высоту, сумел настроить зал на нужную частоту восприятия.

Вопрос. Каковы Ваши ближайшие планы? Какими концертами «Музыкальный Олимп» порадует нас в этом сезоне?

- Мы работаем в разных жанрах, выбирая, как нам кажется, лучших сегодняшних героев, знакомим с ними российскую публику. Нам очень важно, что это герои не вчерашнего дня. У нас есть фестиваль с одноименным названием «Музыкальный Олимп», который традиционно проходит в Санкт-Петербурге. Ежегодно на нем мы представляем лучших молодых исполнителей современного музыкального мира. Кроме того, в этом сезоне в декабре мы привезем в Петербург очень интересный французский дуэт, который называется «Дуэль». Они работают в жанре комедийного музыкального театра в духе даже, может быть, кабаре – они часто выступают на Champs Elysees. Это такая дуэль виолончелиста и пианиста, которая очень интересно обыграна в комедийном ключе. Представление пройдёт на сцене театра имени Комиссаржевской. И ещё мы планируем в июне одну «бомбу», о которой я пока не хочу ничего говорить, потому что ещё не подписаны все контракты…

В конце этого блиц-интервью я ещё раз поблагодарил Ирину за предоставленную петербургской публике возможность насладиться высоким искусством маэстро Шиффа, и, придя домой глубоко за полночь, сел за пианино и стал тихонько, чтоб не разбудить соседей, наигрывать первую прелюдию из ХТК.

1