ДНЕВНИК МЕЛОМАНА. КОНЦЕРТЫ АПРЕЛЯ (ЧАСТЬ II)

Памяти Евгения Светланова

Чтобы закончить разговор о концертах этого апреля, я обязан упомянуть ещё о четырёх вечерах, которые запомнились.
Прежде всего, это петербургская премьера величественной и огромной оратории Франца Листа «Христос», дважды подряд с промежутком в два дня повторённая в Капелле.

Эта музыка по своим размерам и торжественности напомнила мне нечто вроде пирамиды Хеопса или, ближе по сути, ватиканский собор Святого Петра. На обоих вечерах – и 7-го и 9-го – были аншлаги.
Конечно же, исполнить произведение подобных объёмов, да ещё и в первый раз, с высокой степенью совершенства, представляется невероятным. Я полагаю, этого и не стоило требовать или ожидать. Однако сам факт внимания к ни разу не исполнявшимся в нашем городе произведениям гениев позапрошлого столетия, не может не радовать. Низкий поклон инициатору постановки «Христа» Владиславу Чернушенко, который посвятил это исполнение светлой памяти Евгения Фёдоровича Светланова и сам стоял за дирижёрским пультом.
По мнению многих присутствовавших, наиболее интересной в музыкальном отношении оказалась Третья часть оратории – Stabat Mater.
Я очень надеюсь, что «Христос» будет повторяться и в следующем сезоне – надо будет обязательно сходить ещё раз, чтобы получить более полное впечатление от этой величественной музыки.

Два клавирабенда одной недели

Я не знаю, многие ли обратили внимание на тот факт, что чуть ли не большинство успешных петербургских пианистов моложе 40 лет являются учениками профессора петербургской консерватории Александра Сандлера. Исключение составляют ученик Гр. Соколова Александр Рубинов, ученик Ек. Муриной Димитрий Барбашкин, Галина Жукова и некоторые другие.
Но вот что касается Петра Лаула, Мирослава Култышева, Александра Пироженко, Станислава Соловьева, Антона Ляховского, Павла Райкеруса – все эти очень разные пианисты вылетели, так сказать, из одного гнезда. В чём секрет школы Сандлера, я, сразу признаюсь, не знаю. Как-нибудь на досуге надо будет задуматься над этим феноменом, подсчитав характерные черты, достоинства и недостатки…
6 апреля в Малом зале играл приехавший из Лондона, где он ныне постоянно проживает, Антон Ляховский (в программе – Бах, Моцарт, Шопен, Скрябин, Прокофьев), а 10-го Пётр Лаул дал в Капелле монотематический вечер, посвященный Себастиану Баху.
У Ляховского, который мне был уже известен до этого вечера как блестящий виртуоз, мне по хорошему понравилось второе отделение – его Скрябин (8 этюдов, соч.42) действительно растворял зал в пьянящем и пряном мистическом тумане, а 7-я Соната Прокофьева прозвучала мощно, уверенно и рельефно, сотрясая стены и потрясая оглушённую публику. Первое классико-романтическое отделение с Второй Партитой Баха, си-бемоль мажорной сонатой Моцарта и Вторым Скерцо Шопена выглядело «разогревом», и не оставило сильных художественных впечатлений, хотя внешне казалось, что Ляховский выкладывался на все 100. В зале присутствовал профессор Сандлер, но было слышно, что Ляховский, входя в раж и допуская, быть может, некие небрежности ради усиления того или иного аффекта или ради крупного штриха, играет не в режиме экзамена, а для собравшейся публики. И это было очень хорошо!
Пётр Лаул – «некоронованный король» фортепианного Петербурга последнего десятилетия – решил отметить 325-летний «юбилей» Баха Итальянским концертом, ми-минорной «гульдовской» Партитой (№ 6), двумя прелюдиями и фугами из Второго тома ХТК и Чаконой из Второй скрипичной Партиты в виртуозном леворучном переложении Брамса. Публика шумно приветствовала аплодисментами своего любимца – и, правда, почти вся программа была сыграна безупречно. Особенно удались ми минорная Партита и Andante из Итальянского концерта. Однако мне услышались в игре Лаула глубокая моральная и эстетическая усталость, какая-то что ли опустошённость – к этому состоянию, по моим наблюдениям, рано или поздно приходят почти все питерские пианисты. Может быть, дело в кризисе среднего возраста или в дурном климате? Очень странный резкий звук, лишённый привычного у Лаула богатства оттенков. В Allegro Итальянского концерта вместо радости и ликования – докучный звон…
Но, как бы там ни было, я вместе со всеми поклонниками творчества Петра Лаула желаю ему скорейшего выхода из этого кризиса, который стал намечаться как раз в начале сезона 2009/10. Hero Gaming и Wazdan начинают совместную работу. Компания Ваздан занимается разработкой ПО для онлайн-казино. Линейка партнеров фирмы расширится за счет сделки с Hero Gaming, которая обслуживает более 5 азартных клубов. Изучить и оценить разработки Ваздан можно через рабочее зеркало сайта казино Колумбус . Компания работает над техническим контентом и не обделяет внимание игровые автоматы. В Hero Gaming активно ищут новых поставщиков для своих казино-партнеров. Это небольшие интернет-заведения, нуждающиеся в новых приложениях и отличающиеся постоянно растущей аудиторией клиентов. Желаю ему мощного дыхания полной грудью, открытого творческого общения, приносящего добрые плоды, и прочих благ.

Любовь и жизнь…

При исполнении шумановской «Frauenliebe und Leben» великолепной Ольгой Кондиной под аккомпанемент её супруга Бориса Кондина возникла та уникальная ситуация, когда пианист искусно и искренне помогал певице лепить то солнечно-яркие (Er, der herrlichste von allen…), то изящные и хрупкие (Ich kann’s nicht fassen, nicht glauben) образы Роберта Шумана.  
Голос Ольги Кондиной ничуть не нуждается ни в чьих, тем более в моих, комплиментах, игра Бориса Кондина очень деликатна и глубоко и тонко осмысленна. Я ушёл после первого отделения, чтобы не «расплескать» волшебного впечатления от гениальной музыки Шумана и первоклассных стихов Адельберта фон Шамиссо, а совсем не потому, что не хотел слушать песен Грига.
Переедать не стоит даже в том случае, если блюдо, которое подали, самое редкое и изысканное. Уходить из концертного зала лучше всего в состоянии лёгкого творческого голода, когда придя домой хочется сесть за инструмент и наиграть только что услышанное в зале.{jcomments on}
                                                                               

                                                                                                                        Продолжение следует

1